ТЕМА: “Свойства воды”
ЦЕЛИ:
- Формирование понятия свойства воды.
- Формирование представления обучающихся о применении свойств воды в жизни человека.
- Развитие навыков практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.
- Создание условий для экологического воспитания.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Организовать наблюдение и на основе мысленного эксперимента и практической работы коллективно “открыть” физические свойства воды.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
- Таблицы и картины о воде, её свойствах.
- Презентация в программе PowerPoint. (Приложение 1)
- Колба с трубкой, горячая вода, лёд в тарелке.
- Стаканы, фильтровальная бумага, воронки, сахар, соль.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
Ребята, я надеюсь, что вы все чувствуете себя хорошо и настроены на рабочий лад. Улыбнитесь друг другу. Сегодня у всех всё получится, вы все сможете выполнить и узнаете много нового. Я вас всех очень люблю. Вы у меня самые умные и добрые дети.
2. Постановка целей и задач
Чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам отгадать ребус. А отгадку мы сейчас услышим в этих звуках. (Звучит музыка журчание воды)
Кто поёт эту хрустальную песню? (вода).
Молодцы. Правильно. Вы догадались, что сегодня мы будем говорить о воде.
Вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты и узнать о свойствах воды. А изучать эти свойства вы будете в своих лабораториях. (3 группы учащихся)
В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о её ценности.
Какие ассоциации у вас возникают, когда произносите слово “вода”?
Подумайте и запишите их. (Ручей, море, река, озеро, снег, град, иней, родники, и т. д.)
Посмотрите на слайды. Вы видите, что вода – краса всей природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек. Реки придают особую красоту местности, по которой они протекают. Ни в одной другой стране мира нет такого количества рек, как у нас. Это и скромная красавица Волга, и тихий Дон, и величайшие реки мира: могучая Обь, Енисей, Лена, Амур.
Красоту воды мы видим и в глубине озер и морей. Озёра называют голубыми глазами Земли. Гордостью нашей огромной страны является озеро Байкал. Самое глубокое озеро в мире.
На земле большую часть занимают водные пространства - океаны.
Океаны, покрывающие почти всю нашу планету, всю нашу Землю, на которой миллионы лет зародилась жизнь – это вода.
Тучи, облака, туманы, ледники, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это ведь тоже вода.
Многие люди посвятили воде свои высказывания:
ВОДА! ТЕБЯ НЕВОЗМОЖНО ОПИСАТЬ,
ТОБОЙ НАСЛАЖДАЮТСЯ,
НЕ ВЕДАЯ, ЧТО ТЫ ТАКОЕ!
МАЛО СКАЗАТЬ, ЧТО ТЫ НЕОБХОДИМА ДЛЯ ЖИЗНИ:
ТЫ САМА ЖИЗНЬ!
Антуан де Сент-Экзюпери
Как вы понимаете эти слова? Хорошо осмыслить и понять их поможет стихотворение, которое прочитает ваш товарищ. (На экране анимации к стихотворению)
Не умыться не напиться | Чтобы лился дождик с неба, |
Без воды, | Чтоб росли колосья хлеба, |
Листику не распуститься | Чтобы плыли корабли, |
Без воды, | Чтоб варились кисели |
Птица, зверь и человек | Чтобы не было беды – |
Без воды не могут | Жить нельзя нам без воды |
И поэтому всегда | |
Всем везде нужна вода! |
(На доске прикреплены таблички с пословицами о воде)
Была бы водица, а зелень народится.
Умный человек, как родник.
Под лежачий камень вода не течёт.
3. Изучение нового материала
Где человек использует воду? (готовит пищу, утоляет жажду, моется)
А сейчас мы узнаем, благодаря каким свойствам воды для нас она “сама жизнь”.
ФИЗМИНУТКА (играет музыка, передающая шум воды)
Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два
Звери у ручья напились
Влево вправо наклонились
Вместе на носочки встали
Тучку лапками достали
Дружно хлопнули в ладоши
До чего же день хороший
Дождик вдруг полил с утра
За работу нам пора
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Работа в группах.
1 группа выполняет два опыта:
- Опустить ложку в стакан с водой.
- Опустить ложку в стакан с молоком.
- Сделать вывод. О каком свойстве воды этот опыт говорит?
- Сравни цвет воды с цветом полосок. Имеет ли вода цвет?
2 группа выполняет два опыта:
Определите, имеет ли чистая вода запах и вкус. Как вы это сделаете?
- Насыпьте в стакан с водой немного соли.
- Насыпьте в стакан с водой столько же сахара.
- Размешайте полученные растворы.
- Сделай вывод о способности воды растворять вещества.
Учитель: Где человек применяет это свойство воды? (моем посуду, стираем одежду, готовим пищу, моемся…)
3 группа выполняет два опыта:
- Из специальной бумаги сделай фильтр.
- Пропустите через фильтр загрязнённую воду.
- Сделайте вывод о наблюдаемом явлении.
- Возьмите пипетку, наберите в нее немного воды и капните на стекло.
- Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
- Перелить воду из стакана в колбу, затем из колбы в сосуд.
- Что происходит с формой воды? Сделайте вывод.
Учитель: А теперь давайте мы постараемся ответить на такие вопросы:
- Где человек может использовать свойство очистки воды?
- Как очищают воду на производстве?
(Заслушиваются мини-доклады 1-2 учеников)
Сейчас много рек и речушек, озёр и прудов отравили хозяйственно бытовыми и промышленными сбросами. Поэтому необходимо сточные воды перед их сбросами в водоёмы предварительно очищать.
ВЫВОДЫ ПО ОХРАНЕ ВОДЫ:
- строим очистные сооружения.
- экономим воду.
- контролируем уровень загрязнение воды.
- сажаем деревья по берегам рек.
Учитель: Ребята, перед тем как сделать заключительный вывод о физических свойствах воды, давайте проведем еще один эксперимент.
- Возьмем колбу с трубкой, заполненную водой.
- Опустим ее в сосуд, заполненный горячей водой.
- Что вы наблюдаете?
- Повторим эксперимент, но вместо горячей воды будем использовать лед.
- Что вы наблюдаете? Как можно объяснить данные явления?
(Когда вода в трубке поднимается, значит, она расширяется. При опускании воды в трубке она сжимается).
Выводы о свойствах воды:
- Прозрачна.
- Бесцветна.
- Без запаха.
- Без вкуса.
- Растворитель.
- Текуча.
- Не имеет формы.
- Расширяется и сжимается.
4. Подведение итогов урока
Почему о воде сказано, что “ты сама жизнь”?
5. Домашнее задание
Наполнить бутылку с водой.
Вынести ее на улицу и понаблюдать, что будет происходить?
Сделать вывод.