Цели:
- образовательная – создать условия для формирования знаний о кислороде, оксидах;
- развивить умения обобщать, сравнивать, выделять главное, анализировать,
- воспитывать самостоятельность, любознательность, познавательный интерес к изучению кислорода, оксидов через привлечение элементов игровых технологий. Средства обучения: черный ящик, Н2О, схемы, учебник (Гузей – 8 класс), тесты, песок, хрустальная вода, соединения Fe, газ. Напиток.
Ход урока
I. Орг. момент
Вступительное слово учителя: Здравствуйте! Садитесь. Урок у нас будет сегодня необычный, мы совершим путешествие. Путешествие наше недолгое, всего 40 минут, немножко трудное, но интересное и увлекательное. В этом путешествии я буду не строгим учителем, а вашим помощником и гидом.
II. Активизация познавательной деятельности через мотивации по:
1. Психологический настрой.
Учитель: Все вы пришли с разным настроением, некоторые из вас ждут встречи с чем-то новым, интересным, другие испытывают неуверенность, третьи радость от возможности показать свои знания.
Ребята, покажите, пожалуйста, с каким настроением вы пришли на урок, для этого выберите на столe один из 3-х кружков, соответствующих вашему настроению;
– если у вас прекрасное, рабочее настроение, то поднимите оранжевый кружок;
– если у вас есть небольшие сомнения, неуверенность в себе, то поднимите желтый кружок.
– если у вас плохое настроение и нет настроения на рабочий лад, то поднимите синий кружок.
Дети сигнализируют.
Прекрасно! У большинства из вас хорошее настроение, поэтому, у нас с вами все будет хорошо, и все получится.
2. Целеполагание
– Для того чтобы узнать, куда мы отправимся, вам необходимо разгадать ребус (приложение № 1).
– Правильно! Мы совершим путешествие в царство Великого Кислорода! Каждый из вас как настоящий путешественник должен вести дневник наблюдений – а это ваша рабочая тетрадь. Откройте ее, и сделайте первую запись. Запишите число на полях и тему нашего урока.
Что знаю? | Что хочу узнать? | Что узнал(а)? |
(ответы детей учитель фиксирует в таблице на доске) |
16.11.06 Кислород в природе. Оксиды. Вы, наверное, где-то уже читали, слышали о кислороде, может кто-то из вас знает про оксиды. Посмотрите на название темы нашего урока, и составьте познавательные вопросы: (на доске таблица).
1) Что вы знаете о кислороде?
2) Что хотите узнать по данной теме?
– Проанализировать ваши высказывания я решила, что задачи нашего путешествия следующие:
1) Рассмотреть, где находится кислород в природе, в виде каких coeдинений.
2) Научиться составлять формулы оксидов.
3) Познакомиться с веществами, в состав которых входят оксиды. Для решения задач нашего путешествия нам поможет маршрутный лист (размещает учитель во втором столбце таблицы)
Маршрутный лист
1 остановка Информационная
2 остановка Кислородная мастерская
3 остановка Кладовая оксидов
III. Изучение нового материалa
1 остановка Информационная
На данной остановке мы узнаем о том, в каких оболочках Земли содержится кислород. Для этого возьмите на столе карточку № l, прочитайте два задания, и выберете любое одно из двух предложенных (приложение № 2).
– Поднимите руку, кто выбрал первое задание, а кто второе. Правильно выполнить эти задания вам поможет учебник стр. 8 (дети самостоятельно выполнят задание на карточках).
Итак, нам с вами пора отправиться дальше, но сначала послушаем составленные вами логические рассказы (заслушиваю 2–3 учеников).
А теперь послушаем ребят, кто выполнил 2-е задание (4–5 учеников). С данными заданиями справились замечательно все, и наше путешествие продолжается. И вот перед нами препятствие, чтобы его преодолeть, необходимо выполнить задание на карточке № 2 (Приложение)
– Какой процесс происходящий в природе изображен в виде схемы (круговорот О2).
– А кто является источником кислорода.
– А как называется процесс, в результате которого растения вырабатывает кислород (фотосинтез).
Обобщение учителя:
Всем живым организмом на нашей планете нужен кислород для дыхания. В течение 1 мин человек в среднем употребляет 0,5 л кислорода. В природе кислород встречается в виде соединения О2.
– Скажите, О2 – это простое или сложное вещество? Запишите в свои дневники наблюдений следующее: О2 – простое в-во.
– Ребята, а какие последствии ожидают нашу планету, если содержание О2 будет уменьшаться?
– А что мы сможем сделать, чтобы не изменилось содержание О2 в атмосфере? Итак, кислород как простое вещество мы рассмотрим, а теперь дадим характеристику кислороду как химическому элементу по его положению в таблице Д.И. Менделеева по плану: (на доске)
1. Период
2. Ряд
3. Группа
4. Подгруппа
5. Порядковый номер
6. Ar
Сделайте записи в тетрадь.
Физминутка:
Буква о, валентность 2 – руки вперёд, вверх в оксидах пишется всегда – вращение кистями рук присели, раз присели два оксиды сложные слова – дети делают приседания влево, вправо повернулись и друг другу улыбнулись – повороты туловища руки на поясе.
2 остановка – Оксидная мастерская
Для того чтобы попасть в эту мастерскую необходимо выполнить следующее задание (на доске):
Распределите предложенные вещества на две группы и запишите эти группы в тетрадь:
Н2, Na2О, О2, CaO, Na, А12О3, ZnO, Al.
– Перечислите, какие вещества вы относите к первой группе, а какие ко второй?
(Дети зачитывают свои варианты групп)
– По какому принципу вы их так разделили?
– Какие вещества называются простыми? (Дают определение.)
– Какое вещество называется сложным?
– У нас с вами сложные вещества получились во второй группе. Внимательно посмотрите на записанные соединения и найдите сходства и различия.
– Правильно! Сходства – во всех веществах записан кислород и стоит он на втором месте. Эти вещества называются оксиды
Ребята, давайте попробуем сформулировать определение оксидам (учащиеся называют свои варианты).
– Теперь проверти, правильно ли вы дали определение по тексту учебника. Кто был точен в формулировке, а кто дал такое же определение, как в тексте параграфа.
– Запишите это определение в тетрадь, проверяя запись по тексту параграфа.
– Мы попали в оксидную мастерскую, а теперь будем учиться составлять формулы оксидов. А что нам нужно знать у элементов, чтобы правильно "смастерить " формулу оксида?
– Правильно! Валентность! А как определить валентность у кислорода? (Дети вспоминают текст физминутки.)
– Запишите в тетрадь предложение: Валентность у кислорода в оксидах всегда вторая.
– Пользуясь таблицей по валентности, составим оксиды Li, Si, Са, Си, S (Li2O, SiO2, CaO, Cu2O, CuO, SO2, SO3).
– Теперь нам нужно дать название нашим составным оксидам, для этого воспользуемся номенклатурой.
Номенклатура
Название оксида = "оксид" + название элемента в Р.П. + валентность (если переменная)
– Пользуясь таблицей по валентности состава как можно больше оксидов за 1 минуту. Проверим (дети зачитывают).
Все молодцы! Отправляемся дальше. Последняя наша остановка называется
Кладовая оксидов
– Оксиды в природе встречаются везде, просто мы их с вами не замечаем.
– Ребята, а кто сможет назвать вещества, в состав которых входят оксиды или целиком состоят из оксидов (пр-р: СО2 – газ при выходе и газ, который находится в газированных напитках и т.д.)
Учитель показывает:
1) хрустальную вазу, песок. В этих веществах содержится SiO2.
2) коллекцию – бурый железняк, магнитный железняк
3) игра "Чёрный ящик"
– Попробуйте с 3-х попыток угадать содержимое ящика:
1 попытка – это самый распространённый на земле оксид, далее организм человека на 65% состоит из этого вещества;
2 попытка – оно может находиться в 3-х агрегатных состояниях: пар, жидкость, твёрдое. Сейчас оно в расплавленном состоянии;
3 попытка – это жидкость, бесцветная не имеет запаха, цвета, вкуса (это Н2О).
Молодцы! А теперь нам пора возвращаться домой,
но чтобы благополучно вернуться необходимо,
выполнить тест в 2-х вариантах. Ответы на него
будете рисовать на мордашках-кружках. Учащиеся
читают вопрос, находят правильный ответ под
буквой, и
ставят точку напротив данной цифры и данной
буквы, затем соединяют полученные точки.
Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Великого Кислорода. Посмотрите ваши записи в дневниках наблюдений и поделитесь своими впечатлениями о том, что вы узнали на уроке. А теперь возьмите мордашки с получившимися на них улыбками и на обратной стороне поставьте сами себе отметку за работу на уроке, и поднимите кружочек вверх.
(Учитель смотрит оценки, и соглашается или нет с учащимися, и даёт свою оценку каждому ребёнку за работу на уроке)
Я получила огромное удовольствие, и путешествуя, и работая с вами сегодня.
Спасибо вам за урок!
Дом. задание § 32, а над № 2 стр. 104 поразмышляйте.
Рис.