Тема урока: "Читательская конференция"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели и задачи: привить детям любовь к литературе; познакомить с разными жанрами художественной литературы; повысить мотивацию к чтению; расширять словарный запас; учить сравнивать, высказывать свои умозаключения, слушать и уважать мнение товарищей; учить выразительно читать произведения (представляя их на сцене).

Оборудование: Плакат с надписью “Кто много читает, тот много знает”; портреты писателей, выставка книг.

Ход конференции.

Учитель: Ежегодно мы с вами собираемся вместе на читательскую конференцию. Обсуждаем литературные произведения, знакомимся с новыми авторами и книгами, обмениваемся читательским опытом.

Вот и сегодня вы узнаете много нового и интересного. В первой части нашей программы мы увидим инсценировку произведений. А во второй части вас ждёт литературная викторина.

Пожалуйста, начинаем с 1-ой группы.

Инсценировка рассказа В. Драгунского “Заколдованная буква”

У нас в библиотеке есть книги этого писателя. (Показать)

Учитель: Пожалуйста, 2-ая группа.

Повесть-сказка А. Толстого “Приключения Буратино”.

Как Мальвина учила Буратино (урок арифметики).

Учитель: Пожалуйста, 3-ья группа.

Л. Гераскина “В стране невыученных уроков”.

Лия Борисовна Гераскина родилась в Новороссийске в 1910г. С детства писала стихи. О нелёгких военных годах рассказала в книге “Есть только миг между прошлым и будущим”.

Гераскина писала пьесы для спектаклей. (“Аттестат зрелости”).

Самая популярная книга Гераскиной “В стране невыученных уроков”.

Лоботряс и лентяй Виктор Перестукин попадает в загадочную Страну невыученных уроков. Ему довелось пережить немало приключений, прежде чем ему разрешили вернуться домой.

По мере своего путешествия Витя убеждался в необходимости знаний.

Сейчас вы увидите отрывок из этой повести.

Эпизод, где В.Перестукин выбирает, куда поставить запятую в приговоре “Казнить нельзя помиловать”.

В нашей библиотеке есть эта замечательная книга. Кто заинтересовался, может взять почитать. (Показать).

Учитель: Пожалуйста, 4-ая группа.

Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1768 г. в Москве. Своё детство И.А. Крылов провёл в разъездах с семьёй, грамоте выучился дома, французским языком занимался в семействе состоятельных знакомых. Несмотря на то, что Крылов не получил систематического образования, его отличала жажда знаний, любовь к чтению и исключительные способности. Благодаря самообразованию будущий знаменитый баснописец стал одним из самых просвещённых людей своего времени.

Он был весёлым человеком. Часто попадал в конфузные ситуации. Вот несколько эпизодов из жизни Крылова.

Однажды Иван Андреевич собирался отправиться во дворец. Крылов выбрит, умыт, на нём новый, только что сшитый мундир. И вдруг кто-то спохватывается:

– Иван Андреевич, а где ваша шляпа?

Весь дом кидается искать крыловскую шляпу: без неё являться во дворец никак невозможно. Высокий, дородный Крылов сидит неподвижно, наблюдая, как суетятся окружающие. Наконец, и он встаёт, чтобы присоединиться к розыскам. И тут выясняется, что Крылов…сидел на своей шляпе. Измятый блин пытаются кое-как уподобить головному убору, и Крылов спешит к императрице.

А вот другой эпизод.

Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, мать царя Александра I и царя Николая I, старалась приблизить ко двору именитых писателей. Крылова она часто приглашала в свою летнюю резиденцию – Павловск. Иван Андреевич и здесь являлся уморительным чудаком. Вот императрица выходит к обеду. Крылов приближается, чтобы поцеловать ей ручку, и вдруг…чихает на руку императрице.

Или другой конфуз.

При разводе дворцового караула императрица замечает в толпе зрителей Крылова. Она подзывает его, Крылов подходит как-то боком, переминается с ноги на ногу, норовит поскорее уйти. Что ж оказалось? Обуваясь, Иван Андреевич позабыл надеть носки. А сапоги у него дырявые – и голые пальцы торчат наружу.

Видеофильм “Памятник Крылову”.

Иван Андреевич Крылов вошёл в детское чтение как автор басен. Всего он написал более 200 басен. А что же такое басня, спросите вы?

Басня – это краткий иносказательный нравоучительный рассказ, чаще в стихах. У каждой басни есть мораль – поучительный вывод.

Всякая басня – иносказание. Говорится о животных, понимай: о людях.

Сотни строк из басен Крылова стали пословицами и поговорками. Потому что они образны, метки, выразительны и действенны. Такие как:

  • Избави бог и нас от этаких судей.
  • Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
  • Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку.
  • У сильного всегда бессильный виноват.
  • А воз и ныне там.

Стихом Крылова мы не только украшаем нашу речь – “крылатыми словами” из басен мы доказываем, обосновываем своё мнение, опровергаем чужое, предупреждаем возможное возражение.

Предлагаем вашему вниманию басню “Свинья под дубом” (инсценировка)

В нашей библиотеке есть много книг с баснями Крылова. Кто заинтересовался, возьмёте почитать.

Учитель: А сейчас проверим, насколько внимательными зрителями вы были.

– Какие жанры художественных произведений были вами представлены? (Рассказ, повесть-сказка, басня).

– Чем рассказ отличается от повести?

– Чем сказочная повесть отличается от повести?

– Кто запомнил, что такое басня?

– Кто такой “начитанный человек”?

– Вот сейчас мы и проверим, какие вы начитанные.

Литературная викторина.

Мы разделимся на две команды. (Делит учитель).

Каждая команда придумывает название и выбирает капитана. Название команды должно отражать тему сегодняшней встречи: читатели, литераторы, книголюбы, фантазёры, сказочники и т.д.

1-й конкурс. “Вопросы”.

Я поочерёдно задаю вопросы каждой команде. Вы совещаетесь и отвечаете. За правильный ответ команда получает жетон. Если ответа нет или он неправильный, право ответа у другой команды.

1-а. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как её за это прозвали? (Золушка)

1-б. Назовите героиню французской сказки, которая получила своё прозвище благодаря головному убору. (Красная Шапочка)

2-а. Назовите имя героя английской народной сказки: он построил дом, придерживаясь передовых методов, а его братья по старинке и поэтому чуть не потеряли жизнь. (“Три поросёнка”, Наф-Наф)

2-б. В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? (“Алёша и братец Иванушка”. Попил из лужи – превратился в козлёнка.)

3-а. Назовите сказку итальянского писателя, где все герои – фрукты и овощи? (Джанни Родари “Приключения Чиполлино”)

3-б. Кто написал книгу про знаменитого медвежонка Винни – Пуха? (Английский писатель Алан Александр Милн)

4-а. Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)

4-б. Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай? (Буратино)

2-й конкурс. “Знатоки литературы”. Соединить автора с его произведениями. (Раздаточный материал).

Команды получают конверт, где лежат карточки с фамилиями авторов и карточки с названиями произведений. Надо соединить автора с его произведениями. За правильно выполненное задание команда получает жетон. Чья команда быстрее выполнит задание, получит дополнительный жетон.

Аркадий Петрович Гайдар.

Голубая чашка.

Горячий камень.

Судьба барабанщика.

Чук и Гек.

Тимур и его команда.

Николай Николаевич Носов.

Фантазёры.

Весёлая семейка.

Живая шляпа.

Незнайка в Солнечном городе.

Бобик в гостях у Барбоса.

Корней Иванович Чуковский.

Путаница.

Мойдодыр.

Федорино горе.

Доктор Айболит.

Муха-Цокотуха.

От двух до пяти.

Виктор Юзефович Драгунский.

Друг детства.

Шляпа гроссмейстера.

Крайний случай.

Ерунда на постном масле.

Сестра моя Ксения.

Лев Николаевич Толстой.

Акула.

Прыжок.

Два брата.

Лев и собачка.

Два товарища.

Самуил Яковлевич Маршак.

Кошкин дом.

Старуха, дверь закрой.

Двенадцать месяцев.

Сказка о глупом мышонке.

Дом, который построил Джек.

Константин Георгиевич Паустовский.

Кот-Ворюга.

Заячьи лапы.

Резиновая лодка.

Прощание с летом.

Жильцы старого дома.

Ганс Христиан Андерсен

Огниво.

Дюймовочка.

Снежная королева.

Пастух и пастушка.

Стойкий оловянный солдатик.

3-ий конкурс. “Из каких произведений взяты строчки”.

Я поочерёдно задаю вопросы каждой команде. Вы совещаетесь и отвечаете. За правильный ответ команда получает жетон. Если ответа нет или он неправильный, право ответа у другой команды.

1-а. Ай, моська! Знать она сильна,
Что лает на слона. (Крылов “Слон и моська”).

1-б. Воротился старик ко старухе:
У старухи новое корыто.
Ещё пуще старуха бранится:
“Дурачина ты, простофиля!” (Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”).

2-а. “Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее”. (Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях).

2-б. И заплакали блюдца:
“А не лучше ль вернуться?”
И сказали утюги:
“Мы Федоре не враги”! (Чуковский “Федорино горе”).

3-а. Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду,
В рукава засунул руки –
Оказалось – это брюки! (С.Я.Маршак “Вот какой рассеянный).

3-б. Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах. (Пушкин “Сказка о царе Салтане”).

4-а. Жил был добрый царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет.
Раз царица на лугу,
На зелёном берегу
Ручейка была одна,
Горько плакала она. (Жуковский “Спящая царевна”).

4-б. А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь. (Крылов “Квартет”).

5-а. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…(Ф. Тютчев).

5-б. Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы. (С. Есенин “С добрым утром”).

6-а. К нам вошёл какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша.  (В. Драгунский “Тайное становится явным”).

6-б. Попробовали мы сырую крупу жевать – противно. Попробовали сырой лук – горько. Масло попробовали без хлеба есть – тошно. Нашли банку из-под варенья. Ну, мы её вылизали и легли спать. Уже совсем поздно было. Наутро проснулись голодные. Мишка сразу полез за крупой, чтоб варить кашу. Я как увидел, так меня даже в дрожь бросило.  (Н. Носов “Мишкина каша”).

4-й конкурс. “Собери пословицу” (Раздаточный материал).

Команды получают конверт, где лежат карточки с частями из пословиц. Из этих частей надо собрать пословицу. За правильно выполненное задание команда получает жетон. Чья команда быстрее выполнит задание, получит дополнительный жетон.

Ученье – свет,
а не ученье – тьма.

Не спеши языком,
торопись делом.

Слово не воробей:
вылетит – не поймаешь.

Повторенье –
мать ученья.

Век живи –
век учись.

Чтение –
вот лучшее учение.

Без труда
не вытащишь и рыбку из пруда.

Любишь кататься –
люби и саночки возить.

Подведение итогов. Поощрение победителей.

В конце нашей читательской конференции я хочу вам сказать: читайте больше книг. Ведь, кто много читает, тот много знает! Будьте начитанными, и с вами будет приятно общаться каждому.