Урок окружающего мира во 2-м классе с использованием коллективной формы организации познавательного процесса по теме: "Горы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Знакомство с особенностями и природой гор.

  • Развитие интереса к самостоятельному познавательному процессу.

  • Развитие умения работать в коллективе, коммуникативных способностей.

  • Воспитание навыков взаимоподдержки и работы в команде.

  • Активизация мыслительных процессов: анализа, синтеза, обобщения.

Оборудование урока:

Учебник-тетрадь для учащихся 2 кл. О.Т.Поглазова “Окружающий мир”, таблички – Геологи, Биологи, Экологи, Географы, карточки – ориентиры, макеты гор, горных хребтов, холма, четыре конверта с заданиями для групп, бумажные кружки для каждого ученика для выражения эмоционального отношения к групповым занятиям, музыкальное произведение В.А.Моцарта “Весенняя песня”.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Актуализация урока

Учитель.

Хороши равнин просторы,
Но вдали синеют _____________(дети договаривают – горы)
Путешественников в путь
Красотой они влекут.

Учитель. Правильно! Мы продолжаем путешествовать. И путь у нас нелегкий – к горам, синеющим вдали на краю равнины. Путешествуя, вы узнаете, что таится под каменной одеждой гор, о правилах поведения в горах, об опасностях, которые подстерегают вас там, о том, что горы – это не только опасность, но и красота, которая нуждается в бережном отношении. Для решения поставленных задач, мы разобьемся на четыре группы и будем подниматься до вершин разными тропами.

  • 1 группа – Биологи (знатоки живой природы)
  • 2 группа – Географы (знатоки неживой природы)
  • 3 группа – Геологи (знатоки рукотворного мира)
  • 4 группа – Экологи (знатоки, которые стоят на защите здоровья живущих на земле)

– У каждой группы будет свой маршрут и задания, после выполнения которых, мы соберемся вместе, и вы сможете рассказать, что нового узнали.

(У каждого ученика на парте карточка-ориентир со словом, обозначающим предмет из окружающего мира: небо, трава, доска, мост… или слово – эколог.)

– Посмотрите на карточку и определите, с какой группой вы сегодня будете совершать путешествие. Для этого необходимо вспомнить: относится этот предмет к природе (живой или неживой), к рукотворному миру или вы экологи. Если вы сомневаетесь в определении группы, обратитесь за помощью к своему товарищу. (В течение 1 минуты дети решают поставленную перед ними первую учебную задачу.)

Учитель. Все определились, с какой группой вы отправляетесь в путешествие?

Дети. Да.

Учитель. В добрый путь! Будьте внимательны! Помогайте друг другу!

(Дети расходятся на группы, ориентируясь на таблички с указателем – Биологи, Геологи, Географы, Экологи.)

Учитель. Командиры групп получите задания! (Учитель дает конверты с заданиями командирам и дети приступают к самостоятельному решению поставленных перед ними задач.)

Задания группе географов:

1. Какая самая высокая гора на земле?
2. Самые опасные горы? Какие еще есть опасности в горах?
3. Выясните, как называются части горы и покажите их на рисунке.

Для решения поставленных задач у детей были картинки: гора, вулкан, пропасть, три названия гор с указанием их высоты над уровнем моря: Чогори – 8.611 м, Эверест – 8.848 м, Нангапарбат – 8.126 м; таблички – названия частей горы – подошва, склон, вершина.

<Рисунок 1>

Задания группе геологов:

1. Узнайте, какие полезные ископаемые добывают люди в горах и что из них делают?

У ребят в конверте названия полезных ископаемых: разные руды, гранит и мрамор, драгоценные камни, золото, серебро; картинки-изделия: машина, станция метро, самолет, бусы, ножи, кастрюля, сковорода, памятник, высотное здание, корабль и небольшой справочный материал о рудах. (Из руд выплавляют металлы: железо, медь, алюминий и другие. Гранит и мрамор используют для облицовки зданий, станций метро, набережных рек.)

<Рисунок 2>

Задания группе биологов:

1. Какие растения преобладают в горах?
2. Каких животных можно встретить в горах?

У ребят в конверте карта “Область высотной поясности” с обозначенной растительностью и животным миром, картинки – лиственные деревья, хвойные деревья, кустарники, луга; животные и их названия.

<Рисунок 3>

(Дети должны сделать вывод, что у подножия гор та же растительность, что и у равнин, а, поднимаясь выше, можно увидеть лиственные леса, затем хвойные леса, потом кустарники, луга, а на вершинах белеет снег; назвать животных.)

Задания группе экологов:

1. Почему в горах надо двигаться змейкой, а не цепочкой?
2. Почему в горах нельзя шуметь и стрелять?
3. Назовите животных, занесенных в Красную книгу?

У ребят в конверте картинка с альпинистами, двигающимися в гору цепочкой; картинки с названиями животных, занесенных в Красную книгу с небольшим справочным материалом (Винторогий козел – редкий горный козел. У него рога – спирали. Левый закручен вправо, а правый влево. Черный гриф – на территории России не более 15 гнезд. Опасность для грифов представляют приманки и капканы, которые применяют охотники при ловле хищных зверей. Снежный барс находится под угрозой исчезновения.)

<Рисунок 4>

После самостоятельного обсуждения и изучения заданий командиры групп определяют, кто будет оформлять на доске отчет о проделанной работе и рассказывать.

Учитель. А теперь, ребята, все мы собираемся вместе и делимся своими впечатлениями и знаниями. (Дети занимают свои места за партами и слушают отчеты представителей каждой команды.)

Учитель. Выберите картинку, которая показала бы мне, понравилось ли Вам сегодня работать в группе? (на парте каждого ученика кружок, на котором ученик рисует удивленное личико, хмурое или веселое. Звучит спокойная музыка из серии “Волшебные голоса природы”.)

Учитель. Покажите, пожалуйста, что у Вас получилось.

Дети показывают картинки.

Учитель. Спасибо! (Обсуждение выбора тех или иных картинок отдельными учениками.)

Учитель. Молодцы, ребята! Хорошо потрудились! Теперь надо отдохнуть! Можете прилечь, помечтать, порисовать, единственная просьба – не мешать друг другу. (Звучит музыка В.А.Моцарта “Весенняя песня”.)

Музыкальная пауза.

Учитель. А мы продолжаем разговор о горах. Горы бывают низкие, средние и высокие. Низкие горы с пологими склонами ненамного выше холмов. Их вершины покрыты растительностью. У средних гор склоны и вершины могут быть скалистыми. На вершинах высоких гор лежат вечные льды и снега. Иногда горы располагаются рядами, одна за другой, образуя горные хребты. (На доске макеты горы, хребта, холма.)

III. Первичное закрепление

– Я предлагаю вам в учебнике-тетради на с. 38 выполнить самостоятельно задание №4. Рассмотрите рисунки и подпишите, что на них изображено. (Дети самостоятельно выполняют работу, после чего следует проверка. На рисунках изображены: овраг, равнина, горный хребет, гора, холм, вулкан, обрыв.)

Учитель. Ребята, а как вы думаете, бывают ли искусственные горы, если да, то откуда они берутся? (Дети пытаются ответить на вопросы.)

Учитель. Я предлагаю вам прочитать об этом дома в учебнике. И на следующем уроке вы сможете рассказать о том, что есть искусственные горы и, что они представляют опасность природе и людям. А еще подумайте, как от них избавиться? (Дети записывают задание на дом.)

IV. Итог урока

Учитель. Спасибо всем, кто активно участвовал сегодня на уроке. Впереди нас еще ждут новые путешествия и знания. Урок окончен.