Управление методической работой в школе

Разделы: Администрирование школы


В настоящей статье я хочу обратить внимание на наиболее удачные находки нашего педагогического коллектива в методической работе.

Сегодня под методической работой понимается всякая деятельность, направленная на успешную организацию учебного процесса.

Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение профессионального мастерства.

Важнейшая цель управления методической работой это:

  • Обучение кадров;
  • Создание условий для самообразования, саморазвития.

Во главу угла при организации методической работы мы ставим реальные запросы и интересы педагогов, и позитивный стиль управления:

  • У нас поощряется участие коллектива в управлении школой;
  • Сложилась культура требовательного уважения;
  • Планирование и выработка решений осуществляется коллективно;
  • Школа поддерживает оптимальные связи с внешней средой;
  • Контроль носит диагностический, аналитический, обучающий и поддерживающий характер;
  • Администрация школы постоянно видит успехи педагогов и поощряет каждого сотрудника школы за его собственные достижения и достижения его питомцев.

Работу образовательного учреждения оценивают по уровню обученности школьников. Поэтому, конечно же, в каждой школе и в нашей диагностико - аналитическая деятельность является основной составляющей управления! И здесь, непременно, следует сказать о мониторинге. Напомню, что слово “мониторинг” в переводе с латинского – тот, кто напоминает, предупреждает; в переводе с английского – осуществление контроля, слежение.

Цель мониторинга – получить информацию об уровне знаний, умений и навыков учащихся, а также информацию по другим направлениям, влияющим на обучение.

Я в своей работе использую следующие направления образовательного мониторинга:

  • Развитие личности учащихся;
  • Развитие личности учителя;
  • Управленческая деятельность;
  • Учебная деятельность.

Рассмотрим первое направление – развитие личности учащегося.

Здесь отслеживаются:

  • Нравственные ориентиры;
  • Воспитанность;
  • Познавательные интересы;
  • Общеучебные умения и навыки;
  • Интеллект, внимание, память;
  • Личностные особенности и темперамент.

Второе направление – это развитие личности учителя.

  • Особенности индивидуального стиля в управленческой деятельности;
  • Использование педагогической диагностики, способствующей успеху в учебной деятельности;
  • Уровень дифференциации и индивидуализации в обучении.

В управленческой деятельности отслеживаем:

  • Психологический климат в коллективе;
  • Диагностика уровня педагогического сотрудничества;
  • Эффективность управления.

В учебной деятельности смотрим

  • Контроль знаний, умений, навыков (тематический, рубежный, административный, итоговый);
  • Состояние обученности и обучаемости;
  • Мотивация учебной деятельности;
  • Творческая, исследовательская деятельность учащихся.

Обращаю Ваше внимание на то, что отбор основных направлений; динамика их отслеживания, оценка; разработка и принятие управленческого решения – это ведущие управленческие функции современного руководителя.

В нашей школе система управления методической работой выстраивается следующим образом.

Педагогический совет (в управлении участвуют все учителя).

Научно-методический совет (работают председатели МО).

Методические объединения учителей предметников: у нас их семь.

Группы взаимоподдержки – наставничество, консультирование.

Временные исследовательские коллективы (создаются из учителей по решению определенной проблемы, подготовка к педагогическим советам).

Малая группа (объединение учителей по интересам).

В начальной школе на протяжении многих лет работает стабильный коллектив. В коллективе царит открытый климат. Поэтому принципы моей деятельности в управлении:

  • Я прислушиваюсь к мнению учителей;
  • Спешу навстречу творческой инициативе;
  • Уважаю высокий профессионализм;
  • Поддерживаю любое начинание;
  • Ценю самостоятельность учителей;
  • Каждому учителю максимум внимания.

В настоящее время задача кропотливого приучения учителей к управлению школой в самых разнообразных проявлениях становится все более значимой. И здесь мы нашли наиболее удачный прием повышения эффективности работы – каждому – дело по душе. То, что учителю нравится и очень хорошо у него получается, взяли за основу его методической деятельности. У нас в школе:

Фучкина Надежда Михайловна – мастер своего дела. Имеет самые высокие результаты в обучении учащихся. Ее направление – урок. Отвечает за поиск, обобщение, анализ и внедрение передового педагогического опыта.

Персиянинова Елена Васильевна – руководит научно-исследовательским направлением, творческой и экспериментальной деятельностью педагога.

И здесь рядом с ней заместитель директора по науке – учитель информатики Бойнова Г.В., воспитатель ГПД и руководитель Леготеки – Коцур Т.Д.

Голомазова Валентина Васильевна – специалист консультант по работе с документацией.

Пожарицкая Валентина Ивановна – проведение интересных мероприятий в рамках внеклассной работы по предмету; работает вместе с педагогом дополнительного образования Смирновой Е.С. и учителем музыки, руководителем хора Тарховой Л.Н.

Евдокимова Вероника Николаевна – педагогическое просвещение и информационная поддержка педагогов (обеспечение необходимой методической и предметной литературой).

Повыдчикова Татьяна Михайловна – координирует работу по самообразованию (отслеживает взаимопосещение уроков, составляет график проведения открытых уроков, участие в семинарах, педагогических советах, педагогических чтениях).

Такой подход к организации методической работы в школе способствует достижению следующих результатов:

  • Рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью.
  • Положительный психолого-педагогический климат.
  • Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
  • Овладение современными методами обучения и воспитания.
  • Хорошо организованный процесс обучения и воспитания.
  • Положительная динамика качества обучения и воспитания учащихся.
  • Высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов.
  • Своевременное распространение передового педагогического опыта.
  • Материалы данной статьи представлены в презентации в приложении 1.