Цели урока:
Знакомство с особенностями и природой гор.
Развитие интереса к самостоятельному познавательному процессу.
Развитие умения работать в коллективе, коммуникативных способностей.
Воспитание навыков взаимоподдержки и работы в команде.
Активизация мыслительных процессов: анализа, синтеза, обобщения.
Оборудование урока:
Учебник-тетрадь для учащихся 2 кл. О.Т.Поглазова “Окружающий мир”, таблички – Геологи, Биологи, Экологи, Географы, карточки – ориентиры, макеты гор, горных хребтов, холма, четыре конверта с заданиями для групп, бумажные кружки для каждого ученика для выражения эмоционального отношения к групповым занятиям, музыкальное произведение В.А.Моцарта “Весенняя песня”.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Актуализация урока
Учитель.
Хороши равнин просторы,
Но вдали синеют _____________(дети договаривают – горы)
Путешественников в путь
Красотой они влекут.
Учитель. Правильно! Мы продолжаем путешествовать. И путь у нас нелегкий – к горам, синеющим вдали на краю равнины. Путешествуя, вы узнаете, что таится под каменной одеждой гор, о правилах поведения в горах, об опасностях, которые подстерегают вас там, о том, что горы – это не только опасность, но и красота, которая нуждается в бережном отношении. Для решения поставленных задач, мы разобьемся на четыре группы и будем подниматься до вершин разными тропами.
- 1 группа – Биологи (знатоки живой природы)
- 2 группа – Географы (знатоки неживой природы)
- 3 группа – Геологи (знатоки рукотворного мира)
- 4 группа – Экологи (знатоки, которые стоят на защите здоровья живущих на земле)
– У каждой группы будет свой маршрут и задания, после выполнения которых, мы соберемся вместе, и вы сможете рассказать, что нового узнали.
(У каждого ученика на парте карточка-ориентир со словом, обозначающим предмет из окружающего мира: небо, трава, доска, мост… или слово – эколог.)
– Посмотрите на карточку и определите, с какой группой вы сегодня будете совершать путешествие. Для этого необходимо вспомнить: относится этот предмет к природе (живой или неживой), к рукотворному миру или вы экологи. Если вы сомневаетесь в определении группы, обратитесь за помощью к своему товарищу. (В течение 1 минуты дети решают поставленную перед ними первую учебную задачу.)
Учитель. Все определились, с какой группой вы отправляетесь в путешествие?
Дети. Да.
Учитель. В добрый путь! Будьте внимательны! Помогайте друг другу!
(Дети расходятся на группы, ориентируясь на таблички с указателем – Биологи, Геологи, Географы, Экологи.)
Учитель. Командиры групп получите задания! (Учитель дает конверты с заданиями командирам и дети приступают к самостоятельному решению поставленных перед ними задач.)
Задания группе географов:
1. Какая самая высокая гора на земле?
2. Самые опасные горы? Какие еще есть опасности в
горах?
3. Выясните, как называются части горы и покажите
их на рисунке.
Для решения поставленных задач у детей были картинки: гора, вулкан, пропасть, три названия гор с указанием их высоты над уровнем моря: Чогори – 8.611 м, Эверест – 8.848 м, Нангапарбат – 8.126 м; таблички – названия частей горы – подошва, склон, вершина.
Задания группе геологов:
1. Узнайте, какие полезные ископаемые добывают люди в горах и что из них делают?
У ребят в конверте названия полезных ископаемых: разные руды, гранит и мрамор, драгоценные камни, золото, серебро; картинки-изделия: машина, станция метро, самолет, бусы, ножи, кастрюля, сковорода, памятник, высотное здание, корабль и небольшой справочный материал о рудах. (Из руд выплавляют металлы: железо, медь, алюминий и другие. Гранит и мрамор используют для облицовки зданий, станций метро, набережных рек.)
Задания группе биологов:
1. Какие растения преобладают в
горах?
2. Каких животных можно встретить в горах?
У ребят в конверте карта “Область высотной поясности” с обозначенной растительностью и животным миром, картинки – лиственные деревья, хвойные деревья, кустарники, луга; животные и их названия.
(Дети должны сделать вывод, что у подножия гор та же растительность, что и у равнин, а, поднимаясь выше, можно увидеть лиственные леса, затем хвойные леса, потом кустарники, луга, а на вершинах белеет снег; назвать животных.)
Задания группе экологов:
1. Почему в горах надо двигаться змейкой, а
не цепочкой?
2. Почему в горах нельзя шуметь и стрелять?
3. Назовите животных, занесенных в Красную книгу?
У ребят в конверте картинка с альпинистами, двигающимися в гору цепочкой; картинки с названиями животных, занесенных в Красную книгу с небольшим справочным материалом (Винторогий козел – редкий горный козел. У него рога – спирали. Левый закручен вправо, а правый влево. Черный гриф – на территории России не более 15 гнезд. Опасность для грифов представляют приманки и капканы, которые применяют охотники при ловле хищных зверей. Снежный барс находится под угрозой исчезновения.)
После самостоятельного обсуждения и изучения заданий командиры групп определяют, кто будет оформлять на доске отчет о проделанной работе и рассказывать.
Учитель. А теперь, ребята, все мы собираемся вместе и делимся своими впечатлениями и знаниями. (Дети занимают свои места за партами и слушают отчеты представителей каждой команды.)
Учитель. Выберите картинку, которая показала бы мне, понравилось ли Вам сегодня работать в группе? (на парте каждого ученика кружок, на котором ученик рисует удивленное личико, хмурое или веселое. Звучит спокойная музыка из серии “Волшебные голоса природы”.)
Учитель. Покажите, пожалуйста, что у Вас получилось.
Дети показывают картинки.
Учитель. Спасибо! (Обсуждение выбора тех или иных картинок отдельными учениками.)
Учитель. Молодцы, ребята! Хорошо потрудились! Теперь надо отдохнуть! Можете прилечь, помечтать, порисовать, единственная просьба – не мешать друг другу. (Звучит музыка В.А.Моцарта “Весенняя песня”.)
Музыкальная пауза.
Учитель. А мы продолжаем разговор о горах. Горы бывают низкие, средние и высокие. Низкие горы с пологими склонами ненамного выше холмов. Их вершины покрыты растительностью. У средних гор склоны и вершины могут быть скалистыми. На вершинах высоких гор лежат вечные льды и снега. Иногда горы располагаются рядами, одна за другой, образуя горные хребты. (На доске макеты горы, хребта, холма.)
III. Первичное закрепление
– Я предлагаю вам в учебнике-тетради на с. 38 выполнить самостоятельно задание №4. Рассмотрите рисунки и подпишите, что на них изображено. (Дети самостоятельно выполняют работу, после чего следует проверка. На рисунках изображены: овраг, равнина, горный хребет, гора, холм, вулкан, обрыв.)
Учитель. Ребята, а как вы думаете, бывают ли искусственные горы, если да, то откуда они берутся? (Дети пытаются ответить на вопросы.)
Учитель. Я предлагаю вам прочитать об этом дома в учебнике. И на следующем уроке вы сможете рассказать о том, что есть искусственные горы и, что они представляют опасность природе и людям. А еще подумайте, как от них избавиться? (Дети записывают задание на дом.)
IV. Итог урока
Учитель. Спасибо всем, кто активно участвовал сегодня на уроке. Впереди нас еще ждут новые путешествия и знания. Урок окончен.