Интенсивное развитие инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны ставит перед образованием новые проблемы как в масштабах государства, так и в конкретном образовательном учреждении. Образование, с одной стороны, все больше приобретает общие черты, характеризующиеся ориентацией на гуманистические подходы, доступностью, гуманитаризацией, информативностью, оперативностью. С другой стороны, все ощутимее своеобразие образовательных потребностей общества, родителей, учащихся конкретного региона, образовательного учреждения. Все это создает предпосылки для возрастания значимости процессов развития личности ребенка в образовании, смещение приоритетов в область индивидуализации и вариативности. В связи с этим наиболее актуальным направлением в воспитании и обучении является разработка психолого-педагогических условий формирования личности ребёнка, ориентированной на устойчивое личностное развитие, то есть способной осуществлять самовоспитание, саморазвитие и самообразование.
Тема экспериментальной работы МОУ СОШ №107 города Челябинска на 2003-2008 гг.: “Психолого-педагогические условия формирования личности ребенка, ориентированной на устойчивое развитие, на основе принципов модели “Экология и Диалектика”. Объектом исследования является формирование личности ребенка, ориентированной на устойчивое развитие. Предмет исследования – психолого-педагогические условия, способствующие формированию личности ребенка, ориентированной на устойчивое развитие.
Цель исследования состоит в разработке и апробации психолого-педагогических условий формирования личности ребенка, способной генерировать собственные варианты, принимать решения в условиях неопределенности, готовой к постоянному совершенствованию своих качеств, диалогу с другими людьми, умеющей сохранять и развивать свое нравственное и физическое здоровье.
Анализ – это расчленение явления на части, элементы с последующим изучением их в отдельности, как частей данного целого.
Значение анализа в экспериментальной деятельности школы велико. Педагогический анализ – это функция управления вместе с организацией, руководством, контролем, координацией, коррекцией, направленная на изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных способов, средств для достижения целей, а также на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние.
За основу проблемно - ориентированного анализа взяты разработки многих ученых: Поташника М.М., Моисеевой О.Н., Моисеева А.М. и других.
Аналитической деятельностью кафедры образовательного учреждения инновационного типа занимаются с 1996 года. Ранее анализ функционирования и развития школы был прерогативой учителей и администрации. Анализировалась только учебная деятельность учреждения. Сейчас анализ работы за год выполняют учащиеся, учителя, заведующие кафедрами, заместители директора, директор.
Анализ работы за год проходит в конце учебного года, в апреле, мае, июне.
Ученики анализируют деятельность классного коллектива и всей школы на классных часах в апреле, лидер класса сообщает о результатах этой работы на совете лидеров. Учителя анализируют свою работу в течение года, в апреле сдают итоговый анализ работы за год заведующим кафедрам. Родители анализируют работу за год на родительских собраниях, в апреле представители родительского комитета выходят со своими проблемами и предложениями на общешкольную родительскую конференцию.
Заведующие кафедрами пишут анализ работы кафедры за год. Анализируют свою работу и заместители директора по учебно-воспитательной работе, по научной работе. Директор школы в мае обобщает всю поделанную работу и выступает со своим докладом на итоговом педсовете в мае. Такой педсовет в школе проходит в течение двух дней. В июне рабочие группы, состоящие из учителей, выделяют приоритетные проблемы, определяют задачи деятельности всех структурных подразделений школы на следующий учебный год, при планировании работы школы на августовском педсовете учитываются все предложения педагогического коллектива.
Во время анализа сравниваются ожидаемый результат (определенный как направления, цели и задачи деятельности при планировании в сентябре) с полученным в мае. Ученики, учителя, заведующие кафедрами, заместители директора, директор выполняют анализ работы за год, где выявляются рассогласования, устанавливаются их причины, формируются проблемы на новый учебный год (приоритетные выделяются в мае на педсовете по итогам учебного года), учителя работают над определением форм и методов деятельности по решению проблем в составе рабочих групп, определяют задачи, направленные на достижение предполагаемого конечного результата в июне, составляют планирование в августе – таким образом, весь педагогический коллектив работает над выявлением и решением проблем, существующих в школьной жизни.
Данная практика приносит ощутимые результаты как педагогическому, так и ученическому и родительскому коллективам школы.
Преимущества аналитической деятельности педагогов:
- Системность планово-прогностической и аналитико-коррекционной деятельности.
- Всеобъемлющий характер анализа: все направления работы школы рассматриваются как формы работы по достижению цели, определенной темой экспериментальной деятельности.
- Участие всех участников образовательного процесса: учеников, учителей, родителей, администрации школы.
- Развитие аналитических и творческих способностей учителей, формирование устойчивой рефлексии у учителя и у ученика.
- Выполнение анализа ради цели школы, ради развития ученика.
- Влияние на повышение качества образования.