Цели и задачи: привить детям любовь к литературе; познакомить с разными жанрами художественной литературы; повысить мотивацию к чтению; расширять словарный запас; учить сравнивать, высказывать свои умозаключения, слушать и уважать мнение товарищей; учить выразительно читать произведения (представляя их на сцене).
Оборудование: Плакат с надписью “Кто много читает, тот много знает”; портреты писателей, выставка книг.
Ход конференции
.Учитель: Ежегодно мы с вами собираемся вместе на читательскую конференцию. Обсуждаем литературные произведения, знакомимся с новыми авторами и книгами, обмениваемся читательским опытом.
Вот и сегодня вы узнаете много нового и интересного. В первой части нашей программы мы увидим инсценировку произведений. А во второй части вас ждёт литературная викторина.
Пожалуйста, начинаем с 1-ой группы.
Инсценировка рассказа В. Драгунского “Заколдованная буква”
У нас в библиотеке есть книги этого писателя. (Показать)
Учитель: Пожалуйста, 2-ая группа.
Повесть-сказка А. Толстого “Приключения Буратино”.
Как Мальвина учила Буратино (урок арифметики).
Учитель: Пожалуйста, 3-ья группа.
Л. Гераскина “В стране невыученных уроков”.
Лия Борисовна Гераскина родилась в Новороссийске в 1910г. С детства писала стихи. О нелёгких военных годах рассказала в книге “Есть только миг между прошлым и будущим”.
Гераскина писала пьесы для спектаклей. (“Аттестат зрелости”).
Самая популярная книга Гераскиной “В стране невыученных уроков”.
Лоботряс и лентяй Виктор Перестукин попадает в загадочную Страну невыученных уроков. Ему довелось пережить немало приключений, прежде чем ему разрешили вернуться домой.
По мере своего путешествия Витя убеждался в необходимости знаний.
Сейчас вы увидите отрывок из этой повести.
Эпизод, где В.Перестукин выбирает, куда поставить запятую в приговоре “Казнить нельзя помиловать”.
В нашей библиотеке есть эта замечательная книга. Кто заинтересовался, может взять почитать. (Показать).
Учитель: Пожалуйста, 4-ая группа.
Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1768 г. в Москве. Своё детство И.А. Крылов провёл в разъездах с семьёй, грамоте выучился дома, французским языком занимался в семействе состоятельных знакомых. Несмотря на то, что Крылов не получил систематического образования, его отличала жажда знаний, любовь к чтению и исключительные способности. Благодаря самообразованию будущий знаменитый баснописец стал одним из самых просвещённых людей своего времени.
Он был весёлым человеком. Часто попадал в конфузные ситуации. Вот несколько эпизодов из жизни Крылова.
Однажды Иван Андреевич собирался отправиться во дворец. Крылов выбрит, умыт, на нём новый, только что сшитый мундир. И вдруг кто-то спохватывается:
– Иван Андреевич, а где ваша шляпа?
Весь дом кидается искать крыловскую шляпу: без неё являться во дворец никак невозможно. Высокий, дородный Крылов сидит неподвижно, наблюдая, как суетятся окружающие. Наконец, и он встаёт, чтобы присоединиться к розыскам. И тут выясняется, что Крылов…сидел на своей шляпе. Измятый блин пытаются кое-как уподобить головному убору, и Крылов спешит к императрице.
А вот другой эпизод.
Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, мать царя Александра I и царя Николая I, старалась приблизить ко двору именитых писателей. Крылова она часто приглашала в свою летнюю резиденцию – Павловск. Иван Андреевич и здесь являлся уморительным чудаком. Вот императрица выходит к обеду. Крылов приближается, чтобы поцеловать ей ручку, и вдруг…чихает на руку императрице.
Или другой конфуз.
При разводе дворцового караула императрица замечает в толпе зрителей Крылова. Она подзывает его, Крылов подходит как-то боком, переминается с ноги на ногу, норовит поскорее уйти. Что ж оказалось? Обуваясь, Иван Андреевич позабыл надеть носки. А сапоги у него дырявые – и голые пальцы торчат наружу.
Видеофильм “Памятник Крылову”.
Иван Андреевич Крылов вошёл в детское чтение как автор басен. Всего он написал более 200 басен. А что же такое басня, спросите вы?
Басня – это краткий иносказательный нравоучительный рассказ, чаще в стихах. У каждой басни есть мораль – поучительный вывод.
Всякая басня – иносказание. Говорится о животных, понимай: о людях.
Сотни строк из басен Крылова стали пословицами и поговорками. Потому что они образны, метки, выразительны и действенны. Такие как:
- Избави бог и нас от этаких судей.
- Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? - Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку.
- У сильного всегда бессильный виноват.
- А воз и ныне там.
Стихом Крылова мы не только украшаем нашу речь – “крылатыми словами” из басен мы доказываем, обосновываем своё мнение, опровергаем чужое, предупреждаем возможное возражение.
Предлагаем вашему вниманию басню “Свинья под дубом” (инсценировка)
В нашей библиотеке есть много книг с баснями Крылова. Кто заинтересовался, возьмёте почитать.
Учитель: А сейчас проверим, насколько внимательными зрителями вы были.
– Какие жанры художественных произведений были вами представлены? (Рассказ, повесть-сказка, басня).
– Чем рассказ отличается от повести?
– Чем сказочная повесть отличается от повести?
– Кто запомнил, что такое басня?
– Кто такой “начитанный человек”?
– Вот сейчас мы и проверим, какие вы начитанные.
Литературная викторина.
Мы разделимся на две команды. (Делит учитель).
Каждая команда придумывает название и выбирает капитана. Название команды должно отражать тему сегодняшней встречи: читатели, литераторы, книголюбы, фантазёры, сказочники и т.д.
1-й конкурс. “Вопросы”.
Я поочерёдно задаю вопросы каждой команде. Вы совещаетесь и отвечаете. За правильный ответ команда получает жетон. Если ответа нет или он неправильный, право ответа у другой команды.
1-а. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как её за это прозвали? (Золушка)
1-б. Назовите героиню французской сказки, которая получила своё прозвище благодаря головному убору. (Красная Шапочка)
2-а. Назовите имя героя английской народной сказки: он построил дом, придерживаясь передовых методов, а его братья по старинке и поэтому чуть не потеряли жизнь. (“Три поросёнка”, Наф-Наф)
2-б. В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? (“Алёша и братец Иванушка”. Попил из лужи – превратился в козлёнка.)
3-а. Назовите сказку итальянского писателя, где все герои – фрукты и овощи? (Джанни Родари “Приключения Чиполлино”)
3-б. Кто написал книгу про знаменитого медвежонка Винни – Пуха? (Английский писатель Алан Александр Милн)
4-а. Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)
4-б. Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай? (Буратино)
2-й конкурс. “Знатоки литературы”. Соединить автора с его произведениями. (Раздаточный материал).
Команды получают конверт, где лежат карточки с фамилиями авторов и карточки с названиями произведений. Надо соединить автора с его произведениями. За правильно выполненное задание команда получает жетон. Чья команда быстрее выполнит задание, получит дополнительный жетон.
Аркадий Петрович Гайдар.
Голубая чашка.
Горячий камень.
Судьба барабанщика.
Чук и Гек.
Тимур и его команда.
Николай Николаевич Носов.
Фантазёры.
Весёлая семейка.
Живая шляпа.
Незнайка в Солнечном городе.
Бобик в гостях у Барбоса.
Корней Иванович Чуковский.
Путаница.
Мойдодыр.
Федорино горе.
Доктор Айболит.
Муха-Цокотуха.
От двух до пяти.
Виктор Юзефович Драгунский.
Друг детства.
Шляпа гроссмейстера.
Крайний случай.
Ерунда на постном масле.
Сестра моя Ксения.
Лев Николаевич Толстой.
Акула.
Прыжок.
Два брата.
Лев и собачка.
Два товарища.
Самуил Яковлевич Маршак.
Кошкин дом.
Старуха, дверь закрой.
Двенадцать месяцев.
Сказка о глупом мышонке.
Дом, который построил Джек.
Константин Георгиевич Паустовский.
Кот-Ворюга.
Заячьи лапы.
Резиновая лодка.
Прощание с летом.
Жильцы старого дома.
Ганс Христиан Андерсен
Огниво.
Дюймовочка.
Снежная королева.
Пастух и пастушка.
Стойкий оловянный солдатик.
3-ий конкурс. “Из каких произведений взяты строчки”.
Я поочерёдно задаю вопросы каждой команде. Вы совещаетесь и отвечаете. За правильный ответ команда получает жетон. Если ответа нет или он неправильный, право ответа у другой команды.
1-а. Ай, моська! Знать она сильна,
Что лает на слона. (Крылов “Слон и моська”).
1-б. Воротился старик ко старухе:
У старухи новое корыто.
Ещё пуще старуха бранится:
“Дурачина ты, простофиля!” (Пушкин “Сказка о
рыбаке и рыбке”).
2-а. “Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее”. (Пушкин “Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях).
2-б. И заплакали блюдца:
“А не лучше ль вернуться?”
И сказали утюги:
“Мы Федоре не враги”! (Чуковский “Федорино
горе”).
3-а. Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду,
В рукава засунул руки –
Оказалось – это брюки! (С.Я.Маршак “Вот какой
рассеянный).
3-б. Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах. (Пушкин “Сказка о царе
Салтане”).
4-а. Жил был добрый царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет.
Раз царица на лугу,
На зелёном берегу
Ручейка была одна,
Горько плакала она. (Жуковский “Спящая
царевна”).
4-б. А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь. (Крылов
“Квартет”).
5-а. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…(Ф. Тютчев).
5-б. Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы. (С. Есенин “С добрым
утром”).
6-а. К нам вошёл какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. (В. Драгунский “Тайное становится явным”).
6-б. Попробовали мы сырую крупу жевать – противно. Попробовали сырой лук – горько. Масло попробовали без хлеба есть – тошно. Нашли банку из-под варенья. Ну, мы её вылизали и легли спать. Уже совсем поздно было. Наутро проснулись голодные. Мишка сразу полез за крупой, чтоб варить кашу. Я как увидел, так меня даже в дрожь бросило. (Н. Носов “Мишкина каша”).
4-й конкурс. “Собери пословицу” (Раздаточный материал).
Команды получают конверт, где лежат карточки с частями из пословиц. Из этих частей надо собрать пословицу. За правильно выполненное задание команда получает жетон. Чья команда быстрее выполнит задание, получит дополнительный жетон.
Ученье – свет,
а не ученье – тьма.
Не спеши языком,
торопись делом.
Слово не воробей:
вылетит – не поймаешь.
Повторенье –
мать ученья.
Век живи –
век учись.
Чтение –
вот лучшее учение.
Без труда
не вытащишь и рыбку из пруда.
Любишь кататься –
люби и саночки возить.
Подведение итогов. Поощрение победителей.
В конце нашей читательской конференции я хочу вам сказать: читайте больше книг. Ведь, кто много читает, тот много знает! Будьте начитанными, и с вами будет приятно общаться каждому.