Цели урока:
- знакомить учащихся с русской культурой, декоративно-прикладным искусством;
- воспитывать любовь к искусству, интерес к сохранению и защите художественных ценностей;
- развивать творческие способности учащихся.
Оборудование:
- выставка предметов златоустовской гравюры и каслинского литья;
- стенд “Златоуст и городской краеведческий музей”;
- проектор, экран, компьютерная презентация;
- рабочие листы с заданиями “Проверь себя”.
1. Вступительное слово учителя.
Наш сегодняшний урок особенный. Мы будем говорить о том, что такое декоративно-прикладное искусство, познакомимся с тем, как появились в России и развивались такие его виды, как златоустовская гравюра на стали и каслинское чугунное художественное литьё. В конце урока после просмотра презентации вы выполните задания “Проверь себя” и рассмотрите экспонаты нашей выставки. Помогают провести занятие ваши одноклассники.
2. Звучит стихотворение Л. Татьяничевой в исполнении ученицы.
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
В лугах, на ковровых просторах,
Среди плодоносных полей
Лежат голубые озёра
Осколками древних морей.
Богаче, чем краски рассвета,
Светлее, чем звёздный узор,
Резные огни самоцветов
В торжественном сумраке гор.
Я сердцем всё это вбирала,
Свой край полюбив навсегда.
Но главная сила Урала-
В чудесном искусстве труда.
Люблю я огонь созиданья
В суровой его красоте,
Мартенов и домен дыханье,
И вихри больших скоростей.
Мне дороги лица простые
И руки, что плавят металл…
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
3. Рассказ ученика о возникновении искусства златоустовской гравюры на стали.
В горном царстве Южного Урала, богатого рудой, драгоценными и полудрагоценными камнями, среди лесов и озёр, там, где встречаются Европа и Азия, лежит город Златоуст. Ещё в XVIII веке здесь построили один из первых на Урале чугунолитейных заводов. Более полувека заводом владели частные предприниматели, а с 1811 года он перешёл в казённое управление, возглавил крупный горный округ из пяти заводов и утвердился как один из центров сталеварения в России.
В 1815 году на заводе была открыта фабрика по выделке холодного оружия для русской армии. На этой фабрике родилось искусство украшения клинков – златоустовская гравюра на стали.
История русской металлургии хранит многие имена златоустовцев. Тридцать лет жил и работал в Златоусте творец русского булата П.П.Аносов. Под руководством инженера П.М.Обухова в 1860 году на заводе были отлиты первые русские пушки, до этого Россия покупала за границей пушечную сталь. На заводе работали инженер А.А.Износков, построивший первые в России мартеновские печи, В.С.Пятов, изобретатель способа проката броневой стали.
Статус города Златоуст получил в 1865 году. В 1890 году по новой железной дороге сюда пришёл первый поезд, открылось регулярное сообщение с главными городами центра России. Начальником строительства Златоустовского участка был известный русский писатель Н.Г.Гарин-Михайловский.
Искусство златоустовской гравюры впитало богатейшие традиции русских и западноевропейских оружейников XVII-XVIII веков, однако уральские гравёры создали свой самобытный стиль декорирования оружия. Первоначально рисунки на клинках, как на изделиях немецких мастеров, состояли из нескольких традиционных композиций, не связанных между собой. Со временем появились развёрнутые тематические сюжеты: фигуры воинов, прославивших Россию в Отечественной войне 1812 года, массовые батальные и производственные сцены, охотничьи мотивы, уральские пейзажи.
Мастера Златоуста знали секреты гравировки, глубокого травления, воронения, золочения и резьбы по металлу. Сочетание золотого орнамента и холодного воронёного фона, едва заметного рельефа и сверкающей полированной поверхности, изящного росчерка и звучного цветового пятна придавало изделию особую нарядность. Эфесы сабель и шпаг представляли шедевры мелкой пластики. Распространённые их формы – головы львов, драконов, медуз, орлов. Уникальные образцы такого оружия оставили замечательные мастера Иван Бушуев, Иван Бояршинев. Летящий на крыльях конь – любимая деталь многимх гравюр Ивана Бушуева. Отсюда и прозвище мастера – Иван Крылатко. Так назван и сказ П.Бажова об уральском умельце.
Большой вклад в развитие Златоустовской гравюры внёс горный начальник Златоустовских заводов и директор Оружейной фабрики, выдающийся русский учёный и изобретатель П.П.Аносов. Он стремился познакомить мастеров с лучшими произведениями мирового искусства. Ему обязана фабрика внедрением в 1840 году гальванического золочения, что облегчало этот тяжёлый и опасный для здоровья труд.
В конце1830 годов на фабрике начинают украшать бытовые предметы – различные шкатулки, ларцы, подносы. Во второй половине XIX века ассортимент изделий расширяется: появляются украшенные столовые приборы, ножи для разрезания бумаги, сигаретницы, портсигары, охотничьи ножи и топорики. Совершенствуется техника гравюры: клинки, эфесы и ножны часто покрывают насечкой золотом и серебром по синёному фону. Рукоятки выполняют из уральских поделочных камней, дерева и кости.
Златоустовская гравюра на стали неоднократно экспонировалась на международных выставках в Лондоне, Вене, Чикаго, Брюсселе, Монреале и других городах мира.
4. Рассказ ученика о возникновении и производстве каслинского художественного литья.
Предметы Каслинского художественного литья поражают ощущением долголетия и прочности, если не сказать вечности, несмотря на всю хрупкость и ажурность некоторых отливок. Достигнув замечательных успехов, каслинцы прославили на весь мир искусство уральских мастеров, превративших неподатливый мрачный чугун в чудесный материал для изящной скульптуры, радующий ум и сердце человека. Каслинские произведения дают необычайно много для внимательного глаза и неторопливого размышления.
А все началось в 1747 году, когда тульский купец Яков Коробков поставил на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод. Место для основания завода было выбрано не случайно: Урал богат чугуном, а качество местных формовочных песков – уникально, к тому же в достатке имелась древесина для производства угля.
К моменту, когда завод перешел во владение горнозаводчиков Демидовых в 1751 году, изделия каслинских умельцев уже почитались в Европе и Азии
Следующий владелец заводов, с которыми к нему перешли и земли, леса, рудники, мастеровые и рабочие люди, вольный купец I гильдии Лев Расторгуев, еще более упрочил славу самобытных изделий. Начиная с 1809 года, он и его наследники привлекают в свои цеха талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Тогда же были приглашены в Касли выпускники Петербургской Академии художеств М.Канаев и Н.Бах, организовавшие заводскую художественную школу, которая позже своими талантливыми работами подняла ремесло до уровня искусства.
1860-1890 годы стали годами рассвета чугунного художественного литья.
Впервые Каслинский завод был удостоен золотой награды – Малой золотой медали Вольно-Экономического общества в 1860 году. Далее последовали выставки в Санкт-Петербурге, Париже, Лондоне и др. (http://sculptures.ru/History/Exhibitions.htm)
Особым историческим событием для Каслинского завода является Всемирная выставка прикладного искусства в Париже в 1900 году. Каслинские мастера отлили громадный чугунный павильон-дворец в византийском стиле по проекту Е.Баумгартена, поразивший заграницу сказочностью замысла и дерзостью воплощения.
Украшающая вход в павильон скульптура Н.Лаверецкого "Россия", изображающая женщину-воина, с достоинством и уверенностью в своих силах оберегающую мир, готовую к своей победе, стала его важнейшим элементом. Этот павильон был признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду - "Гран-при". Конечно же, после этого появилось множество желающих купить его. Однако покупатели хотели приобрести павильон только вместе со всеми выставленными в нем экспонатами, включая и статую "Россия". В свою очередь, русские доверенные лица, уполномоченные провести сделку, согласились со всеми условиями покупателей, кроме одного: они отказались продать "Россию" – ту самую скульптуру, что символизировала русскую державу.
"Россия" не продается!" – эта фраза решила исход дела. Сделка не состоялась, и статуя, как и весь павильон, вернулась на Родину. Многие годы ящики с деталями павильона пролежали в подвале одного из частных домов в Каслях.
Годы первой мировой войны, революция и гражданская война в России в начале ХХ века, а также вторая мировая война тяжело сказались на судьбе Каслинского ремесла, его мастерах и изделиях. Буквально по крупицам пришлось восстанавливать, казалось навсегда утраченную богатейшую коллекцию. Лишь в 1957 году под руководством мастера С.М.Гилева начались работы по восстановлению чугунного павильона, которые продолжались около восьми месяцев. 3 мая 1958 года в одном из залов картинной галереи г. Екатеринбурга состоялось открытие восстановленного павильона - вершины искусства каслинских мастеров художественного литья.
Теперь увеличенная копия скульптуры "Россия" стоит в Кремле – официальной резиденции Президента Российской Федерации.
Со дня своего основания завод выпускал множество изделий, необходимых в жизни, в т.ч. широкую гамму архитектурного литья. Это решетки для парков и дворцов Санкт-Петербурга, в Москве – ограждения для Крымского, Метрополитеновского и Краснохолмского мостов и т.д.