Тема урока: "Химические свойства спиртов. Физиологическое действие спиртов на организм человека"

Разделы: Химия


Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с химическими свойствами этанола как типичного представителя алканолов
  2. Акцентировать внимание учащихся на физиологическом действии спиртов
  3. Формировать умение работать в парах и индивидуально
  4. Поддерживать познавательный интерес к предмету
  5. Пропагандировать здоровый образ жизни

Дидактические задачи:

Учащиеся должны знать:

  1. Определения следующих понятий: а) реакция дегидратации, б) простой эфир.
  2. Химические свойства предельных одноатомных спиртов.
  3. Физиологическое действие спиртов на организм человека.

Ученики должны уметь:

  1. Составлять уравнения реакций с их участием.
  2. Практически осуществлять качественную реакцию с участием этанола.

Оборудование:

  • на столе учителя - спиртовка, штатив, пробирки, фарфоровые чашки, щипцы.
  • реактивы: этанол, бутанол, натрий, смесь этанола и концентрированной серной кислоты, медная проволока, раствор перманганата калия.
  • на столе учащихся - этанол, раствор куриного яйца, вода, две пробирки, спиртовка, медная проволока.

Класс. О каком органическом веществе идет речь, если при сжигании 1,2 г его выделилось 1,344 л оксида углерода (IV) и 1,44 г воды? Плотность его паров по водороду 30. Составьте и назовите изомеры этого вещества (проверка задачи у доски).

Новый материал.

Фронтальная беседа (определения - предельные одноатомные спирты, функциональная группа, водородная связь, общая формула спиртов).

Химические свойства.

1. Р. Горения.

Д! Горение спиртовки

С2Н5ОН + 3О2 —> 2СО2 + 3Н2О + Q

2. Р.замещения

а) с натрием (этанол и бутанол)

2Н5ОН + 2Na —> 2С2Н5ОNa + Н2

этилат натрия

б) с галогеноводородами

С2Н5ОН + НBr —> С2Н5Br + Н2О

3. Р. дегидратации

а) С2Н5ОН —> С2Н4 + Н2О

Д! К доске вызывается учащийся, который демонстрирует опыт. Доказывает наличие этилена в продуктах реакции.

б) С2Н5ОН + С2Н5ОН —> С2Н 5-О- С2Н5 + Н2О

диэтиловый эфир
(класс - простые эфиры R-O-R)

4. Качественная реакция на спирты.

Лабораторный опыт.

В пробирку налейте 2-3 мл этанола. Возьмите медную проволоку, нагрейте ее на пламени спиртовки и внесите в пробирку со спиртом. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции:

С2Н5ОН + CuO>Cu + СН3СОН (этаналь) + Н2О

Физиологическое действие на организм человека.

Обжигая слизистую оболочку полости рта, глотки и пищевода, он поступает в желудочно-кишечный тракт. Быстро и полностью всасывается в желудке. Легко преодолевает биологические мембраны, так как молекулы имеют малый размер, могут образовывать водородные связи с молекулами воды, хорошо растворимы в жирах. Ученые установили, что спирт нарушая функции клеток, приводит к их гибели. При употреблении 100 г пива погибает около 3000 клеток мозга, 100 г водки - 7500. Соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных клеток.

Химический эксперимент "Влияние этанола на молекулы белков".

Цель эксперимента - выяснить влияние этанола на молекулы белков.

Оборудование и реактивы - раствор куриного белка в 2 пробирках, вода, этанол.

Инструктивная карта.

В пробирках выдан раствор белка куриного яйца. Прилейте в первую пробирку 1-2 мл воды, а во вторую столько же этанола. Отметьте изменения в обеих пробирках. Найдите объяснение происходящих изменений (с.208).

На какие системы и органы человека влияет этанол? (с.121.)

(ребята с помощью яркого зрительного образа представили биохимические процессы денатурации белков в организме под влиянием этанола; осознали, что при поступлении даже незначительных доз спирта в организме каждая клетка, каждый орган соприкасается с его молекулами, испытывая на себе его токсическое действие)

Д/з §25 до применения, з.7, с.122 (учебник Цветкова).

Закрепление.

1) С какими из перечисленных веществ взаимодействует пропанол: железо, хлороводород, кислород, натрий? Найдите ошибки, уточните суммы коэффициентов.

Fe + 2С3Н7ОН —> (С3Н7О)2Fe + H2 (5) (не верно, не взаимодействует)
3Н7ОН + 9О2 —> 6СО2 +8 Н2О (20) (сумма коэффициентов не верна – 25)
С3Н7ОН + HCl —> С3Н7Cl + Н2О (3) (сумма коэффициентов не верна – 4)
3Н7ОН + 2Na —> 2С3Н7О Na + Н2 (7) (все верно).

2) Что нового для себя вы узнали на уроке?

Приложение

Подведение итогов урока.