Цели урока:
- Образовательные:
- познакомить детей с приёмами вычислений для случаев вида: 27 + 2, 27 + 20, 60 + 18.
- совершенствовать вычислительные навыки;
- совершенствовать умение решать задачи;
- выполнять задания геометрического характера;
- закреплять умение заменять двузначные числа суммой разрядных слагаемых,
- закреплять навык применения свойства сложения (переместительного свойства).
- Развивающие:
- развивать умение решать задачи логического характера;
- развивать наблюдательность;
- развивать мыслительные операции: обобщение, сравнение;
- развивать внимание, интерес к предмету.
- Воспитательные : воспитывать аккуратность.
Оборудование:
- Картинка с изображением Знайки-Математика.
- Счётные палочки.
- Полоска с рисунками.
- Таблички с рисунками для выполнения заданий на развитие внимания и логического мышления.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка учебной задачи
– Ребята, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях? (Знайка-Математик.)
– Знайка-Математик снова у нас на уроке.
Прозвенел долгожданный звонок.
Знайка с нетерпением встречи с вами ждёт.
Принёс он сегодня палочки и пучки палочек. Интересно, чему он нас хочет научить? Попробуем догадаться. Раскладывать числа на разряды? (Это уже мы умеем делать.)
– А вот чему же ещё хочет научить вас Знайка-Математик? Думаю, что мы непременно узнаем, расшифровав эту запись.
6 | 5 | 10 | 30 | 16 | 7 | 1 | 30 | 11 | 20 |
С 13 – * = 7 Л * + 5 = 15 К 20 + * = 25 Д * – 6 = 10 |
А * + 60 = 90 Ь 50 – * = 30 Ы 7 + * = 14 В 40 – * = 39 |
Т * – 3 = 8 |
(Ответ: Складывать.)
– Молодцы! С приёмами сложения вас Знайка познакомит чуть позже.
– Сегодня мы познакомимся с приёмами вычитания для – случаев вида: 36 + 2 , 36 + 20, 60 + 18.
III. Актуализация знаний и создание проблемы
1. Устный счёт.
Ну-ка в сторону карандаши!
Ни счётных палочек, ни ручек, ни мела.
Устный счёт.
Мы творим это дело
Только силой ума и души.
– А сначала как всегда “Гимнастика для ума.”
2. Задание на развитие внимания.
Учитель в течение 3–5 секунд показывает полоску с рисунками, учащиеся должны запомнить фигурки и нарисовать как можно точнее.
3. Геометрическая задача.
– Сколько на чертеже треугольников? (Ответ: 9.)
4. Логическая задача.
Лестница состоит из 9 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть как раз на середине лестницы? (На 9.)
Игра” Называй – не зевай.”(Замена двузначного числа однозначным.)
Один ученик называет сколько в числе десятков, другой сколько единиц. Учитель называет числа, а дети выполняют задание.
37, 68, 87, 43, 55.
IV. Открытие детьми нового знания через проблему.
На столах у детей пучки палочек (по 10) и палочки россыпью.
– Отложим на палочках число 36.
Дети откладывают 3 десятка 6 единиц.
– А сейчас прибавьте к вашему числу 36 число 2.
Добавляют две палочки.
– Куда вы положили 2 палочки, к пучкам или палочкам россыпью? (К палочкам россыпью.)
– Пучки палочек – это… (Десятки.)
– Палочки россыпью – это… (Единицы.)
– Что вы сделали, если говорить на языке терминов? (К единицам прибавили единицы.)
– Давайте, выполним эту операцию на числах:
– Какой можно сделать вывод? (Единицы складываем с единицами.)
– Отложите на палочках число 36. Прибавьте к нему число 20.
– 20 – это … (Два десятка 2 пучка палочек.)
– Куда будете класть к пучкам или к палочкам россыпью? (К пучкам.)
– Или говоря математическими терминами… (Два десятка прибавляем к двум десяткам.)
– Выполним эту операцию на числах.
– Какой можно сделать вывод? (Десятки складывают с десятками.)
– Интересно, правы ли мы? Знайка Математик загадочно улыбается и предлагает отрыть учебник на стр. 48 и внимательно прочитать параграф.
Работа по учебнику. Стр.48.
– Какое правило вывел Знайка Математик?
Чтение правила из учебника.
– А какой вывод сделали мы? (Такой же.)
– Так вот почему улыбается Знайка, он радуется успехам. Подумайте, как сложить числа 60 и 18? Предлагаю порассуждать. Что значит 60? (6 дес.)
– Что значит 18? (1 дес. и 8 ед.)
– Как будем вычислять? (Сначала сложим 6 дес. и 1 дес., получим 7 дес. или 70. Затем к 70 прибавим 8 и получим 78.)
– Запишем так:
– Какое правило вы использовали? (Десятки складываются с десятками.)
V. Физминутка
Мы решали, мы решали.
Что-то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем,
Ручками похлопаем.
Раз присядем,
Быстро встанем,
Улыбнёмся,
Тихо сядем.
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
№ 1, стр. 48 – устно. Два первых выражения вычисляются с хоровых проговариванием. Два следующих выражения комментируют два ученика, класс проговаривает шёпотом. № 2. Стр. 48 ( 1 ст.) Один столбик выполнятся с комментированием. Самостоятельная работа. № 2, № 48 (3-4 ст.)
VII. Задание на повторение.
1. Работа над текстовыми задачами. № 4 , стр. 48.
– Прочитайте задачу. О ком говориться в задаче? -Что о них говориться? Запишите условие кратко.
Краткая запись делается под руководством ученика на доске.
– Что надо узнать в задаче?
– Что значит старше?
– Дополните краткую запись.
– Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого?
Самостоятельное решение задачи.
– На сколько дедушка старше бабушки?
2. Геометрическая задача. № 7. Стр. 48.
– Прочитайте задачу.
– Что предлагают сделать? (Начертить отрезки.)
– Их длина известна? (Длина 1-го – 3см, а длина 2-го – нет.)
– Что сказано о длине второго отрезка? (На 3см меньше.)
– Единицы измерения одинаковы? (Нет.)
– Что надо сделать? (Перевести 3мм в см.)
– Можем найти длину второго отрезка? Как? Запишите решение и начертите отрезки.
3. Отработка вычислительных навыков. С.р. № 5., стр. 48.
– Что значит “вычислить удобным способом?”
– Какое правило нам в этом поможет?
Один ученик работает у доски. Проверка. Самопроверка с записью на доске.
VIII. Итог урока.
– Что нового и интересного узнали на уроке?
IX. Домашнее задание.
– № 6 с. 48.