Тема урока: "Уравнение с одной переменной". 9-й класс

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии

Класс: 9


Используемая технология: Блочно-модульное обучение.

Для средней общеобразовательной школы.

Автор учебника Макарычев Ю.Н., 3 часа в неделю.

  • Информационный блок: выдержка из КТП

Содержание учебного материала

Кол-во

часов

Тип урока

Планируемый результат

базовый

повышенный

§5. Уравнения с одной переменной, 6 часов.
1. Целое уравнение и его корни.

1

Урок-лекция (формирование понятий).

Формирование понятия уравнение высших степеней, умение решать биквадратные уравнения.

Формирование понятия уравнения высших степеней, их типы; умение

безошибочно находить способ решения уравнения, определяя для этого его тип.

2. Решение уравнений высших степеней.

1

Урок-отработка лекции.

2

Урок-диагностика знаний (с\р).
3. Решение целых уравнений с параметрами.

1

Урок-коррекция

( РНО).

4. Проверочная работа.

1

Урок- контроля ЗУН
  • Цели блока уроков:

Образовательные

Развивающие

Воспитывающие

Сформировать понятие и закрепить знания учащихся по теме “Уравнения с одной переменной”;

Умения составлять алгоритм решения уравнения;

Закрепить умения и навыки решать уравнения высших степеней с использованием разных приемов, в нестандартных ситуациях.

Развивать умения пользоваться опорным конспектом и вспомогательной литературой для постановки задачи и ее выполнения в ходе решения;

Развивать внимательность, собранность и аккуратность;

Развивать умения работать самостоятельно и в микро группах, ставить перед собой цель и делать выводы, выполнять безошибочно необходимые арифметические вычисления

Чувство ответственности;

Умение работать в микро группе;

Культура труда, аккуратность.

  • Дидактические разработки урока.

1. Урок-лекция. На этом уроке обзорно рассматриваются следующие вопросы:

  • Понятие целого уравнения, корни уравнения, повторить способы решения уже известных уравнений;
  • Рассмотреть все виды уравнений высших степеней, уметь определять количество корней уравнения;
  • Разобрать алгоритмы решения уравнений высших степеней.
  • Составить опорный конспект урока. (д\з)

2. Урок-отработка лекции.

На этом уроке разбираются и отрабатываются основные понятия, приемы и способы, о которых говорилось на первом уроке (пошаговая отработка лекции). Привожу пример лучшего опорного конспекта, составленного учащимися.

Опорный конспект урока по теме:

“Целое уравнение. Уравнения высших степеней”.

Основные методы решений уравнений.

Разложение на множители.

Введение новой переменной.

Ключевые понятия:

уравнение, корень уравнения, решить уравнение, равносильные уравнение.

Виды уравнений:

Название уравнения

Общий вид

пример

1.

Биквадратное

ах4+ вх2 + с = 0

замена х2=t

обратная замена переменных

4- 5х2 + 8=0

замена х2 = t

3 t2- 5 t +8=0

2.

Уравнение, сводящееся к квадратному с помощью замены выражения.

  2- 3х)2 + 5(х2- 3х) = 2

замена (х2- 3х) = а

а2 + 5а = 2

а2 + 5а - 2 = 0

3.

Уравнение, решая которое используем метод группировки слагаемых.

Прием группировки

3(х-5) –х(х-5)=(х-5)(3-х)

3х-152+5х=0

3(х-5) + х(-х+5)=0

3(х-5) – х(х-5)=0

(х-5)(3-х)=0

х - 5=0 или 3 - х=0

4.

Симметрическое

(возвратное)

ах4+вх3+сх2+вх+а=0 сгруппируем

ах4+ ах3+ вх+ с=0

а(х4+1) + в(х3+х) + с=0

делим все уравнение на х2

а(х2+) + в(х+)+с=0

замена

х += к ; х2+= к – 2

а(к-2) + вк + с = 0

найдем к

обратная замена

х4+5х3+4х2-5х-1=0

5.

Уравнение с использованием способа деления углом многочлена на одночлен (т.Безу)

Любой многочлен.

Если не удалось решить перечисленными способами, тогда применяем данный прием.

х3 +6х +4х2+3=0

подробно рассмотреть решение в конспекте.

Далее учащиеся разбиваются на микро группы и выполняют предложенное учителем задание.

Задание 1: Определить вид уравнения.

пример

Вид уравнения

1.

(х-2)6- 19(х-2)3= 216

 

2.

3- 7х2-7х +3 =0

 

3.

43-9х2+13х -5=0

 

4.

х(х+1)(х+2)(х+3)=0,5625

 

5.

4-5х3-38х2-5х + 6 = 0

 

6.

2+5)2 – 36 = 0

 

7.

х4 + 2х2 – 24 = 0

 

8.

 

9.

а2х4- (а2 + 1)х2 + 1 = 0

 

Задание 2: Решить уравнения.

Оценка

Вариант 1

Вариант 2

“3”

№7

№6

“4”

№1

№2

“5”

№5

№8

Проверка решений у учителя. Выставление оценок.

Домашнее задание.

Уровень

Решить уравнение.

“3”

По учебнику, авторы Ю.Н.Макарычев и др.

№234(а,б),247а,248а

“4”

№3,№4,№5

“5”

№9,№4,№6

3. Урок-диагностика знаний.

На этом уроке учащимся предлагается самостоятельно выполнить работу с целью определения уровня владения новым материалом. Каждому выдается разработка модуля урока, учащийся сам выбирает темп работы и по окончанию урока (2 часа) получает оценку.

Комментарий: У учителя разработка с ответами, учащимся же выдается без ответов.

Разработка модуля урока по теме: ” Решение уравнений высших степеней”, 9 класс.

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Для успешного освоения данной темы:

На ”3” нужно выполнить таблицы №1,№2,№3

На “4” нужно выполнить таблицы №1- 4

На “5” нужно выполнить все задания.

Желаю УДАЧИ всем!!!

Блок №1. Решить различные уравнения уже известными способами.

Цель: Закрепить знания и умения, полученные ранее.

Таблица №1 служит разминкой для дальнейшего решения уравнений более высокой степени. Следует решить два уравнения из таблицы, проверить результат и если вы успешно справились, то перейти к следующему заданию.

ТАБЛИЦА №1

1. (х+5)(3х-6) = 0

2. х2- 6х = 0

3. (8х –1)2- х(64х + 1) = 12

4. х –5 + 4х-1 = 1

         2        3

5. 0.5х2- х2 = 0

Блок №2. Решить уравнения, сделав замену переменных.

Цель: Закрепить способ решения уравнений, используя замену переменных.

Пример- образец №1. Решить уравнение (х2+2х)2 - 2(х2+ 2х) = 3

Решение: Запишем равносильное данному уравнение (х2+ 2х)2 – (х2+ 2х) –3 =0, сделаем замену переменных, выражения в скобках одинаковые, поэтому можно записать:

Замена: х2 + 2х =у

Перепишем получившееся уравнение и решим его.

у2- 2у – 3= 0

Д= в2- 4ас= (-2)2- 4·1·(-3)= 16

у= 3, у= -1

Вернемся теперь к переменной х, сделаем обратную замену и решим два уранения.

Обратная замена:

img1.jpg (19350 bytes)

Ответ: 1, -3, -1.

ТАБЛИЦА №2

Вариант 1

Вариант 2

1. (х2 +6х)2 –5 (х2 +6х) = 24

2. (х2+2)2– (х2+2) = 12

1. (х2 –5)2 –5 (х2 –5) – 36 =0

2. (х2 –4х)2 + 9(х2-4х) = - 20

Блок №3. Решение биквадратных уравнений.

Цель: Закрепить способ решения биквадратных уравнений.

Уравнение вида ах4+вх2+с=0, где а,в,с – числа, х – неизвестная переменная называется биквадратным уравнением. Решение биквадратного уравнения с помощью замены переменной сводится к решению квадратного уравнения.

Пример-образец №2 Решить биквадратное уравнение х4 – 5х2 +4 = 0

Решение: х4 –5х2 +4 =0, биквадратное уравнение, сделаем замену переменной и решим получившееся квадратное уравнение.

Замена: х2= t >= 0

t2-5t +4 = 0

D= 9

t= 4, t= 1

Оба корня положительные, поэтому удовлетворяют условию t >= 0.

Обратная замена:

img2.jpg (14564 bytes)

Ответ: ± 2, ± 1.

ТАБЛИЦА №3

Вариант 1

Вариант2

1. х4 – 2х2- 3 =0

2. 5у4 – 5у2 + 2 = 0

3. х4 –4х2 + 4 = 0

1. х4 – 5х2 - 36 = 0

2. у4 – 6у2 + 8 = 0

3. 2х4 – 9х2 + 4 = 0

Блок №4. Решить уравнения высшей степени.

Цель: Закрепить разные способы решения уравнений высших степеней.

Если ребята вы добрались до 4 блока, поздравляю вас, вы делаете успехи. Сейчас вам предстоит самостоятельно выбирать способ решения, переменную, которую нужно заменить.

КАРТОЧКА №4

Вариант 1

Вариант 2

1. (х2 +2х)(х2 +2х +2) = 3

2. х4 – 9х2 + 18 =0

3. (х2 –х-16)(х2-х+2) =88

1. (х2 +х)(х2 +х - 5) = 84

2. х4 – 20х2 +100 =0

3. (2х2 +7х –8)(2х2 +7х – 3) –6 =0

Блок №5.

Указания учителя. Молодцы!!! Вы ребята освоили решение уравнений высших степеней. Целью дальнейшей вашей работы является применение своих знаний и умений в более сложных ситуациях.

КАРТОЧКА №5

1. (х2 –1)(х2 +1) – 4(х2 – 11) = 0

2. х5 + х4 – 6х2 – 6х2 + 5х +5 = 0

3. При каких с не имеет корней уравнение

х4 – 12х2 +с = 0

Указания учителя: В случае затруднений воспользуйтесь подсказками, данными ниже.

Подсказки.

1. Воспользуйтесь формулой (а-в)(а+в)=а22, преобразуйте данное уравнение в биквадратное.

2. Сгруппируйте первое слагаемое со вторым, третье с четвертым и пятое с шестым, примените способ группировки и разложите на множители.

3. Сделайте замену и запишите условие, при котором уравнение не имеет корней, решите получившееся неравенство.

ОТВЕТЫ: (только у учителя)

ОТВЕТЫ

№ таблицы

№ задания

вариант

I

II

 

 

1

1

- 5; 2.

 

2

0, -v6, v6.

3

- 11/17

4

23/11

5

0; 2.

2

1

- 3±v6; - 3 ± v17

±2, ± 1.

2

±v2

2

3

1

±v3

± 3

2

Нет корней

±v2, ± 2

3

± v2

± 0.5; ± 2.

4

1

- 1, 3.

- 3, 4.

2

±v3, ± v6.

±v10

3

- 4, 5.

-4,5; 1; (-7± v65)· 0,25

5

1

Нет корней

 

2

±1, ±v5

3

с > 36

4. Урок-коррекция ЗУН.

На этом уроке разбираются у доски задания, которые вызвали затруднения на самостоятельной работе, вторая часть урока посвящена решению задач повышенного уровня, заданиям с параметрами. “Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы”,9 класс, издательство “Дрофа”. Л.В.Кузнецова и др.

5. Урок контроля ЗУН.

Проводится проверочная или контрольная работа. Предлагаю провести проверочную работу в форме ЕГЭ с целью подготовки учащихся 9-х классов к выпускным экзаменам в форме ЕГЭ.

Цель проверки: 1. Проверка ЗУН по основным разделам курса алгебры по теме “Уравнения”; 2. Корректировка учебной программы, с целью ликвидации пробелов в ЗУН учащихся.

Время проведения работы – 1 урок (40 минут).

Бланк для ответов: Часть А, часть В.

Ответы к тесту Ф.И. _______________________________________________ класс ______________

№ вопроса

А1

А2

А3

А4

А5

В1

В2

Вариант ответа

 

           

Для части С выдается двойной лист или задание выполняется в тетради для контрольных работ, куда обязательно вкладывается черновик и бланк ответов частиА,В.

Приложение