Урок литепратурного чтения в 4-м классе по теме: «М. Волошин. "Зеленый вал…"»

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  1. Обнаружить одну из главных особенностей романтического искусства: наличие контраста между красивым и ужасным, притягивающим и отталкивающим во всех видах искусства: стихотворении М. Волошина “Зеленый вал…”, картинах И. Айвазовского “Девятый вал” и Ф. Васильева “Мокрый луг”, классической музыке Вивальди “Винтер”.
  2. Развивать речь детей, образное мышление, умение видеть в произведениях поэтов и живописцев тот контраст, на котором держится их смысл; умения читать произведения выразительно.
  3. Воспитывать в учащихся чувство прекрасного, прививать любовь к поэзии, живописи и музыке.

Ход урока

1. Орг. момент

- Сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем их.

2. Установка рабочей атмосферы на уроке и постановка целей.

- Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Плутарха.

“Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах”

- А вот почему именно эти слова вы мне скажите в конце урока.

- Итак, давайте начнем. Стихотворение, с которым мы знакомимся сегодня, это стихотворение М. Волошина “Зеленый вал”.

3. Биография (краткий пересказ ученика)

М. Волошин.

Настоящая фамилия Кириенко-Волошин Максимилиан Александрович. Родился 28. 05. 1877г. в Киеве. Умер в Кактебеле в 1932г. Одно из самых устойчивых представлений, связанных с образом Волошина, - поэт-странник. Путешествовал Волошин с ранней юности: он объездил Швейцарию, Германию, Италию, Испанию, всю Францию, побывал на Корсике и Сардинии, на Балеарских островах и в экзотической Андорре, в Греции и Константинопале. В 1900-х годах поселился в Коктебеле. Основные сборники: “Стихотворения” (1910г.),” Иверни” (1914г.) Волошин стоял вне литературных группировок. Стихи его, были отмечены философской глубиной, отточенностью формы, тонким миризмом. Стремясь отгородиться от острой политической борьбы, в годы Гражданской войны пытался примирить враждующие стороны: спасал в своем доме белых от красных, и красных от белых. Стихи этих лет отличаются трагизмом. В 1924г. сделал свой дом в Коктебеле бесплатным домом творчества. Ныне - Дом творчества Литфонда СССР. Он был так же художником- акварелистом. Его произведения выставлены в Феодосийской картинной галерее имени И. К. Айвазовского. Но особенно хороши акварели Волошина, которые он писал в 20-е годы. Небольшие, легкие и подвижные, они наполнены такими цветовыми переливами, что напоминают крылья бабочек: “Вид с Легенера” (1926г.), “Лягушачья бухта” (1924г.) Иногда к акварели добавляется тушь.

4. Работа над стихотворением.

1. Словарная работа.

- Перед чтением стихотворения давайте разберем слова, которые могут быть вам не понятны.

Пурпуром -

Зыбь -

Стеклярус -

Карниз -

2. Чтение стихотворение учителем.

3. Зарисовка представляемого на листах (цветными карандашами)

– Вы хорошо справились с работой?

- Что же вы представили? (Морской пейзаж)

4. Перечитайте стихотворение (жужжащие чтение) и ответе на вопросы:

- Можно ли утверждать, что М. Волошин создавая морской пейзаж, пользовался средствами живописца?

- К каким цветам он обращается?

- Найдите в тексте слова и выражения, подтверждающие, что шторм отступил, что началось затишье?

- А теперь покажите, что затишье носит временный характер?

- Какие ассоциации вызывают у вас слова и выражения:

Разлилась широко и лениво -

Певучая зоря -

Пустыня -

Красный, зловещая -

- Можно ли назвать ту, картину, которую нарисовал поэт, красивой?

- Какое драматическое противоречие в ней содержится?

5. Физминутка. (Прослушивание музыки)

- Найдите в музыке переход от прекрасного к драматическому.

6. Работа по картинам.

1) Картина Айвазовского “Девятый вал”.

- Можно ли сказать, что картина красивая?

– В чем вы видите красоту пейзажа?

–Что можно сказать о людях, которые там изображены.

- Они могут любоваться красотой разгорающегося рассвета на море?

-А как вы воспринимаете этот пейзаж: красиво? страшно?

7. Проверка домашнего задания.

1) Прочитать отрывки из “Щелкунчика” где мы видим контраст между красивым и ужасным, радующего взора и страшного одновременно?

8. Сравнение с картиной Ф. Васильева “Мокрый луг”.

-Есть ли, что-то сходное в состоянии природы?

-А в изображении состояния природы художниками?

Что именно?

9. Чтение драматургических произведений, в которых наблюдается контраст между прекрасным и ужасным.

- Мы видим, что и в литературе и в искусстве используется противоречие красивого и ужасного. Давайте послушаем, в каких произведениях литературы вы нашли эти противоречия.

9. Итог. Рефлексия.

- Оцените свою работу.

1) Кому на уроке все было понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно, положите свою фишку веселого человечка.

2) Если вы затруднялись при выполнении задания, чувствовали себя неуверенно, положите фишку второго человечка.

3) Кому на уроке ничего не было понятно, трудно было отвечать на вопросы, положите фишку грустного человечка.

Д\З

Выучить отрывки из литературных произведений, где описался контраст красивого и ужасного.