Совершенствование системы управления развивающейся школы как фактор повышения качества образования

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Качество образования в школе — важнейший показатель успеха школы и важнейшая задача внутришкольного управления.

Данное понятие в настоящее время трактуется по разному, неоднозначно, т.к. управляемый объект (качество образования) еще недостаточно изучен и описан, а сама его сущность вызывает споры и дискуссии.

Одни сводят качество образования к качеству обучения (когда под качеством образования понимается % учащихся, закончивших отчетный период на “4” и “5”)

Другие под качеством образования понимают качество обучения и всего воспитания, а потому буквально за все спрашивают со школы. Директору часто приходится оправдываться за те или иные вещи (пьянство, наркомания,
воровство). Хотя всем ясно, что ребенок формируется не только школой, но и семьей, социумом, СМИ. И школа, хоть и значима, но не всесильна и за отрицательное воздействие на школьников всех факторов воспитания не может нести ответственность.

Третьи под качеством образования понимают степень развитости личности. Правда никто точно не знает, как эту развитость измерить, описать, охарактеризовать.

Четвертые под качеством образования понимают количество выпускников, поступивших в вузы. Это застарелая ошибка и школьных педагогов, и управленцев, и родителей. Дело в том, что у нас в стране ежегодно в вузы поступают около 30% выпускников школ. А что остальные - отбросы общества? Они не смогут создать хорошей семьи или производить материальные блага?

В словаре понятий и терминов по законодательству РФ об образовании “Качество образования выпускников” трактуется как определенный уровень знаний, умений и навыков; умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательных учреждений в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.

Качество образования увязано с планируемыми целями, т.е. под “определенным уровнем” всех этих показателей понимаются показатели, спрогнозированные в зоне потенциального развития конкретного выпускника.

Другое определение: “Под качеством образования понимается определенный уровень освоения содержания образования (знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений), физического, психического, нравственного развития, которого он достигает на различных этапах образовательного процесса, в соответствии с индивидуальными возможностями, стремлениями и планируемыми целями воспитания и обучения”.

Какие же задачи призвано решать каждое образовательное учреждение в связи с качеством образования?

  1. Моделирование (на основе анализа существующих достижений, проблем, прогноза перспектив) желаемого уровня качества образования. Что фактически означает построение моделей выпускников школы.
  2. Обеспечение такого функционирования и таких инноваций, которые бы обеспечивали заданный, смоделированный вами уровень качества.
  3. Постепенное обеспечение повышения качества (смена требований к результатам образования, перевод их в новое качество с изменением требований внешних заказчиков)
  4. Диагностику, мониторинг имеющегося уровня качества образования.

Современный период развития России четко обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования в соответствии с мировыми тенденциями. Главный приоритет качества образования нашел свое выражение в национальной доктрине российского образования. Одна из задач модернизации образования: достижение нового, современного качества дошкольного, общего и профессионального образования. Это обстоятельство продиктовано наличием основного противоречия между современными требованиями к качеству образования, обеспечиваемому образовательными учреждениями и ограниченностью применяемых методик и технологий в процессе управления. Чтобы проанализировать вопрос об условиях управления качеством образования, необходимо, прежде всего, рассмотреть сам управляемый объект. Главным объектом в школе выступает образовательный процесс, протекающий как на учебных занятиях, так и в системе воспитательной работы. Анализируя этапы развития школы, мы попытались ответить на три основных вопроса. Чего от нас хотят? Кто мы и что можем сделать? Как мы это будем делать? /Из опроса и соответствующей литературы./

Итак:

Государство - хочет, чтобы мы создали условия для развития свободной,мыслящей, деятельной, социально-адаптированной личности, получившей качественное общее образование /концепция модернизации Российского образования/.

Макросоциум - хочет, чтобы мы выпускали из школы воспитанную личность, считающуюся с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе.

Микросоциум - хочет, видеть в нас школу, основанную на порядке и дисциплине, разумной требовательности к детям, где обеспечивается комфорт не только физический, но и душевный /100% опрошенных/.

Родители - хотят, чтобы школа обеспечивала подготовку в ВУЗ /65% опрошенных/

  • чтобы ребенок получил образование в профильном классе /60% опрошенных/
  • чтобы ребенок просто находился в школьном пространстве до16 лет, потому что куда ему еще деваться /26% опрошенных/
  • чтобы ребенок занимался в кружках, секциях именно в школе /52% опрошенных/ в связи с отдаленностью школы от центра досуговой деятельности; а то, что есть в микрорайоне, не полностью их удовлетворяет.

Ученики - хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, иметь учебный успех, получить качественное образование.

Анализ итогов социальной диагностики микрорайона школы показывает:

  • недостаточно высокий уровень образованности,
  • достаточно высокий процент неблагополучных, многодетных, неполных, малообеспеченных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своего ребенка,
  • вместе с тем до 70% семей достаточно ответственно относятся к своим родительским обязанностям.

Картина довольно пестрая: от детей с высоким уровнем развития, обладающими интеллектуальными способностями, до детей с задержкой психического развития и ослабленным умственным развитием. Этот широкий спектр уровня способности нашего ученического контингента определил приоритеты нашей школы.

Приоритетные направления работы школы.

1. Усиление личностной направленности образования /новые технологии/.

2. Обновление содержания образования /введение пропедевтических курсов, предметов углубленного изучения, элективных курсов/.

3. Совершенствование работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни /медико-психологическая служба, программа “Здоровье”/.

Школа находится в состоянии функционирования и развития. Создана нормативно-правовая база в школе: программа развития, образовательные программы, сквозные программы по предметам, локальные акты школы, приказы, распоряжения муниципальных и региональных органов власти, соответствующий учебный план.

Для учащихся начальной школы введены уроки информатики, иностранного языка, курсы “Математика и жизнь”, “Математика для всех”, “Флора и здоровье”, “Экология для младших школьников”, “Развивающие игры”. В среднем звене - пропедевтические курсы “Наглядная геометрия” (5- 6 класс, Шарыгин), “Физика, химия” (5-6 класс, Гуревич), “Химия” (7 класс), “География родного города”, практикум по решению задач и дидактическая система развивающего обучения Занкова в среднем звене. В старшей школе наряду с традиционной системой обучения открыты классы углубленного изучения математики, физики, химии, биологии и практические курсы повышенной сложности, которые ведут преподаватели Анжерского филиала Кемеровского университета.

Серьезной вехой в развитии школы стало участие в федеральном эксперименте по обновлению структуры и содержание общего образования, где отрабатывается модель профильной школы. Для учащихся нашей школы осуществляется программа “Школа в школе” - это экологическая школа и летняя естественно-математическая школа на базе загородного лагеря “Арчекас”. Все это дает возможность поднять на новый качественный уровень наши воспитательно-образовательные возможности, преподавательское мастерство и увидеть педагогические перспективы.

Школа получила признание в общероссийском масштабе: она трижды лауреат премии “Школа года” - 2001, 2002, 2003 г., является “Школой высшей категории – 2004”, “Академической школой-2004”, “Академической школой-2006”, “Школой России-2006” и входит в состав Академии творческой педагогики под руководством Рувинского Л.И.. В 2006 году удостоена гранта 10000 лучших школ России.

Качество образование учащихся есть результат воспитательно-образовательного процесса, который зависит от таких условий, как кадровая, научно-методическая, материально-техническая, мотивационная, финансовое обеспечение школы. И в этих условиях на первом месте стоит кадровое обеспечение школы. Качество образования невозможно без качества преподавания. Область кадровой политики - основа основ школы. Это не только создание благоприятного микроклимата в трудовом коллективе, но и постоянный профессиональный рост учителя, и внедрение инновационных технологий в учебный процесс. Способность учителей работать с новыми технологиями.

Педагогов школы отличает творчество и высокий профессионализм, благодаря которым они являются постоянными участниками и дипломантами различных конкурсов и фестивалей российского, областного и районного уровней. 4 педагога занесены в российскую энциклопедию “Одаренные дети”. В 2006 году 15 педагогов школы получили грант “50 лучших учителей города и района”, 1 педагог — грант “100 лучших учителей Кузбасса” и 8 педагогов — грант “10 000 лучших учителей России”.

Школьные педагоги-исследователи возглавили кафедры, творческие лаборатории, научное общество учащихся. Они ведут постоянно действующие семинары, которые являются научно-методической мастерской. Наша школа, строя идею образовательного пространства, реализует личностно-ориентированную технологию. По Кларину мы применяем в воспитательно-образовательном процессе более эффективные подходы - это проблемно-поисковый, деятельностный, коммуникативный, игровой.

Важную роль в профессиональном становлении педагога играет методическая служба, которой руководит методический совет. Это важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива. Для повышения профессионального роста учителя используются следующие формы: самообразование, курсы повышения квалификации, заочное обучение, получение второго образования, постоянно действующие семинары, школа молодого учителя, педсоветы, работа в методических объединениях, кафедрах, творческих лабораториях. Более подробно с методической работой школы вы познакомитесь на секциях. Какова роль руководителя в профессиональном становлении педагога? Как отследить эффективность управленческой деятельности в этом направлении? Для этого проводим отслеживание, как идет процесс творческого развития коллектива, как члены коллектива оценивают себя и каковы их проблемы, как их решить, каков морально-психологический климат, т.е. мониторинг управленческой деятельности.

Показателями эффективности системы управления являются:

  1. Результативность обучения, воспитания, развития.
  2. Рациональные затраты времени учителя.
  3. Появление потребности в самообразовании, в творческом поиске
    учителя.

Чем выше профессионализм учителя, тем значительнее изменения в основных результатах воспитательно-образовательного процесса. Это один из важных показателей эффективности управления качеством образования. Одним из условий эффективного и грамотного управления является умение простроить оптимальную структуру управления. Административно-управленческая работа школы обеспечивается следующим кадровым составом:

  • директор,
  • зам. директора по контрольно-инспекционной деятельности,
  • зам. директора по научно-методической работе,
  • зам. директора по организационной работе,
  • зам. директора по воспитательной работе,
  • зам. директора по БЖ,
  • зам. директора по административно-хозяйственной деятельности.

Высшим органом управления в школе является педагогический совет, при необходимости созываются малые педсоветы. Важным элементом демократизации школы является делегирование функций управления членам педагогического коллектива, т.е. переход от вертикального управления к горизонтальному. Коллегиальное управление коллективом выражается в активных функциональных и общественных помощников администрации школы, заинтересованных в общем деле, в сотрудничестве:

  • научно-методический совет,
  • аттестационная комиссия,
  • руководители методических объединений,
  • зав.кафедрами и лабораториями,
  • родительский совет,
  • медико-психологическая служба школы,
  • совет школьного музея,
  • кураторы вузов, с которыми школа сотрудничает по договорам /ТУСУР, СМГУ, АФ КемГУ/.

Делегирование ряда прав и полномочий учителю превращает школу в самоуправляющуюся систему. Делегирование прав и полномочий в каждом звене управления - это рациональное использование сил и времени руководства. В летний период исполняющим обязанности директора традиционно назначается педагог, кроме того, учителя руководят пришкольным лагерем, летней естественно-математической школой, учебной практикой, методобъединениями, экологической школой, заведуют кафедрами, творческими лабораториями, руководят проектами и программами. Это очень дисциплинирует педагогический коллектив, повышает ответственность и стимулирует профессиональный рост.

Центральное место в процессе решения вопросов принадлежит руководителю школы и учителю, которым приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за принятые решения и конечные результаты. Итак, чтобы грамотно и оперативно управлять, необходимо владеть точной информацией о деятельности школы. Для этого необходимо внедрять систему педагогического мониторинга в управление школой. Фундаментальной основой механизма управления качеством образования должен выступать психолого-педагогичекий, медицинский и социальный мониторинг. Нашей аналитической группой разработана структура педагогического мониторинга, которая есть в ваших папках, и вы с ней познакомитесь на секции.

Проанализировав ресурсное обеспечение школы пришли к выводу, что школа готова принять социальный заказ, обеспечив успешность обучения и качественность образования, максимально способствовать социальной адаптации учащихся.

Во всем мире идет поступательное движение от общества индустриального к обществу информационному. Будет ли это достигнуто, зависит, прежде всего, от образования, которое формирует общество: его ценности, цели, духовного и творческого потенциала. Для этого принципиально должен измениться взгляд на образование: не овладение учащимися Зунами, а становление человека, обретение им себя, неповторимой индивидуальности.

И это может быть обеспечено школой, если ее сущностью станет качество образования. Необходимыми условиями для освоения системы качества образования является:

  • осознание педагогическим коллективом новой парадигмы образования - личностно-ориентированного подхода;
  • изменение отношения к процессу и результатам своего труда всех членов педагогического коллектива /мерой оценки деятельности педагога становится развитие конкретного ученика; результаты измеряются не относительно других учеников, а в сравнении с предыдущим результатом/;
  • эффективная система информационного обеспечения /мониторинг требует компьютеризации управления/.

Качество преподавания, качество знаний, качество развития, качество воспитания личности - ключевые понятия внутришкольного менеджмента. В его основе заложено: “Качество знаний, воспитания и развития личности - это не проблема. Это результат разрешения всех проблем школьной жизни!”.