В настоящей статье я хочу обратить внимание на наиболее удачные находки нашего педагогического коллектива в методической работе.
Сегодня под методической работой понимается всякая деятельность, направленная на успешную организацию учебного процесса.
Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение профессионального мастерства.
Важнейшая цель управления методической работой это:
- Обучение кадров;
- Создание условий для самообразования, саморазвития.
Во главу угла при организации методической работы мы ставим реальные запросы и интересы педагогов, и позитивный стиль управления:
- У нас поощряется участие коллектива в управлении школой;
- Сложилась культура требовательного уважения;
- Планирование и выработка решений осуществляется коллективно;
- Школа поддерживает оптимальные связи с внешней средой;
- Контроль носит диагностический, аналитический, обучающий и поддерживающий характер;
- Администрация школы постоянно видит успехи педагогов и поощряет каждого сотрудника школы за его собственные достижения и достижения его питомцев.
Работу образовательного учреждения оценивают по уровню обученности школьников. Поэтому, конечно же, в каждой школе и в нашей диагностико - аналитическая деятельность является основной составляющей управления! И здесь, непременно, следует сказать о мониторинге. Напомню, что слово “мониторинг” в переводе с латинского – тот, кто напоминает, предупреждает; в переводе с английского – осуществление контроля, слежение.
Цель мониторинга – получить информацию об уровне знаний, умений и навыков учащихся, а также информацию по другим направлениям, влияющим на обучение.
Я в своей работе использую следующие направления образовательного мониторинга:
- Развитие личности учащихся;
- Развитие личности учителя;
- Управленческая деятельность;
- Учебная деятельность.
Рассмотрим первое направление – развитие личности учащегося.
Здесь отслеживаются:
- Нравственные ориентиры;
- Воспитанность;
- Познавательные интересы;
- Общеучебные умения и навыки;
- Интеллект, внимание, память;
- Личностные особенности и темперамент.
Второе направление – это развитие личности учителя.
- Особенности индивидуального стиля в управленческой деятельности;
- Использование педагогической диагностики, способствующей успеху в учебной деятельности;
- Уровень дифференциации и индивидуализации в обучении.
В управленческой деятельности отслеживаем:
- Психологический климат в коллективе;
- Диагностика уровня педагогического сотрудничества;
- Эффективность управления.
В учебной деятельности смотрим
- Контроль знаний, умений, навыков (тематический, рубежный, административный, итоговый);
- Состояние обученности и обучаемости;
- Мотивация учебной деятельности;
- Творческая, исследовательская деятельность учащихся.
Обращаю Ваше внимание на то, что отбор основных направлений; динамика их отслеживания, оценка; разработка и принятие управленческого решения – это ведущие управленческие функции современного руководителя.
В нашей школе система управления методической работой выстраивается следующим образом.
Педагогический совет (в управлении участвуют все учителя).
Научно-методический совет (работают председатели МО).
Методические объединения учителей предметников: у нас их семь.
Группы взаимоподдержки – наставничество, консультирование.
Временные исследовательские коллективы (создаются из учителей по решению определенной проблемы, подготовка к педагогическим советам).
Малая группа (объединение учителей по интересам).
В начальной школе на протяжении многих лет работает стабильный коллектив. В коллективе царит открытый климат. Поэтому принципы моей деятельности в управлении:
- Я прислушиваюсь к мнению учителей;
- Спешу навстречу творческой инициативе;
- Уважаю высокий профессионализм;
- Поддерживаю любое начинание;
- Ценю самостоятельность учителей;
- Каждому учителю максимум внимания.
В настоящее время задача кропотливого приучения учителей к управлению школой в самых разнообразных проявлениях становится все более значимой. И здесь мы нашли наиболее удачный прием повышения эффективности работы – каждому – дело по душе. То, что учителю нравится и очень хорошо у него получается, взяли за основу его методической деятельности. У нас в школе:
Фучкина Надежда Михайловна – мастер своего дела. Имеет самые высокие результаты в обучении учащихся. Ее направление – урок. Отвечает за поиск, обобщение, анализ и внедрение передового педагогического опыта.
Персиянинова Елена Васильевна – руководит научно-исследовательским направлением, творческой и экспериментальной деятельностью педагога.
И здесь рядом с ней заместитель директора по науке – учитель информатики Бойнова Г.В., воспитатель ГПД и руководитель Леготеки – Коцур Т.Д.
Голомазова Валентина Васильевна – специалист консультант по работе с документацией.
Пожарицкая Валентина Ивановна – проведение интересных мероприятий в рамках внеклассной работы по предмету; работает вместе с педагогом дополнительного образования Смирновой Е.С. и учителем музыки, руководителем хора Тарховой Л.Н.
Евдокимова Вероника Николаевна – педагогическое просвещение и информационная поддержка педагогов (обеспечение необходимой методической и предметной литературой).
Повыдчикова Татьяна Михайловна – координирует работу по самообразованию (отслеживает взаимопосещение уроков, составляет график проведения открытых уроков, участие в семинарах, педагогических советах, педагогических чтениях).
Такой подход к организации методической работы в школе способствует достижению следующих результатов:
- Рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью.
- Положительный психолого-педагогический климат.
- Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
- Овладение современными методами обучения и воспитания.
- Хорошо организованный процесс обучения и воспитания.
- Положительная динамика качества обучения и воспитания учащихся.
- Высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов.
- Своевременное распространение передового педагогического опыта.
- Материалы данной статьи представлены в презентации в приложении 1.