Пояснительная записка
Данный курс включает в себя четыре раздела: “Человек и природа”, “Физические величины и их измерение”, “Физические исследования”, “Физика в природе”.
При изучении раздела “Человек и природа” обсуждается проблема “Человек и окружающий мир” (способы получения информации с помощью органов чувств, возникновение представлений о телах и явлениях, ограниченность обыденных представлений и необходимость познания). Учащиеся приходят к выводу о необходимости измерений в повседневной практике и научной деятельности.
В ходе знакомства с разделом “Физические величины и их измерение” на примере физических величин, часто встречающихся в повседневной практике (длина, объем, площадь, масса, сила, время, температура, плотность, давление), отрабатываются приемы прямого измерения, выражение свойств природы числами; нарабатываются навыки считывания результата со шкалы прибора с учетом погрешности (половинка цены деления прибора); проводятся систематические наблюдения за изменением соответствующих величин в повседневной жизни, происходит формирование представлений об измерении как части физического исследования природы.
В ходе изучения раздела “Физические исследования” учащимися проводятся индивидуально ряд вполне закономерных исследований.
Полноценное физическое исследование “от и до” (на доступном уровне) чрезвычайно важно. Выполняя самостоятельные исследования, учащиеся осваивают приемы получения и обработки результатов. В некоторых исследованиях (калориметрия, оптика) возникает вопрос о модели тел и явлений, приобретаются первые навыки осознанного построения физической модели.
Предлагаемые исследования в 5–8-х классах могут быть проведены вполне исчерпывающе. Существенно, что исторически на предлагаемых сюжетах были проведены первые физические исследования, которые стали основой последующих обобщений.
В разделе “Физика в природе” знакомимся с элементами астрономии. Заканчивается этот раздел защитой рефератов по темам:
- Радуга
- Мираж
- Снег и лед
- Туман и другие.
Стоит отметить, что курс насыщен действием, отвечает возрастным особенностям детей 10 – 14 лет.
Программа
Человек и природа
- Что есть в природе? (тела и явления, понятие о процессе, разнообразие тел и явлений);
- Как получает человек сведения о телах и явлениях (органы чувств, наблюдения и опыты);
- Как люди выражают свои представления о природе (знакомство с учеными древности);
- Почему и как науки поделили мир? (семейство естественных наук). Что “выбрала” физика?
- Как физика исследует мир?
- Физические величины;
- Измерительные приборы.
Физические величины и их измерение
Производные величины и их измерение.
- Что тяжелее? (какое тело тяжелее и какое вещество тяжелее, как сравнить; представление об удельных величинах; понятие о плотности);
- Измерение плотности (определение плотности путем измерения массы и объема; определение вещества с помощью таблицы);
- Решение задач на расчет плотности;
- Что быстрее? (понятие скорости)
- Решение задач на движение;
- Давление.
Физические исследования.
- Можно ли сделать человека сильнее? (исследование рычага, наклонной плоскости; понятие плеча, момента; практические задачи с применением рычага, блока, ворота);
- Выигрываем или проигрываем? (смог бы Архимед сдвинуть Землю? Рычаги наоборот – проигрываем в силе, выигрываем в скорости; наклонная плоскость, клин, винт);
- Архимедова сила (вытеснение жидкости; связь величины силы Архимеда с объемом вытесненной жидкости; связь архимедовой силы и плотности, плавание тел, решение задач);
- Изучение давления жидкости с помощью манометра, закон Паскаля;
- Атмосферное давление;
- Архимедова сила в воздухе (воздухоплавание);
- Количество теплоты;
- Намагничивание и размагничивание (виды магнитов, взаимодействие магнитов);
- Лучи света (законы распространения света);
- Зеркало, линзы, призма;
- Затмения, тени;
- Глаз, фотоаппарат;
- Состав белого света;
- Электрические явления.
Физика в природе
- Земля. Вселенная. Звезды. Метеоры, метеориты, кометы.
- Миражи, туман, радуга, северное сияние, снег и лед и т.д.
- Защита рефератов.
5 класс (68 часов)
- Введение (4 ч)
- Измерение физических величин (18 ч)
- Взаимодействие тел (33 ч)
Резерв 13 часов
Фронтальные лабораторные работы:
Демонстрации:
- скатывание шарика с наклонной плоскости
- электрическая искра
- кипение воды
- изображение, даваемое линзой
- равномерное движений
- опыты по инерции и взаимодействию тел
- измерение массы
- взвешивание воздуха
- сравнение масс различных тел одинакового объема
- сравнение объемов тел одинаковой массы
- способы измерения плотности
- измерение сил
- сложение сил
- уменьшение и увеличение силы трения
- подшипники.
Учащиеся должны знать:
ПОНЯТИЯ: инерция, масса, плотность, сила тяжести, вес.
ФОРМУЛЫ связи силы тяжести и массы. Практическое применение названных понятий.
Учащиеся должны уметь:
= m/v; F = mg; R = F1 + F2; v = S/t; R = F1 +F2
6 класс (68 часов)
- Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
- Давление (23 ч)
- Архимедова сила (9 ч)
- Работа и мощность (13 ч)
Резерв 13 часов
Фронтальные лабораторные работы:
- измерение размеров малых тел
- определение выталкивающей силы
- выяснение условий плавания тел
- равновесие рычага
- определение КПД.
Демонстрации:
- сжимаемость газов
- расширение тел при нагревании
- растворение краски в воде
- диффузия
- модель хаотического движения молекул
- сцепление свинцовых цилиндров
- объем и форма твердого тела
- свойства газа занимать весь предоставленный объем
- зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры
- раздувание воздушного шарика под колоколом
- передача давления жидкостям и газам
- давление жидкости на дно и стенки сосуда
- изменение давления жидкости с глубиной
- устройство манометра
- сообщающиеся сосуды
- атмосферное давление
- измерение атмосферного давления
- гидравлический пресс, насос
- архимедова сила
- плавание тел
- измерение работы
- устройство рычага, блока
- момент силы. Правило моментов
- равенство работ при использовании простых механизмов
- потенциальная энергия
- совершение работы за счет кинетической энергии тела
- переход одного вида механической энергии в другой.
Учащиеся должны знать:
Положение о том, что все тела состоят из молекул, которые находятся в постоянном беспорядочном движении и взаимодействуют друг с другом.
ПОНЯТИЯ: давление, архимедова сила, работа и мощность, потенциальная и кинетическая энергия, равновесие рычага.
ФОРМУЛЫ: давления жидкости. Закон Паскаля. Практическое применение названных понятий и закона в простых механизмах, конструкциях машин, водном транспорте, гидравлических устройствах.
Учащиеся должны уметь:
7 класс (68 часов)
- Тепловые явления (26 ч).
- Электрические явления (30 ч)
Резерв 12 часов
Фронтальные лабораторные работы:
- сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры;
- измерение удельной теплоемкости твердого тела;
- сборка электрической цепи и измерение силы тока;
- измерение напряжения;
- регулирование силы тока реостатом;
- измерение сопротивления;
- последовательное соединение проводников;
- параллельное соединение проводников;
- измерение мощности и работы электрического тока.
Демонстрации:
- модель теплового движения;
- изменение внутренней энергии;
- теплопроводность;
- конвекция;
- излучение;
- сравнение теплоемкостей;
- калориметр;
- плавление и отвердевание;
- кипение;
- испарение;
- охлаждение жидкости при испарении;
- модель ДВС;
- модель паровой турбины;
- электризация;
- устройство и действие электроскопа;
- источники тока;
- составление электрической цепи;
- измерение силы тока№
- измерение напряжения;
- зависимость силы тока от напряжения;
- измерение сопротивления;
- устройство реостата;
- соединение проводников;
- действия тока;
- применение электрического тока.
Учащиеся должны знать:
Практическое применение закона в электрических приборах.
ПОНЯТИЯ: внутренней энергии, работа, как способ изменения внутренней энергии; теплопередача; количество теплоты; удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания. Плавления, парообразования.
ФОРМУЛЫ: для вычисления количеств теплоты, применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.
ПОНЯТИЯ: электрический ток, электрическая цепь, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление. Закон Ома для участка цепи.
ФОРМУЛЫ: для вычисления сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемое электрическим током.
Практическое применение названных понятий.
Учащиеся должны уметь:
Применять основные положения МКТ для объяснения понятия внутренняя энергии, конвекции, теплопроводности, процессов плавления, испарения, охлаждения жидкости при испарении.
Пользоваться термометром и калориметром. Читать графики изменения температуры тел. Решать задачи с применением формул:
Q = mc (t2 – t1), Q = qm, Q = m, Q = Lm
Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел, существования проводников и диэлектриков, электрического тока в металлах, причин электрического сопротивления, нагревания проводника электрическим током.
Чертить схемы простейших электрических цепей, собирать электрические цепи по схеме, измерять силу тока, напряжение, сопротивление, пользоваться реостатом.
Решать задачи с применением формул:
R = l/s; Iпс = I1 = I2; Uпс = U1 + U2; Rпс = R1 + R2 ; Iпр = I1 + I2; Uпр = U1 = U2;
A = IUR; P = IU; Q = I 2Rt
8 класс (68 часов)
- Электромагнитные явления (10 ч)
- Световые явления (21 ч)
- Земля и человек (15 ч)
- Физика в природе (7 ч)
Резерв 13 часов
Фронтальные лабораторные работы:
- сборка электродвигателя;
- изображения, даваемые линзой;
- картина звездного неба.
Демонстрации:
- обнаружение магнитного поля;
- расположение магнитных стрелок;
- усиление магнитного поля катушки с током;
- применение электромагнитов;
- взаимодействие постоянных магнитов;
- магнитное поле Земли;
- движение рамки и прямого проводника в магнитном поле;
- устройство электрического двигателя постоянного тока;
- устройство электроизмерительных приборов;
- прямолинейное распространение света;
- отражение света;
- законы отражения;
- изображение в плоском зеркале;
- преломление света;
- ход лучей в линзах;
- получение изображений с помощью линз;
- измерение фокусного расстояния
- устройство фотоаппарата;
- модель газа;
- форма Земли;
- строение Солнечной системы;
- карта звездного неба;
Защита рефератов по темам:
- Мираж
- Туман
- Облака
- Грозовая туча
- Молния
- Шаровая молния
- Радуга
- Полярное сияние
- Живой свет
- Снег и лед
- Метель
- Калейдоскоп
Учащиеся должны знать:
ПОНЯТИЯ: прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы. Законы отражения света. Практическое применение основных понятий и законов в оптических приборах.
Строение Вселенной, Солнечной системы, картины звездного небе.
Учащиеся должны уметь:
Получать изображения предмета с помощью линзы. Строить изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе. Решать качественные и расчетные задачи на законы отражения.
Находить созвездия по карте звездного неба. Объяснять на основе, полученных знаний явления природы.