География в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Разделы: География


Задачи:

Предметные

  1. Научить переносить с плана на местность. Определить расстояние на местности с помощью масштаба.
  2. Узнавать виды масштаба.
  3. Научить пользоваться масштабом любого вида.

Развивающие

  1. Продолжать формирования умения планировать свою деятельность.
  2. Продолжать формирование рефлексивной способностей.
  3. Продолжать формирования коммуникативных способностей, умения работать в группе.
  t Деятельность учителя Деятельность учащихся
I этап.

Ситуация успеха

5 мин.  

У. Поэтому мы сейчас и проверим задание: на листах А-4

Данные для движения по азимутам

Смотрим на самое большое и самое маленькое число в таблице. При выборе масштаба ориентируемся именно на них. Самое большое число из таблицы нужно для того, что после перевода его в нужный масштаб данное расстояние поместилось на заданной бумаге. Ориентируясь на маленькое число, мы смотрим не слишком ли маленький мы выбрали масштаб.

Д. Ошибки

Д. Да

Точка А. Движ. в метрах
Школа

Озеро

Луг

Родник

Лиственный лес

 

450

350

150

3200

 

300м

400м

700м

550м

М 1:100

Сравниваем работы.

У. Справились?

У. Раз все так просто, выполняем следующие задание.

 

II этап.

Постановка проблемы

1 мин

5 мин

6 мин

Задание по группам (лист А4)

У. Как поняли задание.

У. Задание подобное с предыдущим.

У. Внимательно читаем это задание подобное или нет.

Задание 1. Человеку нужно пройти от населенного пункта г. Осинники до п. Высокий. Это расстояние по карте составляет 28 мм. Какое расстояние человеку нужно пройти по местности, если карта масштаба 1см:250м (на листах А4)

У. Что не понятно?

Зафиксировать это затруднения на листах. Что вы не умеете делать?

У. Давайте подумаем, как выполнить это задание.

Д. нет

Д. не понятно?

Д. переносить с карты на местность?

III этап.

поиск способа реше-ния проб-лемы

 

4 мин

У. На листах выполнить работу.

У. Я 5 группе предлагаю такой способ. Если взять и вырезать это в виде прямой линией и разделить на равные части, например по 1 см

У. Проговариваем способ.

У. А теперь возвращаемся к заданию. Как решить ситуацию?

Д. предлагаю

Д. а если разбить одну часть еще на мелкие.

5-6 человек

IV этап.

применение способа

5 мин У. Если способ открыли нужно его проверить в работе.

У. Сравниваем по группам все листочки (можно дать объяснить сильной группы).

У. Какой вывод (говорят 5-6 человек)

Д. работают с заданием1.

Д. что способ помог в работе. Что такое задание можно выполнять.

V этап.

теория

4 мин У. Как можно записать масштаб, который мы сейчас с вами открыли. 3 человека к доске (кто запишет на доске. Масштаб -можно записать в виде числа)

У. А какие вы еще знаете виды масштаба.

У. Записать на доске.

У. Чем они отличаются.

У. Поэтому разные имена у этих масштабов

У. Как бы вы их назвали.

У. А в учебниках их называют линейным. Масштаб – показывает, во сколько раз расстояние на плане меньше, чем не местности. Масштаб можно записать в виде числа 1:1000. Читается одна тысячная - называется численным в 1см:10м т. е. 1000см переводят в метры, это значит, что 1см на плане соответствует 10см на местности - называется именованным. Линейный - представляет собой прямую линию, разделенную на равные части.

Д. говорят

Д. численный,имено

Д. записала

Д. цифрами и линейкой

Д. называют линейный

 

VI этап.

практическая часть

4 мин. У. А сейчас попробуем выполнить задание с помощью линейного масштаба? (потренируемся).

Задание 2. Николай договорился с Володей сходить на рыбалку на одно из маленьких озер в пойме р. Кондома. Володя рассказал, как идти Николаю, чтобы не сбиться с пути и выйти прямо к озеру. Николай прошел от точки поворота к озерам расстояние 470м. Он увидел маленькое озеро, а на карте, которую он взял с собой, были обозначены 3 озера. К какому озеру он подошел, если до одного расстояние по карте 26мм, до второго 24 мм, а до третьего – 19мм? Карта имеет масштаб 1см:250м:

Ответ: 26мм=650м

24мм=600м

19мм=470м

У. Как решили.

Задание 3. Путнику нужно было пройти от деревни Красный Калтанчик до домика лесника. На его карте это расстояние составило 84мм, но эта часть карты, где был написан масштаб, оторвалась. Путник позвонил товарищу, который определил по всей карте расстояние до деревни в 105мм. Его карта имела масштаб 1см:200м. Какой же масштаб у карты путешественника.

Ответ: м 1:250

1) 105мм х 200=21000м

21000м : 84мм= 250м

Д. находят
VII этап.

итог урока

2 мин У. Как бы вы назвали сегодняшний урок?

Как сформулировать?

2) Чему вы научились на уроке? Что нового узнали.

У. Д/з. Составить план движения по азимутам от школы до ДК <<Октябрь>>

Масштаб. Виды масштабов. Работа с масштабом.