Цели урока:
- развитие умения подбирать однокоренные слова, сравнивать в них произношение и написание корня
- формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне
- обогащение словарного запаса учащихся
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
II. Чистописание.
1) На доске. Д д
- Дайте характеристику этому звуку.
Добро творить – себя веселить.
- Что написано на доске? (Пословица.)
- Объясни, почему так говорят?
- Какие опасные места есть в этом предложении?
- О каких своих добрых поступках ты хотел бы рассказать.
2) Самостоятельная работа в тетради.
- Запишите пословицу в тетрадь, выделите орфограммы.
III. Повторение. Закрепление знаний о предложении, о правописании корней слов.
1) Вставь пропущенные буквы. Восстанови предложения. Запиши.
Ос..нью, поз..ней, листья, с д..ревьев, оп..дают.
Ле..кий, устилает, в..терок, ими, доро..ки, л..сные.
- В какой части слова пропущены буквы?
- Объясните написание слов.
- Какие правила помогли написать слова без ошибок?
(Повторяется вывод о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково.)
IV. Словарно-орфографическая работа.
1) Замените одним словом, напишите.
- Крупный населенный пункт, в котором есть фабрики и заводы. (Город.)
- Ящичек для ручек, карандашей. (Пенал.)
- Помещение, где хранятся и выдаются для чтения книги. (Библиотека.)
- Верхняя одежда. (Пальто.)
- Коллективная поездка, посещения чего-нибудь. (Экскурсия.)
- Большая асфальтированная дорога. (Шоссе.)
- Водитель автомобиля. (Шофер.)
- Подземная железная дорога. (Метро.)
- Что обогревает землю? (Солнце.)
2) Какое слово можно собрать из рассыпанных букв? (Здравствуй.)
- Запишите его. Расскажите все об этом слове.
(Слово “здравствуй” очень старое, оно связано со словом “дерево”. Когда-то люди, произнося слово “здравствуйте”, желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево. И теперь мы, когда это слово говорим, желаем людям быть здоровыми.)
- Назови слова с непроизносимой согласной. Подбери проверочные слова.
V. Физкультминутка.
На болоте две подружки, две зеленые лягушки,
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем, друзья, физкульт-привет!
Дети сопровождают чтение стихотворения движениями.
VI. Работа по теме урока.
1) Наблюдение над произношением и написанием слов с непроизносимыми согласными.
Сердце, солнце, радостный, грустный.
- Что общего в словах? (В каждом слове есть буква, которая не произносится.)
- Как называются такие согласные? (Непроизносимые согласные.)
- Подберите проверочные слова.
- Сделайте вывод о проверке слов с непроизносимыми согласными.
2) Образуйте однокоренное слово с непроизносимым согласным звуком и напишите его. Слова должны отвечать на вопрос какой?
Учитель диктует слова: честь, доблесть, радость, счастье, известие.
- Составьте предложение с одним из слов.
VII. Выборочный диктант.
Учащиеся находят слова с непроизносимыми согласными. Перед ними пишут проверочные слова.
С горы видна вся местность. Сухой тростник шумит от ветра. Поздно вечером я гуляю с собакой. Доблестные воины охраняют нашу границу.
VIII. Итог урока.
Как проверить слова с непроизносимой согласной в корне?