Цели и задачи:
- формировать умение составлять и решать
простые и составные задачи, примеры;
- способствовать формированию вычислительного
навыка;
- развивать память, внимание, мышление,
воображение, правильность и эмоциональность
речи;
- воспитывать интерес к предмету математики,
личностные и волевые качества.
Оборудование:
-карточки для устной работы;
-модели простых задач (на доске);
-схемы для составления выражений;
-ТПО (Пиядина П.Н.);
-фланелеграф;
-набор фигур, знаков для составления моделей
задач на фланелеграфе;
-абаки (индивидуальные);
-модели составных задач для игры.
Ход урока:
I. Устная работа.
30-6 |
52+14 |
88+3 |
76-20 |
- - Найдите лишнее выражение
- Почему?
- Замените его своим выражением
- Покажите значение выражения на абаке - – Разгадайте правила, по которым составлены
ряды чисел
– Какое будет следующее число?
39, 45, 51, ……. 63
90, 83, 76, …….. 69
20, 24. 28, ………32 - – Составьте выражения по схеме, значением
которых будет число
63 69 32 ..+.. ..+.
..-.. ..-. - – На какие слагаемые нужно разложить второй
компонент выражения, чтобы найти значение
выражения?
47+8= 68+9= 34-7= 55-9=
- Покажите значение выражения на абаке. - Решение примеров на скорость.
ТПО (Пиядин П.Н. У 111 1 столбик)
(2 минуты)
Физминутка (для глаз по тренажеру).
II. Работа над темой урока.
1. Блиц-турнир задач.
- Являются ли данные тексты задачами?
- Почему?
- Что нужно изменить, чтобы текст стал задачей?
* Купили 14 тетрадей в клетку и 15 тетрадей в линейку. Сколько всего альбомов купили?
(Вопрос не соответствует условию)
- Измените вопрос.
- Назовите номер модели этой задачи.
* В столовую во второй день привезли на 4 мешка муки больше, чем в первый. Сколько мешков муки привезли во второй день?
(Нет еще одного данного)
- Измените условие.
- Назовите номер модели этой задачи.
* На ветке сидели снегири и 9 синиц. На сколько больше было снегирей, чем синиц?
(Нет еще одного данного)
- Назовите номер модели этой задачи.
* В двух банках 7 л молока. В первой банке – 3 литра, во второй – 4 литра. Сколько молока в двух банках?
(Содержится лишнее данное. Вопрос содержит известное данное.)
- Назовите номер модели этой задачи.
2. Решение получившихся задач.
- Запишите выражением решение задач.
- Купили 14 тетрадей в клетку и 15 тетрадей в линейку. Сколько всего тетрадей купили?
- В первый день в столовую привезли 8 мешков муки, а во второй на 4 мешка муки больше. Сколько мешков муки привезли в столовую во второй день?
- На ветке сидело 15 снегирей и 9 синиц. На сколько больше было снегирей, чем синиц?
- В двух банках 7 л молока. В одной – 4 литра. Сколько литров молока во второй банке?
Самопроверка:
14+15=29
8+4=12
15-9=6
7-4=3
Физминутка.
3. Работа над составными задачами.
- Прочитайте условие задачи
Витя вырезал 12 кружков, а Андрей на 4 кружка меньше, чем Витя
- Какой вопрос нужно поставить к данному условию, чтобы задача решалась так: 12-4=8 (к.)
- Назовите номер модели
- Какой вопрос будет у задачи при таком решении?
12-4=8 (к.)
12+8=20 (к.)
- Постройте модель этой задачи
0
- Определите по модели, какая эта задача?
- Почему? (2 вопроса)
- Измените условие задачи и вопрос, чтобы задача была так же составной.
Постройте ее модель.
Витя вырезал 12 кружков, а Андрей 6 синих и 8 красных кружков. Сколько кружков вырезали Витя и Андрей вместе? |
- Как будете рассуждать при решении этой задачи? (На главный вопрос ответить не можем, т.к…)
(В тетради О + О = О)
- Как можно изменить структуру данной модели, учитывая результат 1 действия?
- Как теперь будет звучать задача?
- Какая эта задача? (Простая)
- Почему?
- Какая модель получилась? (№ 3)
- Можно ли ответить на поставленный вопрос?
(решение рисуется в тетради цветными карандашами)
- Как еще можно изменить условие и вопрос задачи, чтобы получить новую задачу?
- Постройте модель.
- Как будем рассуждать?
(Ведется аналогичная работа)
Физминутка (массаж ладошек при помощи карандаша – катание между ладошками).
* Игра: «Угадай модель».
Один из учащихся выходит к доске, отворачивается от класса к доске. Ребятам показывается модель задачи. По модели составляется задача. Ведущий строит модель услышанной задачи. Если составленная модель совпадает с заданной, продолжается работа над полученной задачей (разбирается и решается).
III. Итог урока.
-Какую работу мы проделывали всякий раз, решая составную задачу?
-Что нужно сделать, чтобы решить составную задачу?