Цели урока:
- Познакомить с числом и цифрой 7, с получением и составом числа 7; упражнять в написании цифры 7.
- Совершенствовать вычислительные навыки.
- Воспитывать качества, необходимые детям для успешной учёбы.
- Развивать общеучебные умения и навыки: речь, внимание, память, мышление; интерес к предмету.
Тип урока: урок введения нового знания.
Основной дидактический метод: деятельностный метод обучения.
Частные методы и приёмы:
- создание проблемной ситуации (подводящий диалог),
- поиск решения, наглядно – иллюстративный,
- словесный,
- репродуктивный.
Дидактические средства:
- таблица “Число и цифра 7”,
- карточка с рядом чисел,
- числовой “домик”,
- числовой луч,
- таблички со словами, характеризующими качества ученика,
- цветные полоски – части отрезка,
- численник – календарь,
- у учащихся – цифровой “веер”,
- иллюстрация к произведению Э. Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот”.
ТСО:
- магнитофон,
- диск с записью голоса дяди Фёдора и мелодии из м/ф “Каникулы в Простоквашино”.
Методическая литература:
- Л.Г.Петерсон. Учебник по математике для начальной школы. 1 класс (Часть II).
- Л.Г.Петерсон, И. Г. Липатникова. Устные упражнения на уроках математики. 1 класс.
- О.В.Тараканова. Решения, ответы, комментарии к учебнику Л. Г. Петерсон “Математика. 1 класс”.
- Математика. Поурочные планы (по учебнику Л. Г. Петерсон для четырёхлетней начальной школы)/ Авт.-сост. Т. В. Бут.
- В.Волина Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок (дети хором).
II. Постановка целей и задач урока
Учитель: Сегодня утром я получила звуковое письмо. Послушайте его.
Включает аудиозапись. На доске – картинка с изображением героев книги Э. Успенского.
Голос дяди Фёдора: Здравствуйте, ребята! Привет из Простоквашино! Это я – дядя Фёдор. Много времени прошло с момента нашей последней встречи. Вы, наверно, многому научились, многое умеете. Я тоже через год пойду в школу. Но прежде хочу знать, какие качества нужны человеку для успешной учёбы в школе? Вы, ребята, не подскажете мне их? Буду ждать ответа! До свидания!
Учитель: Ребята, давайте попробуем в ходе урока назвать качества, которые необходимы, чтобы хорошо учиться в школе. А потом напишем об этом дяде Фёдору. Ещё на уроке мы узнаем много нового, важного и интересного из области математики.
III. Актуализация опорных знаний
1. Счёт.
1). Счёт от 1 до 10, прямой и обратный (хором).
2). Счёт до 20, прямой (“цепочкой”).
2. Игра “Молчанка” (показ ответов с помощью цифрового “веера”).
– Какое число стоит перед числом 4? (3)
– Какое число следует за числом 5? (6)
– Какое число стоит между числами 2 и 4? (3)
– Какие числа являются “соседями” числа 6? (5 и 7)
3. Математический диктант.
– Запишите в тетрадь ряд чисел (под диктовку):
6, 1, 3, 5, 4, 2
– Обведите синим карандашом число, которое
предшествует при счёте числу 4.
– Обведите зелёным карандашом два числа, между
которыми в натуральном ряду стоит число 3.
– Обведите жёлтым карандашом число, которое
следует при счёте за числом 4.
– Сколько надо прибавить к 5, чтобы получилось 6?
Обведите ответ красным карандашом.
– Посмотрите на доску (открыть разворот доски
с образцом выполнения задания – Приложение 1).
– Проверьте, так ли вы выполнили задание? Кто
справился без ошибок, может нарисовать в тетради
на полях солнышко.
IV. Постановка проблемы. “Открытие” нового знания
1. Число и цифра 7.
*– Отгадайте загадку:
В этой книге шесть листов простых,
А седьмой – золотой.
– О какой книге идёт речь? (Это календарь.)
Показ календаря-численника.
– Какие шесть листов простых, а седьмой
золотой? (Дни недели.)
– Назовите эти дни по порядку.
– Какой по счёту день недели – воскресенье? (Седьмой.)
– Кто догадался, чему будет посвящён наш урок
математики?
Повесить табличку с темой урока.
2. Образ цифры 7.
Демонстрация таблицы “Число и цифра 7”.
– На что похожа цифра 7?
Учащиеся читают стихи.
Вот семёрка – кочерга.
У неё одна нога.С. Маршак
Семь – точно острая коса.
Коси, коса, пока остра.Г. Виеру
3. Написание цифры 7.
- Пальчиковая гимнастика (растирание ладоней и пальцев рук).
- Письмо цифры 7 в учебнике – тетради (с. 3):
- обведение образца большой цифры три раза;
- показ образца написания учителем на доске с комментарием;
- письмо в воздухе;
- письмо в строке.
4. Место цифры 7 в числовом ряду.
Работа с рядом чисел и числовым отрезком в учебнике – тетради (с. 3):
– За каким числом следует при счёте число 7?
– Как получить из 6 число 7?
– Вам подсказывает числовой отрезок (Нужно
сделать один “шаг” вправо из точки 6.)
– На сколько 7 больше 6?
– На сколько 6 меньше 7?
5. Состав числа 7.
Работа с игральными костями домино в учебнике (с. 3) и одновременная демонстрация числового “домика” (Приложение 1).
– Из каких двух “частей” можно получить
“целое” 7?
– Какие это будут слагаемые?
Рассмотреть все варианты.
V. Первичное закрепление
1. Отработка состава числа 7.
Работа по учебнику – тетради.
№ 1, с. 2.
– Что изображено сверху над каждым столбиком
примеров? (Большой отрезок, который состоит из
маленьких отрезков белого и красного цвета.)
– Рассмотрим первый отрезок. Какой цифрой
обозначено “целое”? А какими цифрами –
“части”?
– Объясните равенства к этому отрезку. (Если
сложить “части” 6 и 1, то получим “целое” 7. И
наоборот. Если из всего отрезка, “целого” 7 взять
“часть” 6, то останется другая “часть” 1 и т.д.)
– Пользуясь числовыми отрезками, заполните
“окошки” в оставшихся равенствах.
Работа в парах.
2. Последовательность числового ряда от 1 до 7.
№ 6, с. 3.
– Рассмотрите задание. Гномы предлагают
выполнить его вместе. Используйте карандаш для
рисования стрелок. Путешествовать по пенькам
будут учащиеся I варианта, а развешивать фонарики
– учащиеся II варианта. Начать работу
одновременно.
– Кто быстрее?
Выполнившие задание дети встают на ноги.
– Проверьте выполнение задания друг у друга.
3. Решение примеров в два действия с помощью числового отрезка.
№ 2, с. 2.
– Прочитайте числовое выражение слева (хором). Пользуясь числовым отрезком, выполните вычисления.
Один учащийся работает у доски: комментирует и демонстрирует, остальные учащиеся – на местах.
– Откуда начинаем движение? (Из точки 4.)
– В каком направлении? Почему? (Вправо, т. к.
выполняем сложение.)
– На сколько “шагов”? (На 3, проводим одну
длинную стрелку.)
– В какой точке остановились? (В точке 7.
Напишем цифру семь над знаком “+” в выражении.)
– Как будем действовать дальше? (Из точки 7
сделаем два “шага” влево, т. к. вычитаем 2.)
– Какой результат получили? (5) Запишите его
в “окошко”.
Одновременно с коллективной работой со вторым выражением из этого номера самостоятельно работает один учащийся у доски.
VI. Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
(Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
(Дети садятся за парты.)
VII. Самостоятельная работа
№ 3, с. 2.
– Рассмотрите задание. Что требуется сделать? (Сравнить
два числа с помощью фигур в “мешочках”;
поставить знаки: >, <, =.)
– Кому не понятно задание?
Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная помощь учителя.
Дополнительно: №7*, с. 3.
VIII. Итог урока. Расширение нового знания
– Какому числу был посвящён урок?
– Что нового узнали? Чему научились?
– Ваши одноклассники познакомят с интересными
фактами, связанными с числом 7.
Выступают 3 учащихся:
I. Семёрка в древности была окружена особенно большим почётом. Почитание этого числа сохранилось в пословицах и поговорках: “Семь бед – один ответ”, “На седьмом небе”, “Лук от семи недуг”, “Семеро одного не ждут”.
II. Ещё в Древнем Вавилоне были известны семь планет, к которым относили тогда и Солнце и Луну. По ним стали считать и время. Так родилась семидневная неделя.
III. Семь стало священным числом. Его считали магическим. Это волшебное число семь использовалось в сказках и мифах древнего мира. Например: семь богов, семь чудес света в Древней Греции, Одиссей семь лет был в плену, Великий пост у христиан длится семь недель. А у индусов есть обычай дарить на счастье семь слоников.
– Подведём итог, какие же качества необходимы детям для успешной учёбы в школе?
Чтение хором слов с табличек.
Примечание: после завершения каждого этапа урока учитель вывешивает на доске таблички со словами, характеризующими качества ученика.
III. “Внимательность”
IV. “Любознательность”, “наблюдательность”,
“находчивость”, “смекалка”
V. “Аккуратность”, “отзывчивость”
VII. “Самостоятельность”
VIII. “Трудолюбие”, “прилежание”