Тема урока: “Изготовление оконного блока со спаренными переплетами. Монтаж оконного блока”
Цели урока:
а) образовательные – научить учащихся приемам работы на деревообрабатывающих станках при изготовлении деталей оконного блока: – закрепить у учащихся навыки работы с технологической картой изготовления и монтажа оконного блока со спаренными переплетами.
б) воспитательные – развитие у учащихся современных требований к качеству и дизайну, предъявляемых в строительстве: – воспитание потребности учащихся к бережному отношению оборудования и экономии сырья в деревообработке.
в) развивающие – форматирование у учащихся умений контроля, планирования, организации своей работы и развитие профессиональной самостоятельности.
Структура урока
№ этапа |
Деятельность мастера производственного обучения |
Деятельность учащегося |
1. |
Начало урока: прием рапорта у старосты о готовности группы к занятию. Осмотр рабочей одежды. Проведение инструктажа по ТБ и ПБ. |
Староста докладывает о готовности группы к занятию. Учащиеся устраняют недостатки в одежде. Дежурные получают инструмент. Учащиеся расписываются в журнале инструктажа. |
2. |
Сообщение темы, цели и задачи урока. |
Учащиеся заполняют дневники производственного обучения. Делают соответствующие записи в рабочих тетрадях. |
3. |
Объяснение и показ приемов изготовления деталей оконного блока со спаренными переплетами. |
Учащиеся слушают объяснение мастера и повторяют выполнение операций на рабочих местах. |
3.1. |
Раскрой пиломатериала по длине и ширине. Мастер показывает выполнение данной операции на круглопильном станке – ЦПА-40 (поперечны раскрой) на ЦДК-4-3 (продольный раскрой). |
Учащиеся соблюдая технику безопасности выполняют данную операцию на ЦДК-4-3 и ЦЦПА-40. |
3.2. |
Фрезерование в угол. Мастер показывает на фуговальном станке фрезерование вертикального и горизонтального бруска оконных створок и деталей оконной коробки. |
Учащиеся, соблюдая меры безопасности, выполняют фрезерование деталей створок и оконной коробки. |
3.3. |
Зарезка шипов. Мастер производит показ зарезки шипов деталей створок и оконной коробки на одностороннем шипорезном станке. |
Учащиеся, соблюдая правила техники безопасности, выполняют операции по зарезке шипов на шипорезном станке. |
3.4. |
Создание профиля деталей оконных створок и оконной коробки. Мастер показывает приемы создания профиля брусковых деталей оконного блока на фрезерном станке. |
Учащиеся, соблюдая правила безопасности, выполняют эту операцию. |
3.5. |
Выбор гнезда под язычок и планку завертки, под шипы. Мастер показывает выбор паза для запорной планки в импосте, в створках и форточке – гнезда под винтовую стяжку на сверлильно-пазовальном станке. |
Учащиеся выполняют операцию, соблюдая меры безопасности, на сверлильно-пазовальном станке. |
3.6. |
Высверливание и заделка сучков, торцовка на “ус”. Мастер показывает приемы высверливания сучков в брусковых деталях блока на сверлильном станке и торцовку на “ус” раскладок на усовочном станке. |
Учащиеся, соблюдая технику безопасности, выполняют операции по сверлению и торцовки деталей на “ус”. |
3.7. |
Прорезка гнезд под петли. Мастер показывает прорезку гнезд под петли на вертикальных брусках оконной коробки на станке с вибрационной головкой. |
Учащиеся выполняют прорезку гнезд под петли вертикальных брусков оконной коробки. |
3.8. |
Постановка полупетель. Мастер показывает приемы постановки полупетель на вертикальных брусках оконной коробки на столярном верстаке. |
Учащиеся проводят постановку полупетель ручным инструментом на столярном верстаке. |
3.9. |
Сборка створок, форточек и оконных коробок. Мастер показывает приемы сборки створок, форточек и коробок на сборочном станке. |
Учащиеся производят на сборочном станке створки, форточки, коробки. |
3.10. |
Прорезка гнезд под петли. Мастер показывает прорезку гнезд под петли горизонтальных брусков оконных створок на рабочем месте ручным инструментом. |
Учащиеся выполняют прорезку гнезд под петли на горизонтальных брусках оконных створок на рабочем месте ручным инструментом. |
3.11. |
Выборка гнезд под замок завертки, отверстий под винты и др. мастер показывает выборку гнезд под замок завертки, отверстий под винты в горизонтальных брусках оконных створок ручным инструментом на рабочем месте. |
Учащиеся производят выборку гнезд под замок завертки и отверстия под винты ручным инструментом на рабочем месте. |
3.12. |
Зачистка провесов, обработка по периметру створок, форточек, коробок. Мастер показывает приемы обработки деталей ручным инструментом. |
Учащиеся ручным инструментом проводят зачистку деталей на рабочем месте. |
3.13. |
Крепление угольников, постановка раскладок. Мастер показывает приемы крепления угольников, постановки раскладок на горизонтальных брусках оконных створок ручным инструментом на рабочих местах. |
Учащиеся крепят угольники, ставят раскладки на горизонтальных брусках ручным инструментом на рабочих местах. |
3.14. |
Навешивание створок в коробку. Мастер показывает приемы крепления и навешивания створок в коробке ручным инструментом на рабочем месте. |
Учащиеся выполняют операции ручным инструментом по навешиванию створок в коробку на рабочем месте. |
4. |
Контроль и самопроверка изготовления оконного блока со спаренными переплетами. Мастер контролирует выполнение работ по изготовлению оконного блока со спаренными переплетами, совместно с учащимися выполняет дефекты в оконном блоке. |
Учащиеся проводят проверку качества изготовления оконного блока, устраняют выявленные дефекты. |
4.1. |
Целевые обходы мастера. Во время работы учащихся мастер осуществляет контроль за технологическим процессом и соблюдением учащимися правил техники безопасности и правил пожарной безопасности. |
Учащиеся устраняют недостатки, выявленные при обходе рабочих мест учащихся. |
5. |
Итоги урока. Мастер подводит итоги урока, отмечает недостатки каждого учащегося, выставляет оценки. |
Учащиеся вместе с мастером проводят разбор занятия, отмечают недостатки по качеству изготовления блока. |
6. |
Уборка рабочих мест, мастерской. |
Учащиеся убирают рабочие места, мастерскую. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе подведения итогов урока производственного обучения по теме: “Изготовление оконного блока со спаренными перегородками” мастер производственного обучения уделяет внимание учащимся на правильное выполнение приемов обработки деталей оконного блока. В процессе беседы отмечает, что качество изготовленного оконного блока зависит от соблюдения технологического процесса, а также умений учащихся работать на деревообрабатывающих станках и ручным инструментом. Отмечает, что профессионализм столяра в основном зависит от его теоретических знаний деревообработки и числа повторений выполненных операций. Это достигается добросовестным отношением к выполнению заданий производственного обучения, соблюдением трудовой и технологической дисциплины.
Важным звеном производственного обучения является соблюдение учащимися правил по технике безопасности и пожарной безопасности, оснащение рабочих мест соответствующей документацией: схемами технологического процесса, правил по ТБ и ПБ, правил по эксплуатации электрооборудования – все это даст в совокупности – безопасные условия труда.
Значительным моментом производственного обучения является подготовка рабочего места учащегося к выполнению определенного вида работ. В заключительной частя урока учащиеся приводят в порядок свои рабочие места, удаляют отходы производства, очищают от пыли станки и механизмы, проводят влажную уборку столярной мастерской.
Все это позволяет воспитывать выпускников училищ как профессионально грамотных, культурных рабочих, способных выдержать конкуренцию па рынке труда.