Рассматривая проблему развития готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности, целесообразно определить соответствующие методические основания. Наша позиция состоит в том, чтобы опираться на системно-деятельностный и акмеологический подходы. В данной работе будет представлена роль акмеологического подхода для развития готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности.
Прежде необходимо рассмотреть термин “подход”. С точки зрения науковедения подход представляет собой комплекс парадигматических (онтологическая картина, схема и описание объектов), синтагматических (способы и методы доказательства, аргументации, языки описания, объяснения и понимания) и прагматических (цели и ценности, предписания, разрешенные и запрещенные формы употребления синтагмы и парадигмы) структур и механизмов в познании и (или) практике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в науке, политике или организации жизнедеятельности человека [1; 38].
Руководствуясь изложенным пониманием подхода, перейдем к характеристике акмеологического подхода и его значения в развитии готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности.
Акмеология – новая интегративно-комплексная наука, возникшая на стыке естественных, гуманитарных и технических областей научного знания. Акмеология (от греч. аkme – высшая степень чего-либо + логия, буквально наука о вершинах) выявляет феноменологию, закономерности и механизмы становления человека на ступенях ранней, средней и поздней взрослости как индивида (сложнейшего живого организма), как личности (в этом случае, прежде всего, имеются ввиду усвоенные человеком отношения к разным сторонам действительности (главным образом как профессионала) [2; 3].
Сущность акмеологии представлена в работах таких исследователей как Бодалев А. А. , Деркач А. А. , Зазыкин В. М. , Ганжин В. Г. , Селезнева Н. Т. и др.
В образовании акмеология получила развитие в трудах Л. В. Варфоломеевой, Н. В. Вишняковой, Ю. А. Гагина, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, раскрывающих факторы достижения педагогом вершин его профессионализма. На наш взгляд, ценными являются исследования, выполненные в лаборатории управления образованием взрослых ИОВ РАО, в которых акмеологический подход стал ведущим (О. П. Бурдакова, М. А. Вострова, Н. М. Полетаева, Н. Д. Санитарова и др. ).
А. К. Маркова считает главной целью акмеологии выявление условий продвижения человека к вершинам, в определении путей достижения педагогом профессионализма [3; 445].
Нас, конечно, интересует, как педагогическая акмеология способствует эффективному внедрению стратегии, тактики и техники развития готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности.
Предлагаем ниже формы работы, которые на наш взгляд, наиболее эффективно помогут педагогам, занимающимся инновационной деятельностью в образовании.
Таблица. Пути достижения уровней готовности педагога к осуществлению инновационной деятельности.
Уровни профессионализма педагога по А. К. Марковой | Уровни готовности педагога к инновационной деятельности. | Что способствует достижению уровня готовности педагога к инновационной деятельности. |
1. Уровень овладения профессией, адаптация к ней, первичное усвоение норм, менталитетов, необходимых приемов, технологий. | Уровень знакомства с понятием “инновации в образовании”, усвоение сущности инновациионной деятельности. | Лекции, индивидуальные и семинарские занятия по теме “сущность инновационной деятельности” и собеседования. |
2. Уровень педагогического мастерства как выполнение на хорошем уровне лучших образцов передового педагогического опыта; владение имеющимися в профессии приемами индивидуального подхода к учащимся. | Освоение практических способов осуществления инновационной деятельности, формирование умений и навыков для выполнения на хорошем уровне передового инновационного опыта, его внедрения в практику. | Круглые столы, семинары, конференции по обмену опытом, “открытые” занятия, мастер-классы, индивидуальные занятия в библиотеках, работа с Интернетом, публикации. |
3. Уровень самоактуализации педагога в профессии, осознание возможностей педагогической профессии для развития своей личности, саморазвитие себя средствами профессии, сознательное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля. | Развитие креативных и рефлексивных умений педагогов в рамках инновационной деятельности, необходимых для создания собственных инновационных проектов. | Деловые игры, ролевые игры, групповые тренинги, практические занятия, овладение методами саморазвития. Соревнование идей, парад находок, встречи с яркими людьми. |
4. Уровень педагогического творчества как обогащение педагогом опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, внесение авторских предложений, как касающихся отдельных задач, приемов, средств, методов, форм организации учебного процесса, так и создающих новые педагогические систе-мы обучения и воспитания. | Уровень творческого созидания:
разработка, апробация и внедрение авторских
инновационных исследований, направленных на
повышение качества современ-ного образования. Написание авторских программ, учебных пособий, методических рекомендаций, публичная защита. |
Создание необходимых условий: обеспечение необходимой литературой, возможность пользоваться Интернетом, мораль-ное и материальное стимулирование, благопри-ятный психологический климат в коллективе, благоприятный режим работы. Представление возможностей знакомить со своим опытом на различных конференциях, в печати. |
Таким образом, использование акмеологического подхода в развитии готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности представляется продуктивным, так как этот подход ориентируется на потребности взрослого человека в творчестве, саморазвитии и самореализации. Считаем, что разработанная нами таблица “Пути достижения уровней готовности педагога к осуществлению инновационной деятельности” послужит поддержкой всем тем, кто стоит на пути созидания нового в образовании современной России.
Литература
- Ильясов, Д. Ф. Повышение квалификации руководителей образовательных учреждений: объективные факторы в управлении/Д. Ф. Ильясов; Под. ред. проф. Г. Н. Серикова. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2005.
- Зазыкин, В. Г. , Чернышев, А. П. , А. П. Акмеологические аспекты профессионализма / В. Г. Зазыкин, А. П. Чернышев // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор. информ. ; Вып. 6; научно-исследовательский институт высшего образования. – М. , 1993.
- Маркова, А. К. Педагогическая акмеология/ А. К. Маркова// Акмеология: Учебник / под общ. ред. А. А. Деркача. – М. : Изд-во РАГС, 2004. – с. 442-452.