Урок-сценарий по теме: "Художник в театре". ИЗО. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО

Класс: 4


Цели урока:

  • дать представление о театре, как о синтетическом виде искусства, роли литератора (драматурга), композитора, режиссера, актеров;
  • обратить внимание на роль театральных художников в создании спектакля;
  • познакомить детей с процессом создания декораций, костюмов и т. д. , о подготовительной работе, которую должен провести художник (литература, музыка, фантазия, замысел режиссера), чтобы создать гармоничный образ сказки на сцене.

Урок имеет большое развивающее значение, т. к. в искусстве театра гармонично интегрируются такие области культуры, как литература, история, музыка, изобразительное искусство.

Практическая работа проводится группами, что позволяет ребенку независимо от способностей, считать себя авторами созданного макета. Большое значение имеет то, что создается образ в объемной, глубинно-пространственной композиции. Дети учатся видеть и понимать общие черты и различия искусств (язык, композиция, выразительные средства), театр же позволяет объединить их в объемном образе сказки-спектакля, что дает возможность ребенку почувствовать себя творцом модели мира. Практические навыки детей обогащаются освоением новых материальных, пластических и художественных средств изображения.

Оборудование: презентация “Художник в театре”, ПК, компьютерная программа Paint, макеты сцены, занавес, мукосольки, краски, кисточки, баночки с водой, плакат “Чудо-дерево” (яблоко, цветок, зеленый листик, желтый листик), иллюстрации с изображением театральных масок в Древней Греции, таблица с фамилиями художников (Васнецов, Врубель, Коровин, Левитан).

План презентации “Художник в театре”:

  1. Профессии людей.
  2. Большой театр.
  3. Центральный детский театр.
  4. Пословица.
  5. Грецеский театр.
  6. Античный театр греко-римского типа.
  7. Сказания о богах и героях.
  8. Средние века.
  9. Англия “Глобус”.
  10. Италия “Комедия дель арте”.
  11. Скоморохи.
  12. Первый театр в России.
  13. Театр (современная сцена).
  14. Техника сцены.
  15. Зрительный зал.

Литература:

  1. “Энциклопедический словарь юного зрителя”. М. 1989.
  2. Кожохина С. К. “Путешествие в мир искусства”. М. Сфера. 2002.
  3. Бродский Б. “Свидетели странного века”. М. Детская литература. 1978.
  4. Белинский В. Г. “О театре”. М. Детская литература. 1982.
  5. Фруменков Г. Г. ,Овсянкин Е. И. “Летопись города Архангельска”. Северо-западное книжное издательство. 1990.
  6. Черкаков Н. “В театре и в кино” М. Детская литература. 1961.
  7. Кульневич С. В. , Лакоценина Т. П. “Нетрадиционные уроки в начальной школе” 2 часть. Воронеж. Учитель. 2002.
  8. “Детская энциклопедия”. М. Детская литература. 1978.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Ввод в тему.

В этот самый таинственный миг,
Перед тем, как распахнута сцена,
До того, как еще не возник
Мир, в котором творит Мельпомена,
Дух Театра, волшебной игры,
Пробужденный наполненным залом.
И невидимый вам до поры,
Я взлетаю над старым порталом.
Возникаю я в стуке сердец
И во взмахе руки дирижера,
Перед тем, как прийти наконец
К вам в знакомом обличье актера.

- О какой профессии шла речь в стихотворении?

- Подумайте и скажите, где работает человек с этой специальностью? (1 слайд. Приложение)

- Знаете ли вы, что такое театр?

- Что значит театральное искусство?

- Какие в театре бывают представления?

- Что такое декорации, освещение, грим?

- Кто такие актеры?

3. Рассказ учителя. (2 слайд. Приложение)

Вот стоит дом. Дом, как дом, только нарядней других, и окон меньше, чем дверей. Днем здесь как- будто ничего не происходит, а вечером вдруг все изменяется. К высоким дверям подходят нарядно одетые люди, у дверей зрительного зала их встречают капельдинеры с программами в руках. (программа – это листок, на котором напечатано все, что вам интересно узнать о представлении до его начала):

  • Название пьесы
  • Автор
  • Какие актеры играют
  • Кто режиссер
  • Кто художник спектакля

(3 слайд. Приложение) Затем зрители входят в зрительный зал, занимают свои места. Гаснет свет… Поднимается занавес, зажигаются огни рампы и начинается спектакль…

- Вы хотите узнать, как возник театр?

- Прочитайте пословицу. (4 слайд. Приложение) (не стыдно не знать, стыдно не учиться)

А знаете ли вы, что уже давным-давно Груки додумались до постройки театра? В России театра тогда еще не было. Да что Россия – еще не родился Иисус Христос, а греки уже знали, что такое театр.

(5 слайд. Приложение) Над Афинами, самым большим городом древней Эллады, возвышается холм, на котором белеют прекрасные здания с мраморными колоннами. Это Акрополь – афинская крепость-святилище, место народных собраний и торжественных празнеств в честь богов, покровителей греческих городов. На южном склоне холма, неподалеку от главного афинского Парфенона, высечены в скале длинные ряды скамей. Они полукругом сбегают вниз, охватывая подковой широкую площадку и небольшое возвышение за ней. Это театр Диониса – один из самых больших театров в древности. Он окружен южной зеленью, а вместо крыши над ним глубокое синее небо. Примерно 17 тысяч зрителей, почти все население Афин, размещалось некогда на этих скамьях.

(6 слайд. Приложение) Театр уподобился святилищу, театральное зрелище считалось важным общественным событием. Греческий актер пользовался особым почетом и уважением. Во время войн актеры, как и жрецы, объявлялись неприкосновенными и нередко выступали в качестве послов и посредников между воюющими.

(7 слайд. Приложение) Актеры играли в слепленных из глины масках, которые закрывали почти всю голову. Такая выразительная маска была необходима актеру, чтобы зрители могли разглядеть его лицо с самых дальних скамей. Кроме того, маска служила одновременно и рупором (персоной), усиливавшим его голос. Актеры играли на подставках, называвшихся “котурнами”.

(8 слайд. Приложение) В средние века театральные представления происходили прямо на площади, только актеры находились гораздо ближе к зрителям, да и зрителей было куда меньше. Маленькая группа актеров переезжала из города в город. Все костюмы и реквизит помещались в одной-двух повозках. Зато какой же бывал праздник, когда ярко раскрашенный фургон появлялся на улицах города.

(9 слайд. Приложение) В Англии такой театр назывался “Глобус”. Для него писали пьесы и играл в них великий Вильям Шекспир.

(10 слайд. Приложение) В Италии бродячий театр назывался “Комедия дель арте”. В этом театре роли навсегда были закреплены за каждым актером. Это были Арлекин, Пьеро, Мальвина и другие. Актеры “Комедии дель арте” выступали в масках, как древние греки, но по другой причине. Дело в том, что в своих остроумных комедиях они высмеивали знать, богачей и священников, за что их то и дело преследовала полиция.

(11 слайд. Приложение) В России бродячих актеров называли скоморохами, они также развлекали народ на площади, и их тоже запрещали и преследовали.

(12 слайд. Приложение) Впервые в России театр, как здание, появился при царе Алексее Михайловиче (отце Петра I) и назывался такой театр Потешной палатой.

Было это 300 лет назад.

Раньше спектакль оформляли совсем не так как сегодня: декорации заказывали декоратору, костюмы – костюмеру, мебель и посуду – бутофору. Лишь на генеральной репетиции эти вещи встречались на сцене и получался ужасный разнобой. И вот, как-то, 100 лет назад встретились режиссер и балетмейстер Сергей Павлович Дягилев и известный художник Лев Бакст. И решили, что это положение нужно исправить. В дягилевском театре эскизы декораций, мебели и париков делал один и тот же художник. С тех пор оформлением спектаклей занимались такие знаменитые художники как В. Васнецов, М. Врубель, И. Левитан, К. Коровин.

(13 слайд. Приложение) Каким же мы видим театр сейчас? Появился зрительный зал со стульями и креслами для зрителей, и со сценой, оборудованной для различных представлений.

(14 слайд. Приложение) Рассмотрим схему, изображающую устройство сцены.

(15 слайд. Приложение) Когда зрители входят в зрительный зал, они занимают свои места в партере или ложе, а если не повезло с билетом, то на самом верхнем балконе, который еще называют галереей или галеркой.

4. Практическая часть

А теперь давайте представим, что я – режиссер нашего будущего спектакля, а вы будете художниками. Что делает режиссер прежде всего? Для того, чтобы поставить спектакль, необходима пьеса (комедия, трагедия или сказка). Я предлагаю вам “инсценировать”, т. е. поставить на сцене сказку “Лиса и заяц”. Вы все ее прекрасно знаете и очень любите.

Теперь обсудим оформление нашего спектакля. Разберемся вместе, в каком месте и в какое время происходит действие в нашей сказке.

Работаем в группах.

1 группа – за компьютерами, 2 группа – за столом.

Задание для первой группы:

Чтобы донести до зрителя атмосферу сказки, настроение героев вам надо нарисовать задник сцены. Как вы думаете, в каких тонах передадим настроение Зайки в начале сказки? Какое у Зайки настроение?

Задание для второй группы:

Черняева Галя прочитает отрывок сказки, а вы будете раскрашивать героев из этого эпизода.

5. Физминутка

Сейчас вы попробуете представить, что чувствует актер, когда он играет на сцене. Я буду читать, а вы изображать то, что услышите.

Представьте себя зайками, веселыми и чуть озорными. Почешите за ушком. Посмотрите на свой хвостик и весело-весело покрутите им. Зайка поиграл и присел отдохнуть. Затем он наклоняется, прячет нос передними лапками и закрывает глаза. Только уши все слышат. Снится зайке сон. Он сидит у теплой печки, потрескивают дрова, пахнет свежей капустой и морковным пирогом. Зайка принюхивается, облизывается, ему тепло, уютно и приятно… Мама-Зайчиха нежно лижет его ушки, лобик, носик, щечки, ротик и приговаривает: “Ты красивый, добрый, тебя все любят, оберегают, радуются твоим успехам. Ты все понимаешь, много знаешь, любишь своих родителей и друзей, веришь в себя. Мама щурит глазки, а зайка ровно, спокойно дышит. Вдох – выдох, вдох – выдох. Зайчиха гладит зайке лапки, животик, спинку. Как хорошо дома! Уснул зайка, сладко улыбается во сне, потягивается.

- Эй, зайка, вставай, хватит спать.

- Ты добрый, тебя ждут твои друзья.

- Тебе будет весело с ними играть, прыгать и бегать.

6. Работы в группах:

1 группа – за столом;

2 группа – за компьютерами.

Задание для 1 группы:

- Какое настроение у Зайки в конце сказки?

- Чтобы передать это настроение, меняются ли декорации?

- В каких тонах изобразим?

Задание для 2 группы:

-Волов Денис прочитает отрывок сказки, а вы выберете героев и будете их раскрашивать.

Выставка работ: два задника и раскрашенные герои-зверушки.

7. Самооценка.

Оцените себя. “Чудо-дерево”.

Яблоко – урок прошел плодотворно;

Цветок – урок понравился;

Зеленый листик – урок ни то, ни сё;

Желтый листик – пропащий урок.

8. Итог урока

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что понравилось?

- О чем расскажете дома?

Спасибо за урок!