Роль акмеологического подхода для развития готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности

Разделы: Администрирование школы


Рассматривая проблему развития готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности, целесообразно определить соответствующие методические основания. Наша позиция состоит в том, чтобы опираться на системно-деятельностный и акмеологический подходы. В данной работе будет представлена роль акмеологического подхода для развития готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности.

Прежде необходимо рассмотреть термин “подход”. С точки зрения науковедения подход представляет собой комплекс парадигматических (онтологическая картина, схема и описание объектов), синтагматических (способы и методы доказательства, аргументации, языки описания, объяснения и понимания) и прагматических (цели и ценности, предписания, разрешенные и запрещенные формы употребления синтагмы и парадигмы) структур и механизмов в познании и (или) практике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в науке, политике или организации жизнедеятельности человека [1; 38].

Руководствуясь изложенным пониманием подхода, перейдем к характеристике акмеологического подхода и его значения в развитии готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности.

Акмеология – новая интегративно-комплексная наука, возникшая на стыке естественных, гуманитарных и технических областей научного знания. Акмеология (от греч. аkme – высшая степень чего-либо + логия, буквально наука о вершинах) выявляет феноменологию, закономерности и механизмы становления человека на ступенях ранней, средней и поздней взрослости как индивида (сложнейшего живого организма), как личности (в этом случае, прежде всего, имеются ввиду усвоенные человеком отношения к разным сторонам действительности (главным образом как профессионала) [2; 3].

Сущность акмеологии представлена в работах таких исследователей как Бодалев А. А. , Деркач А. А. , Зазыкин В. М. , Ганжин В. Г. , Селезнева Н. Т. и др.

В образовании акмеология получила развитие в трудах Л. В. Варфоломеевой, Н. В. Вишняковой, Ю. А. Гагина, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, раскрывающих факторы достижения педагогом вершин его профессионализма. На наш взгляд, ценными являются исследования, выполненные в лаборатории управления образованием взрослых ИОВ РАО, в которых акмеологический подход стал ведущим (О. П. Бурдакова, М. А. Вострова, Н. М. Полетаева, Н. Д. Санитарова и др. ).

А. К. Маркова считает главной целью акмеологии выявление условий продвижения человека к вершинам, в определении путей достижения педагогом профессионализма [3; 445].

Нас, конечно, интересует, как педагогическая акмеология способствует эффективному внедрению стратегии, тактики и техники развития готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности.

Предлагаем ниже формы работы, которые на наш взгляд, наиболее эффективно помогут педагогам, занимающимся инновационной деятельностью в образовании.

Таблица. Пути достижения уровней готовности педагога к осуществлению инновационной деятельности.

Уровни профессионализма педагога по А. К. Марковой Уровни готовности педагога к инновационной деятельности. Что способствует достижению уровня готовности педагога к инновационной деятельности.
1. Уровень овладения профессией, адаптация к ней, первичное усвоение норм, менталитетов, необходимых приемов, технологий. Уровень знакомства с понятием “инновации в образовании”, усвоение сущности инновациионной деятельности. Лекции, индивидуальные и семинарские занятия по теме “сущность инновационной деятельности” и собеседования.
2. Уровень педагогического мастерства как выполнение на хорошем уровне лучших образцов передового педагогического опыта; владение имеющимися в профессии приемами индивидуального подхода к учащимся. Освоение практических способов осуществления инновационной деятельности, формирование умений и навыков для выполнения на хорошем уровне передового инновационного опыта, его внедрения в практику. Круглые столы, семинары, конференции по обмену опытом, “открытые” занятия, мастер-классы, индивидуальные занятия в библиотеках, работа с Интернетом, публикации.
3. Уровень самоактуализации педагога в профессии, осознание возможностей педагогической профессии для развития своей личности, саморазвитие себя средствами профессии, сознательное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля. Развитие креативных и рефлексивных умений педагогов в рамках инновационной деятельности, необходимых для создания собственных инновационных проектов. Деловые игры, ролевые игры, групповые тренинги, практические занятия, овладение методами саморазвития. Соревнование идей, парад находок, встречи с яркими людьми.
4. Уровень педагогического творчества как обогащение педагогом опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, внесение авторских предложений, как касающихся отдельных задач, приемов, средств, методов, форм организации учебного процесса, так и создающих новые педагогические систе-мы обучения и воспитания. Уровень творческого созидания: разработка, апробация и внедрение авторских инновационных исследований, направленных на повышение качества современ-ного образования.

Написание авторских программ, учебных пособий, методических рекомендаций, публичная защита.

Создание необходимых условий: обеспечение необходимой литературой, возможность пользоваться Интернетом, мораль-ное и материальное стимулирование, благопри-ятный психологический климат в коллективе, благоприятный режим работы. Представление возможностей знакомить со своим опытом на различных конференциях, в печати.

Таким образом, использование акмеологического подхода в развитии готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности представляется продуктивным, так как этот подход ориентируется на потребности взрослого человека в творчестве, саморазвитии и самореализации. Считаем, что разработанная нами таблица “Пути достижения уровней готовности педагога к осуществлению инновационной деятельности” послужит поддержкой всем тем, кто стоит на пути созидания нового в образовании современной России.

Литература

  1. Ильясов, Д. Ф. Повышение квалификации руководителей образовательных учреждений: объективные факторы в управлении/Д. Ф. Ильясов; Под. ред. проф. Г. Н. Серикова. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2005.
  2. Зазыкин, В. Г. , Чернышев, А. П. , А. П. Акмеологические аспекты профессионализма / В. Г. Зазыкин, А. П. Чернышев // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор. информ. ; Вып. 6; научно-исследовательский институт высшего образования. – М. , 1993.
  3. Маркова, А. К. Педагогическая акмеология/ А. К. Маркова// Акмеология: Учебник / под общ. ред. А. А. Деркача. – М. : Изд-во РАГС, 2004. – с. 442-452.