Народные промыслы Центральной России. География. 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9


В настоящее время большое внимание уделяется воспитанию уважения к родному народу и его культуре, поэтому знание народных промыслов является достаточно актуальным. Данный урок проведён в девятом классе во время изучения темы “Население Центральной России”. Целями урока являлось знакомство учащихся с географией народных промыслов, их историей, особенностями технологии изготовления и художественной ценностью; не только расширение кругозора учащихся, но и умение самостоятельно отбирать необходимый материал, проявлять творческие способности во время создания презентации народных промыслов; видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова, воспитывать чувство гордости за свой народ. Для достижения этих целей выбрана нестандартная форма: урок-ярмарка, на котором часть учащихся выступала в роли продавцов товара, а другая – покупателями.

Цели:

  • Познакомить учащихся с географией народных промыслов Центральной России, их историей, особенностями технологии и художественной целостностью. Формировать умение самостоятельно отобрать материал.
  • Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.
  • Развивать кругозор учащихся и творческие способности в создании и рекламы промыслов.

Оборудование:

  • Карта Центральной России.
  • Видеофильм “Декоративно-прикладное искусство”.
  • Листы с таблицей “Народные промыслы Центральной России”.
  • Плакаты по промыслам.
  • Плакаты по городам.
  • Русские народные костюмы.
  • Музыка – колокольный звон.
  • Книга “За золотыми воротами” Л. Обухова.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверить готовность класса к уроку, раздать каждому лист с таблицей “Народные промыслы России” (см. Приложение 1).

Название промысла

География

Время образования

Художественная особенность промысла

II. Повторение ранее изученного

Объявление темы и цели урока:

– Сегодня на уроке мы познакомимся с народными промыслами Центральной России, узнаем, где они зародились, познакомимся с их историей, особенностями технологии и художественной ценностью. Для этого я приглашаю вас в город Вятку, где кто-то из вас будет продавцом, а кто-то покупателем. Чтобы выбрать необходимый товар, увидеть его особенность, вы должны заполнить таблицу, которая лежит перед вами, по ходу урока. Вам эта таблица поможет определиться с выбором товара, а мне – с вашей оценкой после урока.
На ярмарку собираются гости с различных городов Центрального района. Помогите мне определиться, откуда они прибыли.

Таблица:

1) Нижний Новгород (показ плаката)

Рисунок 1

– Возраст этого города более 11 веков. Он расположен на великом пути “их варяг в греки”. В 1240 году войско этого города под руководством князя Александра Невского разгромили вторгшихся в русские земли шведов, а в 1242 году – немцев.
Всемирно известны расположенные в городе памятник архитектуры – каменный кремль с Софийским собором и памятник “1000-летие России”. Так откуда прибыли гости?

– Правильно, это Нижний Новгород.

2) Владимир (показ плаката)

Рисунок 2

– В центре города водитель троллейбуса объявляет: “Следующая остановка Золотые ворота”.
Никто этому не удивляется. Все привыкли. Но человек приезжий осмотрится вокруг и непременно спросит: “А где же они, эти самые Золотые ворота?”.
Перед ним обыкновенная городская улица. Правда, посреди этой улицы возвышается белая арка с двумя башенками по бокам. Над аркой купол. Сейчас там музей, а в старину отсюда наблюдали дозорные: нет ли какой опасности городу? Город был как обширный общий дом, а вместо дверей навешивали крепкие широкие ворота, при первой тревоге ворота захлопывались.
Многое помнят эти ворота! Через них уходили войска на битвы и возвращались с победой. Через них прошел Александр Невский. И Дмитрий Донской отправлялся на Куликовскую битву…

– Так какой же это город?

– Все верно, это – Владимир.

3) Москва (показ плаката)

Рисунок 3

– Этот город образован в 1147 году Юрием Долгоруким. Не найдется такого уголка на свете, где бы не знали об этом городе, о его главной площади, на которой стоит Кремль с седыми древними стенами, островерхими башнями, куполами соборов; где находится неповторимый по своей красоте памятник архитектуры XVI в. – Покровский собор / храм Василия Блаженного.

– Вы догадались о чем идет речь?

– Да, это – Москва.

4) Калуга (показ плаката)

Рисунок 4

– Этот город образован в 1731 году. Город возник как пограничная крепость на юго-западных рубежах Московского государства. В XVII–XIX веках благодаря выгодному географическому положению на путях к Москве город стал значительным торговым центром России.
В ХХ веке бурное развитие космонавтики сделало город всемирно известным, так как многое в нем связано с жизнью и творчеством Константина Эдуардовича Циолковского. Гениальный ученый, основоположник ракетодинамики и космонавтики, более 40 лет жил и работал в городе…

– Верно, в Калуге.

5) Смоленск

Рисунок 5

– Город живописного раскинулся на обоих берегах Верхнего Днепра, известен по летописи с 862 года. Название города происходит от слова “смола”: смолу в больших количествах добывали наши предки в окрестных сосновых лесах.

– Да, это Смоленск.

6) Ростов (показ плаката)

Рисунок 6

– В этом городе все улицы ведут к храму. С какой бы стороны ни подъезжал путник к городу – с воды ли, с Московского ли тракта, с севера или востока, перед ним проступали силуэты церквей, колокольни Кремля. Уже в 862 году о его существовании упоминает “Повесть временных лет”. Наш Кремль – драгоценная жемчужина русской архитектуры. А город этот зовется … Великий.

III. Изучение нового материала

Звучит второй концерт С. Рахманинова (тема: Россия. Любовь к России. Русское раздолье.)

1. Описание ярмарки

Сообщение ведущего (ученица Бажан Полина).

– История Центральной России богата и интересна. Но так уж случилось, что многое дошло до нас в преданиях. Быль и вымысел сплелись воедино в сказании о возникновении на нашей земле великой ярмарки – “свистопляски”, или свистуньи, – единственной в мире по своей оригинальности и названию. Существует легенда, по которой начало празднику положило хлыновское побоище. По воспоминаниям современников, в давние времена под укрепленными стенами Хлынова собрались жившие в крае инородцы, чтобы взять город. Не надеясь на свои силы, хлыновцы послали за подмогой к устюжанам, те пришли ночью, но не с той стороны, с которой их ждали. Не распознав в темноте друзей, хлыновцы перебили многих и только утром увидели свою ошибку. В память о погибших на месте побоища поставили часовню и с тех пор ежегодно устраивали здесь панихиду, после чего починался праздник свистопляски, в ритуал которого входили катание на глиняных шарах с высокого берега реки Ватки, кулачные бои, свист, песни и пляски. Ставились балаганы с обилием разных сладостей и обязательной продажей глиняных игрушек и свистулек. В ХХ веке праздник меняет свое название на свистунью и превращается в развлекательную ярмарку.

– Не отзвуки ли веселой вятской свистуньи мы слышим с вами сейчас?

С музыкой входят в русских костюмах вятчане.

1.

Народ честной, почтенные горожане,
На берег крутой выходите с нами.
Там игрище да веселище –
Начинается ярмарка.

2.

Тютюшки, тютюшки,
У меня в руках свистушки.
Свистушка громко играет,
На ярмарку созывает.

3.

Со скоморохами и с Петрушкой,
Да с чудесной дымковской игрушкой.
Потому и называется свистунья
Наша ярмарка-хохотунья.

4.

На правах хозяев Вятки
Приглашаем без оглядки
Послушать вятские баечки
С веселой балалаечкой.

(Поют частушки по очереди, показывая изделия)

1.

Тень-тень, потетень
Похвалиться нам не лень.
Как на нашей Вятке
Все свои порядки.

2.

Похвалялась Оля: “Ах!
Я в кукарских кружевах!”

3.

Похвалялась Зина:
“У нас в Вятке – дымка!”

4.

Похвалялись: “А ишо
У нас капо-корешок!”

5.

Похвалялась крошка:
“У меня матрешка!”

6.

Похвалялись малыши:
“В Вятке ложки хороши!”

2. Дымковская игрушка

Сообщение учащихся Кравец и Сысоевой.

– Да, богатая история у нашей Вятки. Упоминается она впервые в летописях в 1374 году. Эту дату и считают временем основания города. В 1452–57 годах на берегу реки вятки был построен укрепленный кремль-крепость Хлынов. В XV веке город был присоединен к Москве. В начале XVI века население Хлынова стало наполняться выходцами с Северной Двины и особенно из Великого Устюга. Последние их основали на правом берегу Вятки Дымковскую слободу. Именно здесь и зародился знаменитый игрушечный промысел. Дымковская игрушка – уникальное явление в русском искусстве.

Дымковская игрушка

Чем знаменито Дымково?
Игрушкой своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.

Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично.
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах.

Сияйте охра с суриком
По всей земле в домах.
От дымковской игрушки
Идет тепло и свет.

И пусть он не иссякнет
Десятки, сотни лет.

– Техника изготовления дымковской игрушки не очень сложна. Лепится она из простой красной глины, обжигается, а затем покрывается меловым грунтом. По белому фону игрушка покрывается анилиновыми красками, разведенными на молоке. Яркая малиновая, желтая, синяя роспись на белом фоне обогащается орнаментом в виде точек, кружков, клеточек, зубцов. Иногда поверх узора налепляются кусочки сусального золота, придающие игрушкам большую нарядность.

– Так как зарождение промысла связано с древним народным праздником свистунья, то наиболее популярными раньше были свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Мастерицами изготавливаются дамы, кавалеры, няни, модницы, встречаются композиции, изображающие народные гулянья, праздники.

Учитель: Почему меловой растров на дымке не смазывается? (Так как разводится на молоке.)

3. Хохлома

Выходят ученики с ложками, кувшином.

Эх, расступись, честной народ,
Нижний Новгород идет.
Мы ближайшие соседи старой Вятки,
Мы частенько здесь бывали, знаем все ее порядки.
Привезли сегодня чудо – вещи Хохломы!

– В деревнях без нашей посуды и дня не обходится: в нее и кипяток лей, и щи горячие, и кашу с пару накладывай – ничего не сделается. Искусство наше зародилось еще в XVII веке в селе Хохлома.
Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг жар-птица прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка. Сказка – ложь, да в ней намек… не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота? А как же на самом деле?

– Хохломское изделие изготавливается из липы, березы и первоначально существует в виде белой деревянной ошкуренной и отдельной заготовки. Затем это “белье” покрывают слоем жидкой глины, пропитывают сырым льняным маслом, шпаклюют, покрывают поверхность олифой 3–4 раза, каждый раз просушивая, последний раз при температуре 60–70оС. На эту еще недосушенную поверхность наносится хорошо растертый с водой алюминиевый порошок. Затем идет роспись яркими красками. (красного, желтого, коричневого, зеленого и черного цветов). А впрочем, давайте посмотрим на мастеров.

(Видеофрагмент)

Учитель: А что тут такого сложного? Может, и нам попробовать сделать такую посуду?

– В свое время иностранные купцы, с которыми мы бойко торговали, захотели наладить такое же производство у себя. Однако ничего не получилось. Оказалось недостижимым русское начало, они его не поняли.

– Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Хохломские изделия считались хорошим подарком. Чаши всегда принимались с удовольствием. Хоть все они и имели одинаковое название, но отличались друг от друга и формой и росписью.

– В больших количествах изготавливали ложки – ложка у каждого была своя. Ложки и сейчас используются и как музыкальные инструменты.

(Играют ложками)

4. Городецкая роспись

Сообщение учащихся (Баранаев, Скондакова).

– А мы к вам прибыли с Приузолья – северо-запада Нижегородской области. Заволжская тайга! Великий лесной край, где зеленое вечно живое море простирается до самого горизонта. Кажется, сама природа порождает легенды о бездонных здешних озерах в неезженых дорогах, сказочных существах, обитающих в глухомани. Здесь родина двух изумительных народных промыслов – хохломского и Городецкого. Какова же история Городецкого народного промысла?

– Стояли по берегам Узолы дубравы. Величественные дубы гляделись в черное зеркало воды, время и волны точили берег, и валились деревья в омуты. Дуб лежал в воде, морился, становился черным и тяжелым. И однажды какой-то крестьянин попробовал украсить прялочное донце резной фигуркой из мореной дубовой древесины. Постепенно городецкое донце стало непременным атрибутом нехитрого крестьянского хозяйства. Делать их начали из осины и липы. Белые донца, вытесанные из мягкой древесины, сами просились под резец или кисть.

– В 1870 году в деревню Курцево приехал иконописец Н.И. Огуречников править роспись в местной церковке. Он и надоумил курцевских умельцев делать донца не резные, а крашеные, показал, как варить олифу, снабдил масляными красками (кистью работать резвей и веселей). И разлетелась вскоре чудо-красота по всей России.

– Чего только не было изображено на донцах мужицкой рукой. Тут сцены чинных чаепитий, пестрые цыганские хоры, разудалые народные гулянья, кавалеры, барышни, кошки, петухи, пышные розаны и павлины. Впрочем, павлины были очень похожи на индюшек, которых в каждом крестьянском дворе было не по одной.

– Родившись в 30 км от Хохломы, городецкая роспись сразу выбрала свое русло. Там, где у хохломы дела вершили 4 цвета, городские краски пылали всей палитрой. Городецкая роспись – холодная. А в рисунке – сюжетные картины “мещанского быта”. Так с прялочных донец и покатилась слава приузольских резчиков и живописцев. После возрождения промыслов роспись перенесли с прялок на новые формы: солонки, чаши, разделочные доски, игрушки, детскую мебель. Посмотрите на красоту Городецкой росписи. (Видеофильм)

5. Жостовские подносы

Сообщение учащихся (Верин и Чурляев).

А у нас подносы есть,
Что не можно глаз отвесть.

– Стародавними предшественниками жостовских железных подносов были изделия из благородных металлов: серебра и золота, существовавшие еще в римские, греческие, египетские времена. А непосредственными, ближайшими их предшественниками в России стали нижнетагильские подносы, известные с середины XVIII века. Но в начале XIX века этот промысел пришел в упадок, уральские подносы были вытеснены жостовскими.

– Деревня Жостово бывшей Троицкой волости Московской губернии поначалу имела промысел кустарный, надомный. Осип Вишняков объединил существовавшие до этого разрозненные надомные промыслы, основав свою постоянную фабрику. Подносы в Жостове уникальны. Роспись делается без эскизов. В прошлом жостовские изделия украшались пейзажами со сказочными замками, жанровыми сценами, позднее цветами. Цвет фона разнообразный, классический – черный. А как их создают, посмотрите.

(Видеофрагмент)

6. Гжель

Сообщение учащихся (Лавренина и Абрамович).

А мы, ребята гжельские,
Известны на Руси
Керамикой чудесною –
У каждого спроси.

– Гжель – это название поселка в 60 км от Москвы и одновременно собирательное название целого района московской губернии, где с давних пор было повсеместно развито керамическое мастерство. Впервые местечко Гжель упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1328 году. К середине XVII века относятся первые сведения о Гжели как о местности, богатой хорошими глинами. По указу царя Алексея Михайловича крестьяне Гжельской волости поставляли глины в Москву. В 1724 году в Гжели появился первый завод. Постепенно наш край стал полноправным хозяином керамического производства в России.

– Роспись по фарфору гжельских мастеров отличается яркостью, свободной кистевой росписью. Сочетание белого фона с синей подглазурной росписью стало типичным для мастеров Гжели. Орнамент узоров, в основном растительный, рисуется вручную. В этом вы можете убедиться сами.

(Видеофрагмент)

7. Палех

Сообщение учащихся (Викторова и Колесник).

– А мы купцы из Палеха. Знаменит наш край своей миниатюрной живописью. Производство изделий из папье-маше возникло в России в начале XVIII века. Известно четыре центра лаковой миниатюры. Палех – один из них. Еще славятся своим искусством федоскинские мастера из Подмосковья, из села Данилково, что тоже под Москвой. Четвертый центр – село Холуй, наш Палеховский сосед. Село упоминается еще в рукописи XV века.

– Федоскинская миниатюра пишется на черном фоне масляными красками. Прежде чем писать, мастер наклеивает на фон тонкую пластинку перламутра или листочек сусального золота, которые, просвечивая через слой краски, придают ей декоративность.

(Видеофрагмент)

– Два косогора, усеянных избушками, между ними полусонная речушка Палешка – вот и все знаменитое еще с XVII века село Палех. Грандиозными тайнами волшебного искусства владели крестьяне. Художники Палеха пишут не масляными красками, а темперой, то есть красками, разведенными на клею и яичном желтке. Рисунок Палеха яркий, чистый, лаконичный, выразительный. Палехские миниатюры производят впечатление подлинных драгоценностей.

– Икона палехского письма была изумительно нарядна, от мечты о празднике жизни ее несравненное сияние. А когда отпала нужда в иконах, казалось, высохнет Палешка, изладятся косогорчики села. Но разве отпала нужда в мечте, в празднике, в золотистой и голубой развеселой и умной жизни?! И не стали мастера приспосабливаться к новой жизни и новым сюжетам, а просто вымыли свои кисти и гордо пишут красоту и клеймят злую силу бестрепетными мазками. А за волшебными этими мазками – торжественное и спокойное, земное и любезное сердцу Отечество.

Палех

Не печалься, древняя земля!
Ты богата сказками да былью…
Русские иконные края…
Палеха несломленные крылья!
Будто свиток Палешка-река
В полосе вишневого заката
Белый храм возносится куда-то,
Мудрый, как ушедшие века!
Сколько здесь оставлено сердец,
Сколько тут написано шкатулок?!

… Да и сам-то Палех, как ларец,
Первозданен, искренне и хрупок.
Зарастает речка муравой.
На воде – венок живой из лилий…
(То ли день струится золотой,
То ли свет из утонченных линий?..)
Не печалься, древняя земля!
Пчелами гудит лесной малинник…
Русские иконные края
Сохраняют таинства святыни.

8. Финифть

Сообщение учащихся (Кузьминская, Арыкова).

– А мы к вам прибыли из тихого провинциального городка Ростова Ярославской области. Каждый день город принимает гостей, комфортабельные “Икарусы” мягко подъезжают а Кремлю, туристы высыпают из автобусов, фотографируются на фоне белокаменных стен… живописный Кремль на озере Неро, фрески XVII века в его соборах, архитектурные ансамбли Спасо-Яковлевского и Авраамиевского монастырей, занимательные ростовские звоны. Белокаменная сказка, златоверхий город князя Гвидона из “Сказки о царе Салтане”.

– А еще славится Ростов финифтью – дневной по красоте росписью по эмали, зародившейся здесь в конце XVII века. В переводе с греческого “финифть” означает светлый, блестящий камень. И действительно, белоснежные пластинки из стекловидных сплавов, обожженные при высокой температуре, тверды, как камень, а роспись на них драгоценно сияет.

– В экспозиции Ростовского архитектурного музея-заповедника представлены работы старых мастеров: нагрудные иконки, образки, женские украшения с цветочной росписью, миниатюрные портреты и пейзажи на крохотных шкатулках.

– Сейчас в Ростове создана фабрика “Ростовская финифть”. Одно время появилось у ростовских мастеров опасение, что мода, на финифтяные украшения пройдет, что наскучат цветочные росписи. Нет, видно, это не мода вовсе: во все времена женщинам финифть к лицу. А очарования своего она от того не теряет, что живописные традиции веками накоплены. В этом вы можете убедиться сами (демонстрируются украшения).

– А сейчас мы послушаем ростовские колокольные звоны. Они недавно были отреставрированы после долголетнего молчания. Подобной ростовской звонницы нигде нет. (Звучат колокола.)

IV. Закрепление изученного

Ведущий:

Много промыслов у нас –
Выбирайте на заказ.
Не ленитесь, покупайте
И с собою забирайте.

– Что выбрал Дима? Ваня? Полина? Почему?

Проверка таблицы ( см. Приложение 2).

V. Итог урока

Учитель: Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.
Для того, чтобы любить, нужно все это видеть и знать. И я думаю, что наш сегодняшний урок, поможет вам в этом.

Оценки за урок.