Развитие инновационных процессов в профессиональном образовании

Разделы: Общепедагогические технологии


Наша страна, встав на путь рыночной экономики, должна интегрироваться в мировое экономическое сообщество, в его рынки, в том числе и рынок инноваций в профессиональном образовании.

Общеизвестно, что инновации позволяют быть первыми в жесткой экономической конкуренции на мировых рынках и получать солидные дивиденды на базе новых технологий.

Хорошо понимая это, развитые страны всячески поддерживают инновационные процессы, и это является их технологической политикой.

На долю новых или усовершенствованных технологий, содержащих передовые знания или решения, в развитых странах приходится до 75% прироста ВВП. При этом проводится работа по созданию единой базы данных, концентрации финансов, поддержке профессиональных образовательных учреждений, внедряющих у себя инноваций. Такие профессиональные ОУ имеют существенные налоговые льготы, стимулируется переобучение преподавательского состава.

Объем инноваций, поступающих из профессионального образования России в мировое сообщество незначителен, и в основном отмечается в ВПК.

Следует отметить, что проблема качественного профессионального образования была и ранее (20 лет назад и более) дипломы отечественных Сузов и Вузов, за редким исключением некоторых, за переделами страны не котировались, мы тогда это объясняли происками капиталистов.

Давайте честно скажем, что и сейчас стоит остро проблема качественного преподавания, катастрофически не хватает квалифицированных кадров начального, среднего и высшего профессионального образования.

Это и явилось одной из причин провала в экономическом развитии страны, отсутствии позитивных тенденции к росту ВВП.

Кроме того, Россия стоит на пороге вступления в ВТО, а это значит что вопрос признания отечественных дипломов на международном уровне, вновь приобретает первостепенную важность. Сегодня образование стало модой, престижно иметь диплом, да и на рынке труда он необходим, так как обычному бутику требуется продавец-консультант с в/о, знанием английского языка, в возрасте до 25 лет и т. д. , а продавать будет простые колготки.

Поэтому все меньше и меньше настоящего стремления к глубоким знаниям, а также желания изучать секреты будущей профессии. Многие учатся просто так, а не из-за профессии.

Однако, пока еще не всем так плохо имеется небольшой запас времени и в России можно создать эффективный инновационный механизм, способный обеспечить несырьевое развитие страны. Для этого необходимо определить, что основной целью государственной политики в области науки, технологий и профессионального образования всех уровней должен стать переход к инновационному пути развития страны на основе выбранных приоритетов. Они должны определяться общемировыми тенденциями развития науки и технологий и опираться на имеющиеся в стране достижения в научно-технической и образовательной сферах.

Таким образом, созданию национальной инновационной системы является важнейшей задачей, неотъемлемой частью экономической политики государства.

На данный момент роль бюджета и частных инвестиций в финансировании инновационной деятельности учреждений профессионального образования крайне мало, что, естественно, тормозит их рост конкурентоспособности.

Сложившаяся ситуация требует активных действий государства, направлены на преодоление определенной деформации структуры профессионального образования, Необходима целостная и комплексная инфраструктура профессионального образования, элементы которой необходимо создать в кратчайшие сроки.

Нам представляется, что наряду с бюджетным финансированием инновационной деятельности в профессиональном образовании, эффективным механизмом инновационной системы будет являться венчурное инвестирование конкретных образовательных учреждений.

Этот вид финансирования устраняет противоречия между инвестором и образовательным учреждением, так как в его природе заложены основы так называемого социального партнерства.

Для расширения базы венчурных фондов на федеральном уровне необходимо подготовить нормативно-правовые акты, которые предоставят возможность участия в них пенсионных фондов, страховых компаний и коммерческих банков.

Понятия и классификация инноваций.

Под инновациями в широком смысле слова понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукций и услуг, организационно- технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. Жизненный цикл инновации с учетом последовательности проведения мероприятий рассматривается как инновационный процесс.

Термины “инновация” и “инновационный процесс” близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Создатели инновации руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.

Стратегии новаторов направлены на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

Научные разработки и нововведения в нашем случае являются приложением нового знания с целью их практического применения, а научно-технические инновации - это материализация новых идей и знаний, открытий

В процессе профессионального образования с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей на рынке труда.

Непременными свойствами инноваций в профессиональном образовании являются новизна и востребованность продукции на рынке труда.

Таким образом, инновации в профессиональном образовании на всех уровнях должны:

  1. Овладеть новизной;
  2. Удовлетворять рыночному спросу;
  3. Приносить прибыль производителю услуг.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса. Для успешного управления инновационной деятельностью ОУ необходимо провести тщательное изучение (маркетинг) инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в профессиональном образовании. Новизна инноваций оценивается по научным параметрам и с рыночных позиций.

С учетом этого и строится классификация инноваций. В зависимости от технологических параметров инноваций подразделяются на:

  1. Сырьевые инновации, которые включают применение новых видов сырья, материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих и конечным результатом является получение принципиально новых товаров;
  2. Технологические инновации, которые определяют новые методы организации производства товаров и услуг.

По типу новизны для рынка инновации подразделяются на:

  1. Исключительно новые для отрасли в мировой практике;
  2. Новые для отрасли в стране;
  3. Новые для данного предприятия, учреждения, а также их групп в регионе;

По месту в системе (на предприятии, в учреждении и т. д. (можно выделить)):

Инновации на входе предприятия, учреждения, связанные с изменениями в выборе и использовании сырья, материалов, машин, оборудования, профессиональных работников, информации, программного обеспечения и т. д.

Инновации на выходе из предприятия, учреждения (изделия, услуги, технологии, информации и т. д. ) с организацией сервиса.

Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической) с обязательным элементом минимализации расходов;

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

  1. Радикальные (базовые) требующие коренных преобразований;
  2. Улучшающие;
  3. Модификационные (частные) изменение существующего.

С учетом сфер деятельности предприятий, учреждений инновации подразделяются на:

  1. Технологические;
  2. Производственные;
  3. Экономические;
  4. Торговые;
  5. Социальные;
  6. Образовательные;
  7. В области управления.

Рынок инновационной продукции.

Научно-техническая продукция – это конечный результат интеллектуальной (научно-исследовательской, научно-технической, рационализаторской и изобретательской, инновационной и др. ) деятельности.

Научно-техническая продукция признается товаром лишь только тогда, когда она выступает средством качественного улучшения, расширения и получения новых знаний, а ее использование обеспечивает экономию затрат общественного труда при сохранении потребительской стоимости материального продукта, созданного на ее основе. При этом рынок научно-технической продукции представляет собой форму экономических отношений между владельцами интеллектуальной собственности и покупателем права владения, пользования и распоряжения, в результате которых происходит эквивалентный обмен платежеспособного спроса покупателя на потребительскую ценность, заключенную в научно- технической продукции.

Субъектами инновационного рынка являются в первую очередь, государство, предприятия, учреждения, учебные заведения, фонды, физические лица (ученые, инженеры, рационализаторы и изобретатели и др. специалисты)

Объектами инновационного рынка являются - результаты интеллектуальной деятельности, представленные;

  1. В овещественной форме (в виде оборудования, агрегатов, механизмов и машин, опытных установок, приборов, инструментов, технологических линий и т. д. )
  2. В неовещественной форме (данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ в виде аналитического отчета, препринта, статьи, монографии, тезисов, конструкторской и технической документации);
  3. В виде знаний, опыта, консультирования в сфере консалтинга, маркетинга, проектного управления, инжиниринга и других научно-практических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.

Экономические отношения в мировой практике обобщаются до простого взаимодействия: купли-продажи результатов любой, в том числе и научной, инновационной деятельности и оказании услуг в этой сфере

В основе такого подхода лежит естественное понимание технологии, которая включает в себя как технические средства, систему соответствующих знаний, умений и навыков, так и финансовые, материально-технические, кадровые и информационные ресурсы, производственную культуру, систему адекватного управления, социальную и природную среду, в которой реализуется технологический процесс, а также систему социально-экономических последствий (прежде всего экологических).

Рынок инноваций характеризуется рядом отличительных особенностей:

  1. Является новым для выходящей на рынок отличительных особенностей:
  2. Объем сбыта инновационных технологий имеет ограниченное влиание, вследствие устоявшихся стереотипов;
  3. Количество покупателей и продавцов зависит от состояния экономики общества, если общество нацелено на производство товаров и услуг внутри страны, то возрастает значимость инновационных процессов.

В связи с этим, спрос на инновационную продукцию может исходить из собственного научного сообщества, образовательного учреждения.

Следует отметить, что создание новых технологий в промышленности, профессиональном образовании не всегда влечет за собой спрос. Объяснением этого обстоятельства являются многие причины: консерватизм мышления чиновников от управления и науки, которые не заинтересованы в инновациях, они в них участия не принимают в силу своей ограниченности и поэтому в последующей фазе будут не востребованы, это для них катастрофа.

В этом контексте следует отметить, что спрос на инновационную продукцию в профессиональном образовании будет иметь свои особенности, связанные с консервативностью большей части преподавателей.

В образовательной сфере инновации трудно отличить от простого оформления той или иной формулы дидактического сообщения.

Новые информациологические сведения, получаемые в Интернете, в общей практике инновационных исследований не отвечают требованиям действительного состояния профессионального образования.

Мы понимаем, что государство находится в стадии стагнации, это в области управлении страны, однако, народ, живет по своим инновационным технологиям выживания и естественно требует своего возрождения.

Во многих случаях создание новой технологии не влечет за собой спроса, поскольку характерной особенностью для нее является высокая степень рыночной неопределенности.

Рыночная нестабильность профессионального образования обусловлена следующими условиями:

  1. Потребитель образовательных услуг еще не знает, в какой мере новый продукт может отвечать его потребностям;
  2. Потребительский спрос подвержен влиянию множества факторов и не всегда может быть предсказуем на рынке труда;
  3. Число предприятий малого и среднего бизнеса имеют непродолжительный срок своей деятельности, в связи с постоянно меняющимися условиями экономики развития страны;
  4. Трудно предсказать намерения рынка труда на долгосрочную перспективу, хотя бы на срок 3-5 лет (это время подготовки специалиста) в конкретных специалистах;
  5. Образовательные учреждения и их учредители не в состоянии в короткий срок провести модернизацию материально-технической базы.

Отдельные направления развития инновационной деятельности образовательных учреждений.

Инновационная составляющая основана на умении образовательными учреждениями быстро реагировать на изменения, которые диктуются внешней средой, в нашем случае на рынке труда, т. е. система занятости молодых специалистов.

Это касается внедрения нововведений, новых технических решений при производственном обучении, введения новых специальностей, востребованных на рынке труда.

Залог успешного функционирования образовательного учреждения в том, что оно должно идти не только вровень с современными требованиями, но и опережать их.

Внедрение инноваций требует проведения системного анализа всего учебного процесса, и не его основе возможностей модернизации учебного процесса в учреждении.

Следует отметить, что сам процесс анализа при инновационном подходе очень сложен, требует для своего проведения высококвалифицированных специалистов, которые, как правило, в средних профессиональных учебных заведениях отсутствуют, за редким исключением.

Поэтому необходима помощь научных сотрудников НИИР профессионального образования.

Проводимый анализ в обязательном порядке должен охватить все стороны учебного процесса учреждения профессионального образования (УПО)

Жизнь потребовала от органов управления УПО и самих учреждений жесткой увязки образовательной политики с национальными, региональными, местными приоритетами экономического развития, учета спроса на местных рынках труда, установления более тесных отношений с социальными партнерами, обеспечения переобучения безработных и обучения взрослого населения, а также иммигрантов, мигрантов. Изменился подход к определению качества процесса и конечных результатов работы УПО.

Деятельность системы образования и ее УПО все более явно имеет тенденцию развития в сторону рыночных отношений, развитию предложений на рынке труда.

Настоящий успех в образовательном бизнесе, как и в другом, никогда не проходит просто так, случайно. Добиться успеха можно лишь используя постоянное эффективное управление. Для управления необходимы конкретные цели: современное планирование, организация и контроль. Кроме того, необходимо создать мотивацию педагогических работников в заинтересованности успехов УПО, добиться их психологический совместимости, т. е. нормативных коммуникативных отношений, спрогнозировать карьерный рост каждого работника.

Таким образом, умение достигать поставленных целей в инновационной деятельности УПО будет являться менеджментом в рыночных условиях. При этом заметим, что здесь определены все виды и содержание управленческой деятельности. Чтобы добиться успехов надо знать, как это сделать, и уметь применять нововведения на практике. В данной деятельности необходимо не просто стараться изо всех сил, а именно достигать, Пока не будет необходимого результата, можно считать, что управление УПО находится на низком уровне, или оно вообще течет по течению. Большинство УПО, на сегодняшний день, не имеют хорошо продуманных и реалистических целей. Вся их работа сводится к сохранению контингента и его набору (профориентационной работе).

Цели должны быть выбраны и поставлены верно, в противном случае вся деятельность не будет иметь успеха. Цели в профессиональном образовании появляются не сами по себе, они должны быть сформулированы и поставлены руководителем УПО и его командой.

Независимо от вида УПО главными общими целями будут являться:

  • выживание – УПО может выжить, пройдя через “естественный отбор” в условиях конкуренции и найдя свое место в системе рыночных отношений;
  • прибыль – является одновременно источником роста и процветания учреждения, способом увеличения доходов сотрудников, возможностью модернизации материально-технической базы профессионального образования.
  • перспектива – несмотря на прибыль, УПО не должно забывать о перспективе своего развития, обновлении оборудования, станочного парка. Внедрении новых технологий при прохождений производственного обучения по специальностям, востребованным на рынке труда.

И, наконец, отметим основные требования к целям, которые мы будем ставить в инновационной деятельности УПО:

  1. Четкость, понятность, конкретность сформулированных целей;
  2. Гибкость целей, своевременное реагирование на всевозможные изменения на рынке труда;
  3. Реалистичность, т. е. выполняемость поставленных целей;
  4. Контроль выполнения целей, поставленных ранее, перед тем как ставить перед собой новые цели