Реальностью нашего времени стали крылатые выражения: “Информация - это власть. Информация правит миром”. С такими афоризмами можно согласиться и ради справедливости отметить, что в жизнедеятельности человека своевременная и достоверная информация также необходима, как и физические условия среды его обитания (вода, воздух и т.д.).
Информация обогащает наши знания, представляет возможность находить и принимать правильные решения во всех аспектах жизнедеятельности. Развитие научно-технического прогресса, применение новейших технологий во всех сферах хозяйствования, внедрение компьютеров, лазерной техники, средств массовой информации (СМИ) и спутниковой связи позволяет человеку не только слышать, видеть, знать все, что происходит в его городе, населенном пункте, но и далеко за его пределами, во всей Вселенной.
Например, сообщение европейских ученых о происходящем процессе смены геомагнитных полюсов Земли, заставляют задуматься вообще сохранении земного шара, ибо непродуманные действия по испытанию или применению ядерного оружия в этот момент могут привести все человечество к Вселенской катастрофе.
Использование компьютерной техники, телекоммуникационных средств связи дает возможность обмениваться различной информацией между людьми, фирмами, государствами, находящимися на значительных расстояниях друг от друга.
В третьем тысячелетии информация является всеобъемлющим ресурсом научно-технического прогресса.
Расшифровав информационный код Земли, Солнечной системы, Вселенной человечество научится управлять процессами термоядерного синтеза, гравитации, электромагнитных явлений, одним словом получит доступ к новым видам энергии. А это, в свою очередь, открывает широкие перспективы развития для всего человечества.
Информационная безопасность, общие положения
Национальная безопасность России значительным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в последующем эта зависимость будет возрастать.
Под информационной безопасностью государства понимается состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Интересы личности в информационной сфере заключается в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах правовой деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Интересы общества в этом случае заключаются в обеспечении интересов личности в информационной сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства в данной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, для обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного международного сотрудничества.
На основе национальных интересов России в информационной сфере сформированы задачи внутренней и внешней политики по обеспечению информационной безопасности. Выделяются четыре составляющие национальных интересов России в информационной сфере.
Первая составляющая включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Вторая составляющая включает в себя информационное обеспечение государственной политики России, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике России, её официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым информационным ресурсам государства.
Третья составляющая включает в себя развитие новых информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка её продукцией и выход этой продукции на мировой рынок.
Четвертая составляющая включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем России.
Имеются ли источники угроз информационной безопасности России? На данный вопрос отвечаем утвердительно. Источники угроз подразделяются на внешние и внутренние. К внешним источникам относятся:
- деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, которая направлена против интересов России в информационной сфере;
- стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению её с внешнего и внутреннего информационных рынков;
- ужесточение международной конструкции за обладание информационными технологиями и ресурсами;
- деятельность международных террористических организаций;
- противодействие созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;
- деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных видов разведки иностранных государств;
- разработка рядом государств информационных войн, нарушение функционирования информационных и телекоммуникационных систем, несанкционированный доступ к ним.
К внутренним источникам относятся:
- критическое состояние отраслей промышленности и сельского хозяйства;
- неблагоприятная криминогенная обстановка, которая характеризуется срастанием государственных и криминальных структур в информационной сфере;
- слабая нормативная правовая база, регулирующая отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика;
- недостаточная экономическая возможность государства;
- слабый контроль за развитием информационного рынка России;
- утечка квалифицированных кадров в области информационных технологий и связи;
- снижение эффективности системы образования и воспитания в информационных технологиях, слабая материально-техническая база в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации;
- недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности.
Конституция Российской Федерации закрепила права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки. Однако плохо организована защита собираемых органами государственной власти данных о физических лицах. Имеется тенденция утечки информации, что приводит к нарушению прав и свобод человека и гражданина.
Ситуация с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, остаётся критической. Несмотря на титаническую работу правоохранительных органов, имеются случаи утечки важной информации в различных видах деятельности государства. Следует отметить, что отставание отечественных информационных технологий в отдельных сферах вынуждает органы государственной власти на всех уровнях идти по пути приобретения импортной техники и привлечения иностранных фирм, из-за чего повышается вероятность несанкционированного доступа к информации и возрастает зависимость государства от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.
Такое положение в области информационной безопасности России требует решения следующих задач:
- разработка концепции информационной безопасности России и механизмов по её реализации;
- разработка федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности РФ;
- совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности;
- обеспечение технологической независимости РФ в сфере информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих её безопасность;
- разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий;
- обеспечение условий для активного развития российской инфраструктуры в информационной сфере, участия России в деятельности глобальных информационных технологий;
- обеспечение условий для активного развития российской инфраструктуры в информационной сфере, участия России в деятельности глобальных информационных сетей и систем;
- создание оптимальной системы подготовки кадров в области информационных технологий и информационной безопасности.