“Добро творить,
Как воздухом дышать, -
Потребность, людям
Данная от Бога.
Лучами сердца
Мир отогревать,
И отдавать, и не считать,
Что отдал много…”
(Марианна Озолиня)
Система Л.В. Занкова сформировалась в ходе психолого-педагогического исследования, соотношения особенностей обучения и развития школьников. Основная особенность системы и основная трудность её разработки заключается в согласовании ведущей роли обучения с бережным отношением к внутреннему миру ребёнка, с предоставлением простора его индивидуальности. Цель системы – целостное развитие ребёнка, его интеллекта, воли, чувств, эмоционально – нравственной сферы.
Я уверена, что в детстве чувство всегда предшествует размышлению и является первым учителем, и невозможно повлиять на чувства ребёнка, если не прикоснуться к его душе. Любой урок системы Л.В. Занкова формирует ум, душу и сердце ученика, но уроки литературы самые ведущие в педагогическом процессе. Они образуют духовную базу будущей личности ребёнка, на них возлагается задача развития и обогащения духовного мира детей и каждого отдельного ученика, их нравственного становления. Через эти уроки пробуждается интерес к общечеловеческим ценностям, развивается эмоциональная сфера детей.
Что обеспечивает эффективность нравственного воспитания на уроке? Нравственно – эмоциональный заряд методов и приёмов работы учителя, стиль складывающихся взаимоотношений между учителем и детьми на уроке, нравственная направленность личности учителя, его отношение к изучаемому материалу.
На уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга.
Книга – это открытие мира. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить его, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее.
Учебник В.Ю. Свиридовой и Н.А. Чураковой “Литературное чтение” стремится воспитывать ребёнка не в лоб, не путём прямых нравоучений и назиданий, но, пробуждая в нём чувство участия, сочувствия, сопереживания к таким же, как он сам, к животным и птицам, воспитывая в нём чувство прекрасного, которое поможет в жизни.
Так, например, на уроке литературы в 4 классе по теме: “В каждом ребёнке солнце, только дайте ему светить” ребята знакомились со стихотворением К.Бальмонта “Аромат солнца”
Цель урока:
- продолжить работу по формированию читательской самостоятельности;
- совершенствование умения работать в группах и парах;
- мотивация учебной деятельности и развитие нравственных качеств учеников, таких, как доброта, любовь и милосердие.
1. Мотивация учебной деятельности.
- Что вас удивляет в жизни?
Удивления встречают нас часто. А моё удивление вызывает солнце. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться.
Протяните руки к солнцу. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят, согревают нас своим теплом. В душе наступает покой и благодать. Нам хочется смеяться и радоваться новому дню. Волшебное солнце растопило все обиды, болезни, грусть и печаль. Оно наполнило сердце добротой и любовью.
Солнце.
Какие ассоциации связаны с этим словом?
2. Работа над стихотворением.
Поэт Бальмонт написал удивительное стихотворение.
1) Чтение стихотворения.
- Я сказала, что стихотворение удивительное. А вас что-нибудь удивило?
- Как бы вы назвали это стихотворение?
- А вы соглашаетесь с тем, что у солнца есть аромат?
2) Повторное чтение.
- Какими действиями наделил поэт солнце?
Пахнет; светит; дышит.
- Зачитайте, чем пахнет солнце? (травами, весной, сосной, ландышами)
- Почему автор сравнивает именно с этим запах солнца?
- А с чем бы вы сравнили запах солнца?
- Какова главная функция солнца?
- С чем сравниваем солнце?
- Как понимаете: Светит звонами? Листьями зелёными?
- А почему зелёными? (весна, зелёные листья, пробуждение света)
Солнце пахнет, светит, значит, приносит нам радость.
- А зачем автор говорит нам, что солнце дышит?
- Зачитайте, как дышит солнце?
- Почему именно пеньем и смехом? Как понимаете?
3) Но ведь солнце – светило, единое целое. Зачитайте, что таится в самом солнце, если можно так сказать, в его душе.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы.
Всё слилось в согласный хор,
Всё сплелось в один узор.
3. Работа в парах.
1) Каждый из вас может представить образ солнца. Каким видите наше русское светило, таким и отобразите его на рисунках.
- Каким настроением наполните ваше солнце? Постарайтесь наделить своё солнце характером, индивидуальностью, настроением.
2) Выставка: “Пусть всегда будет солнце!”
Мы рисовали солнце. Посмотрите, все изображения разные. Мы смотрим на мир и сами в нем отражаемся.
- Подберите эпитеты для каждого рисунка.
- Какое солнце соответствует вашему настроению?
3) Художники утверждают, что только солнце властвует над красками. Величайшая живописная сила заключается в солнечном свете.
4. Работа в группах.
а) Шишкин “Сосны, освещённые солнцем”.
б) Серов “Девушка, освещённая солнцем”.
- Перед вами две хорошо вам знакомые картины. Я прошу вас доказать: что общего в этих картинах, кроме названия?
5. Обобщение.
Удивительно, что может сделать один луч солнца с природой, с душой человека.
Запах солнца? Что за вздор! Нет, не вздор.
- А как по – вашему?
- Кто его ощущает?
- А как его можно ощутить?
- А в людях есть солнце? А в каждом из нас?
Тогда нам легко будет закончить мысль гениального философа Сократа: “В каждом человеке солнце, только…” (“…дайте ему светить.”).
6. Домашнее задание.
Написать, к чему или к кому может быть обращено солнце моей души.
По желанию выучить стихотворение наизусть.
Огромное значение имеет характер бесед по содержанию произведения. Они не должны быть назидательными, сугубо нравоучительными, подводить детей к готовым выводам. Нужно, чтобы дети больше размышляли сами.
Так, на уроке литературы в 1 классе, изучая стихотворение Р.Сефа “Если ты ужасно гордый” я использовала следующие приёмы работ:
1. Беседа с учащимися.
- Всегда ли вы слушаетесь маму? Как вы думаете, нужно ли слушаться маму?
- Что вы испытываете, когда мама плачет?
- Можете ли вы успокоить свою маму, когда она переживает и беспокоится за что-либо?
- Что отличает материнскую любовь? Может ли любовь матери совершить чудо?
- “Относиться по-матерински” - как понимаете?
- Почему, обращаясь к природе или земле, люди часто говорят: “Мать-земля”, “Мать – природа”? Почему природу и землю сравнивают с мамой?
2. Нарисуй цветок души своей мамы. Какой он?
3. Работа в группах.
Сочините сказку о ларце с драгоценностями материнской души.
Существуют разные формы занятий на уроках литературы, но их объединяет одно – они дают школьнику возможность поделиться радостью пережитого. Вот строки из сочинений моих учеников.
Что я ценю в жизни?
“ В жизни я ценю каждый её момент. За одну секунду жизни можно перевернуть весь её смысл. Скажешь что-нибудь плохое, и тебя уже больше не будут уважать, а без уважения ничего не добьёшься. Ещё нужно ценить в жизни мир. Если не будет мира, тогда на земле будет голод, война, жертвы, взрывы. Я ценю жизнь в гармонии с самим собой. Это значит, не надо ничего делать против своей совести”.
(Шумков Андрей)
“Жизнь – это то, что вокруг нас. По моему мнению, ценность жизни – это стремление к высотам, трудолюбие, смелость, семейная любовь. Без неё нет ничего. Семья – это опора, и всё крутится вокруг неё. Главное – иметь цель в жизни и ценить каждый миг”.
(Савинова Ольга)
“Самое ценное в жизни – это сама жизнь. Она, как свет, которому нельзя погаснуть, который нужно беречь”.
(Эбель Наташа)
Что значит быть добрым?
“Быть добрым может каждый, но для этого нужно приложить максимум усилий и трудолюбия. В каждом добром человеке есть и зло. Я очень хочу попросить, чтобы все вокруг стали добрее, ведь, если вы будете злиться, то зло победит добро, и мир погибнет”.
(Янгулов Максим)
“Добрым человеком не любой может стать, а только тот, кто старается этого добиться. Никогда не жалейте свою добрую частичку души. За это вам отплатят сполна. Доброта – это ценное качество в человеке, и она помогает в трудную минуту”
(Парсаева Настя)
Опыт работы по комплексу Чураковой Н.А. “Литературное чтение” показывает, что чтение и литература – неиссякаемый источник нравственного воспитания. 21 век – век компьютеров. Но, чтобы простое человеческое слово не утратило свою силу, чтобы литературные произведения заставляли смеяться и плакать. Наша задача – взрастить душу ребёнка и разжечь огонёк доброты, милосердия и человечности в каждом из них.
Лучами земля опоясана, цветами земля
опоясана,
Ходите дорогами ясными, летайте высокими
трассами,
Орбитой любви и привета пусть станет вся наша
планета.
Стремитесь открыть, это важно, звезду
человечности в каждом.