Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся с химическими свойствами этанола как типичного представителя алканолов
- Акцентировать внимание учащихся на физиологическом действии спиртов
- Формировать умение работать в парах и индивидуально
- Поддерживать познавательный интерес к предмету
- Пропагандировать здоровый образ жизни
Дидактические задачи:
Учащиеся должны знать:
- Определения следующих понятий: а) реакция дегидратации, б) простой эфир.
- Химические свойства предельных одноатомных спиртов.
- Физиологическое действие спиртов на организм человека.
Ученики должны уметь:
- Составлять уравнения реакций с их участием.
- Практически осуществлять качественную реакцию с участием этанола.
Оборудование:
- на столе учителя - спиртовка, штатив, пробирки, фарфоровые чашки, щипцы.
- реактивы: этанол, бутанол, натрий, смесь этанола и концентрированной серной кислоты, медная проволока, раствор перманганата калия.
- на столе учащихся - этанол, раствор куриного яйца, вода, две пробирки, спиртовка, медная проволока.
Класс. О каком органическом веществе идет речь, если при сжигании 1,2 г его выделилось 1,344 л оксида углерода (IV) и 1,44 г воды? Плотность его паров по водороду 30. Составьте и назовите изомеры этого вещества (проверка задачи у доски).
Новый материал.
Фронтальная беседа (определения - предельные одноатомные спирты, функциональная группа, водородная связь, общая формула спиртов).
Химические свойства.
1. Р. Горения.
Д! Горение спиртовки
С2Н5ОН + 3О2 —> 2СО2 + 3Н2О + Q
2. Р.замещения
а) с натрием (этанол и бутанол)
2С2Н5ОН + 2Na —> 2С2Н5ОNa + Н2 |
этилат натрия |
б) с галогеноводородами
С2Н5ОН + НBr —> С2Н5Br + Н2О
3. Р. дегидратации
а) С2Н5ОН —> С2Н4 + Н2О
Д! К доске вызывается учащийся, который демонстрирует опыт. Доказывает наличие этилена в продуктах реакции.
б) С2Н5ОН + С2Н5ОН —> С2Н 5-О- С2Н5 + Н2О |
диэтиловый эфир |
4. Качественная реакция на спирты.
Лабораторный опыт.
В пробирку налейте 2-3 мл этанола. Возьмите медную проволоку, нагрейте ее на пламени спиртовки и внесите в пробирку со спиртом. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции:
С2Н5ОН + CuO>Cu + СН3СОН (этаналь) + Н2О
Физиологическое действие на организм человека.
Обжигая слизистую оболочку полости рта, глотки и пищевода, он поступает в желудочно-кишечный тракт. Быстро и полностью всасывается в желудке. Легко преодолевает биологические мембраны, так как молекулы имеют малый размер, могут образовывать водородные связи с молекулами воды, хорошо растворимы в жирах. Ученые установили, что спирт нарушая функции клеток, приводит к их гибели. При употреблении 100 г пива погибает около 3000 клеток мозга, 100 г водки - 7500. Соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных клеток.
Химический эксперимент "Влияние этанола на молекулы белков".
Цель эксперимента - выяснить влияние этанола на молекулы белков.
Оборудование и реактивы - раствор куриного белка в 2 пробирках, вода, этанол.
Инструктивная карта.
В пробирках выдан раствор белка куриного яйца. Прилейте в первую пробирку 1-2 мл воды, а во вторую столько же этанола. Отметьте изменения в обеих пробирках. Найдите объяснение происходящих изменений (с.208).
На какие системы и органы человека влияет этанол? (с.121.)
(ребята с помощью яркого зрительного образа представили биохимические процессы денатурации белков в организме под влиянием этанола; осознали, что при поступлении даже незначительных доз спирта в организме каждая клетка, каждый орган соприкасается с его молекулами, испытывая на себе его токсическое действие)
Д/з §25 до применения, з.7, с.122 (учебник Цветкова).
Закрепление.
1) С какими из перечисленных веществ взаимодействует пропанол: железо, хлороводород, кислород, натрий? Найдите ошибки, уточните суммы коэффициентов.
Fe + 2С3Н7ОН —> (С3Н7О)2Fe + H2 | (5) | (не верно, не взаимодействует) |
2С3Н7ОН + 9О2 —> 6СО2 +8 Н2О | (20) | (сумма коэффициентов не верна – 25) |
С3Н7ОН + HCl —> С3Н7Cl + Н2О | (3) | (сумма коэффициентов не верна – 4) |
2С3Н7ОН + 2Na —> 2С3Н7О Na + Н2 | (7) | (все верно). |
2) Что нового для себя вы узнали на уроке?
Подведение итогов урока.