Организация туристских походов в школе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Введение.

Для любителей активного отдыха, стремящихся к расширению внеурочной деятельности, усилению мотивации к занятиям физической культурой и спортом рекомендую обратить внимание на организацию туристских походов в каникулярное время. Некоторые практические рекомендации помогут правильно подготовить и провести поход.

Цели походов:

Спортивные – получение туристского опыта у членов группы, приобретение высотной акклиматизации, выполнение спортивных разрядов.

Воспитательные – воспитание чувства ответственности за бережное отношение к природе (экологическое воспитание). Работа над нравственными категориями (ответственность, добро, справедливость, долг, достоинство, совесть, взаимовыручка).

Оздоровительные – повышение физических и моральных качеств участников похода, закаливание организма.

Учебные – изучение и освоение новых районов, посещение природных, культурных, исторических памятников.

Форма организации детского коллектива.

Перед проведением многодневного похода необходимо организовать несколько походов выходного дня, где участники знакомятся друг с другом, получают первичные туристские навыки. Здесь, в процессе коллективной творческой деятельности, можно пронаблюдать за особенностями характера воспитанников, составить психологическую характеристику для каждого. Это имеет большое значение, так как главным достижением в организации походов является создание группы, способной к самостоятельной совместной деятельности, где принятие коллективного решения происходит с учётом индивидуального мнения каждого.

Перед походом необходимо выбрать, с учётом склонностей и желания, командира группы, завхоза, ответственных за общественное снаряжение, ответственных за ремонтный набор, ответственных за аптечку, казначея (ответственного за финансовые расходы на маршруте), летописца (ведение путевого дневника), фотографа (составление фотоотчёта).

Группа планирует график дежурства на время проведения похода, составляет меню, закупает продукты.

В походе каждый участник отрабатывает навыки по передвижению на маршруте, установке лагеря, заготовке дров, воды, приготовлению пищи. А главное – учится жить в коллективе, нести ответственность за порученное ему дело.

Правовая база:

  1. Закон РФ “Об образовании” от 13.01 1996г. №12 ФЗ.
  2. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования от 7.03.1995г. №233 и изменениями и дополнениями от 22.02.1997г. 212.
  3. Приказ Минобразования РФ от 13.07.1992г. №293.
  4. Приложение к приказу №293 от 13.07.1992г. – “Инструкция по организации и проведению тур.походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ.

Подготовка похода.

1. Приказ о выходе группы на маршрут (по учебному учреждению с печатью и подписью директора).

В приказе указывается:

  1. Цели и задачи похода (оздоровительная, воспитательная, обучающая).
  2. Состав участников, руководителей и заместителей руководителей (согласно инструкции приказа №293 от 13.07.1992г. по Минобразованию РФ).
  3. Географический район путешествия.
  4. Сроки проведения похода.
  5. Ответственность со стороны руководителя и заместителя за жизнь и здоровье участников.

2. Разработка маршрута, оформление маршрутных документов.

  1. Комплектование и подготовка группы (в соответствии со сложностью маршрута и климатическими условиями географического района путешествия), выполняется исходя из “Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками студентами РФ” – п.3 – “Требования к руководителю, (помощнику) руководителя и участникам туристкого похода, экспедиций и экскурсий”.
  2. Выбор района похода.
  3. Подготовка картографического материала.
  4. Проведение занятий “Элементы топографии и ориентирования на местности” (в помещении и на местности).
  5. Оформление маршрутного листа.

5.1 Приказ о походе;

5.2 Состав участников и руководителей;

5.3 Нитка маршрута с указанием дат и мест ночёвок;

5.4 Отметки МКК (если требуются);

5.5 Даты начала и окончания туристского похода;

5.6 Печать и подпись руководителя учреждения, выпускающего туристскую группу;

5.7 График дневных переходов с указанием мест и дат ночёвок.

3. Разработка графика дневных переходов (в соответствии с готовностью группы, учётом рельефа, климатических особенностей географического района путешествия).

Снаряжение.

Пример личного и общественного снаряжения в пешем туристском походе в тёплое время года в равнинном районе (Московская область).

Личное снаряжение:

  1. Рюкзак с вкладышем (в качестве вкладыша можно взять плотный мешок для мусора объёмом 50 л или гермомешок для водных походов).
  2. Коврик туристский.
  3. Накидка от дождя.
  4. Спальный мешок;
  5. Посуда личная (ложка, нож, миска, кружка).
  6. Спички.
  7. Фонарь.
  8. Головной убор.
  9. Штормовой костюм.
  10. Свитер.
  11. Куртка лёгкая.
  12. Брюки тренировочные.
  13. Бельё – два комплекта.
  14. Рубашка (футболка).
  15. Носки простые – 3 пары.
  16. Носки шерстяные – 3 пары.
  17. Ботинки туристские.
  18. Запасная обувь (кеды или кроссовки).
  19. Умывальные принадлежности.
  20. Средства от комаров.

Общественное снаряжение:

  1. Компас – не менее двух.
  2. Карта, схемы.
  3. Сухое горючее (оргстекло).
  4. Аптечка медицинская.
  5. Ремонтный набор.
  6. Котелки 2-3 штуки (на 5-6 литров).
  7. Половник.
  8. Костровое снаряжение (таганок, тросик).
  9. Палатки туристские с тентами.
  10. Тент костровой.
  11. Топор, ножовка (на случай дождя).
  12. Сапёрная лопатка.

Медицинская аптечка:

  1. Перевязочный материал (бинты, вата, салфетки).
  2. Антисептики (йод, перекись водорода, мозольная жидкость, марганцовка).
  3. Пластыри (бактерицидные, ленточный, мозольные).
  4. Ножницы, жгут кровоостанавливающий медицинский.
  5. Фонарь, спички.
  6. Крем обычный, заживляющий.
  7. Мумиё.
  8. Жаропонижающие (аспирин, парацетамол, эффералган).
  9. Сердечные (валидол, нитроглицерин).
  10. Болеутоляющие (анальгин, баралгин, солпадеин).
  11. Желудочные (фталазол, бисептол, но-шпа, фестал, активированный уголь).
  12. Противоаллергические (супрастин, тавегил, диазолин).
  13. Противопростудные, от кашля (бромгексин, лакричные таблетки (палочки), фарингосепт, стрептоцид, стрепсилс).
  14. Согревающие растирки (“звёздочка”, финалгон, випроссал, эфкамон).
  15. Бинт эластичный.
  16. Пакет для охлаждения (заморозка).
  17. Аммиак (держать отдельно от аптечки и продуктов).;

Ремонтный набор:

  1. Иглы разные в футляре.
  2. Напёрстки – 2 шт.
  3. Нитки разные – 2,3 катушки.
  4. Шнурки, верёвочки (много).
  5. Клей универсальный.
  6. Проволока стальная.
  7. Шило в футляре.
  8. Изолента.
  9. Тесьма.
  10. Пуговицы.
  11. Булавки.
  12. Пассатижи.

Питание на маршруте.

Примерный перечень продуктов питания, рекомендуемых при составлении суточного рациона юного туриста в походах и путешествиях.

Наименование продукта Вес в граммах

1.Хлеб чёрный и белый или 500
Сухари , галеты 200
2.Крупы, макаронные изделия 100-200
концентраты супов 50
3.Мясо тушёное 150
или мясо сублимированное 50
или соя 50
4. Сахар 80-100
Конфеты, шоколад 70-100
5.Колбаса сырокопчёная, копчёное мясо 50
6.Молоко сухое 30
или молоко сгущённое 50
или яичный порошок 5
7.Чай 4
или кофе 3
или какао 10
8.Соль 10-12
9.Витамины, глюкоза 3
10.Масло сливочное, топлёное, растительное 50-60
11.Рыбопродукты 50
12.Сыр разный 20-40
13.Фрукты свежие 100
14.Сухофрукты 30
15.Специи 30-40
16.Овощи свежие 100
17.Овощи сублимированные 50