В опыте нашей работы систематически используется особый вид домашнего задания для учащихся: диагностическая домашняя работа.
Эта форма деятельности школьников позволяет выявить уровень усвоения знаний каждым учеником, совершенствовать владение приемами самостоятельной работы, формировать такие компоненты учебной деятельности как оценка и самооценка. Содержание работы представляет собой набор разноуровневых заданий по определенному разделу школьной программы по математике.
В работах В. П. Беспалько, И. Я. Лернера и др. имеются различные подходы к описанию уровней усвоения знаний. Нами в практике обучения учитываются три основных уровня усвоения знаний:
- уровень воспроизведения информации об изученном объекте (знания-копии);
- уровень применения знаний в сходной ситуации, по образцу, обеспечивающий продуктивную деятельность по использованию информации для решения конкретных задач в пределах приложимости изученных обобщенных способов (знания-умения);
- уровень применения знаний в новой ситуации, что предполагает наличие продуктивной творческой деятельности в сочетании с широким переносом действий на отличные от условий обучения ситуации (знания-трансформации).
С учетом этих уровней усвоения знаний домашняя диагностическая работа состоит из шести заданий, направленных:
- на узнавание ранее изученного материала;
- на его воспроизведение;
- на применение материала в измененной ситуации;
- на установление связей: внутри данной темы; внутрипредметных и межпредметных связей; задания последних видов позволяют выявить уровень понимания учащимися изученного материала.
Приведем пример одного из вариантов диагностической домашней работы, использовавшейся в нашей практике.
Геометрия, VIII класс.
Тема “Четырехугольники. Квадрат”.
- Закончите определение, подобрав подходящее видовое отличие:
- квадрат – это прямоугольник, у которого…
- квадрат – это ромб, у которого…
- квадрат – это четырехугольник, у которого…
- квадрат – это многоугольник, у которого…
- а) Сформулируйте определение квадрата.
- Через вершины квадрата проведены прямые, параллельные его диагоналям. Определите вид четырехугольника, образованного этими прямыми.
- Внутри квадрата ABCD взята точка К и на отрезке АК как на стороне построен квадрат AKLM, у которого сторона KL пересекает сторону AD. Докажите, что отрезки BK и DM равны.
- В равнобедренный прямоугольный треугольник, катет которого 2м, вписан квадрат, имеющий с ним общий угол. Найдите периметр квадрата.
- Поверхность пруда имеет форму квадрата. В вершинах его растут 4 дуба (A,B,C,D). Хотят вдвое увеличить площадь поверхности пруда, но так, чтобы новый пруд сохранил форму квадрата и чтобы все 4 дуба остались на своих местах. Как это сделать?
б) Периметр квадрата равен 24 см. Чему равна
сторона квадрата?
в) Найдите сторону квадрата, если его площадь
равна 16 м2 .
Первые два из приведенных заданий позволяют проверить усвоение материала на уровне воспроизведения, третье и четвертое – на уровне трансформации. При формулировании общего задания учащимся разъясняется, что к решению той или иной задачи он может приступать только после решения всех предыдущих. Такое требование объясняется тем, что ученик не может достигнуть более высокого уровня владения материалом, пока не освоил его на предшествующих уровнях.
Тема “Четырехугольники” предусматривала также диагностические домашние работы по остальным подтемам: “Параллелограмм”, “Прямоугольник”, “Ромб”, “Трапеция”.
Общая диагностика усвоения темы осуществляется на основе разработок профессора В.Н. Максимовой [1].
Первоначально учащиеся сами оценивают результаты работы в соответствии с параметрами оценки, указанными учителем: задания уровня воспроизведения идут первыми и оцениваются соответственно 1 и 2 баллами; затем следуют более сложные задания на 3 и 4 балла; завершается каждая работа пятым и шестым, самыми трудными заданиями, за которое можно получить соответственно 5 и 6 баллов.
Наблюдения показывают, что эта форма работы формирует ответственное отношение к делу, вызывает интерес учащихся, в особенности тех, которые оказываются в состоянии при выполнении последних заданий проявить интуицию, догадку.
Максимальная оценка за диагностическую домашнюю работу 21 балл.
Для перевода баллов в школьную систему оценок используем следующую шкалу[1]:
20-21 балл – “5”.
18-19 баллов – “4”.
16-17 баллов – “3”.
15 и менее баллов – “2”.
Для сравнения уровня усвоения материала учащимися разных классов данной параллели находим частное от деления суммы баллов, полученных всеми учениками данного класса за выполнение всех заданий, на максимально возможное количество баллов, которое могут получить школьники. Для выявления индивидуальных характеристик обученности находим тот же показатель для каждого ученика.
Диагностическая домашняя работа, позволяет учащимся осмыслить всю тему как единое целое, и это не простое сложение знаний и умений, которые ученики приобрели в результате изучения материала, а сложный процесс перехода от низшего уровня усвоения знаний к более высокому.
После выполнения работы учитель подводит итоги с учетом выставленных оценочных баллов, организует обсуждение и осуществляет разбор задач.
Диагностическая домашняя работа требует особых организационных усилий, но зато она позволяет не только более объективно и дифференцированно оценить конечный результат обучения, но и видеть динамику продвижения в обучении каждого ученика. Не только учитель, но и ученик видит, какие вопросы усвоены им на уровне обязательных требований, какие – более глубоко.
Литература
- Диагностика как фактор развития образовательной системы / Под ред. В. Н. Максимовой. – СПб, 1995.