Тема урока: "Правописание слов с непроизносимой согласной". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • развитие умения подбирать однокоренные слова, сравнивать в них произношение и написание корня
  • формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне
  • обогащение словарного запаса учащихся

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.

Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.

II. Чистописание.

1) На доске. Д д

- Дайте характеристику этому звуку.

Добро творить – себя веселить.

- Что написано на доске? (Пословица.)

- Объясни, почему так говорят?

- Какие опасные места есть в этом предложении?

- О каких своих добрых поступках ты хотел бы рассказать.

2) Самостоятельная работа в тетради.

- Запишите пословицу в тетрадь, выделите орфограммы.

III. Повторение. Закрепление знаний о предложении, о правописании корней слов.

1) Вставь пропущенные буквы. Восстанови предложения. Запиши.

Ос..нью, поз..ней, листья, с д..ревьев, оп..дают.

Ле..кий, устилает, в..терок, ими, доро..ки, л..сные.

- В какой части слова пропущены буквы?

- Объясните написание слов.

- Какие правила помогли написать слова без ошибок?

(Повторяется вывод о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково.)

IV. Словарно-орфографическая работа.

1) Замените одним словом, напишите.

- Крупный населенный пункт, в котором есть фабрики и заводы. (Город.)

- Ящичек для ручек, карандашей. (Пенал.)

- Помещение, где хранятся и выдаются для чтения книги. (Библиотека.)

- Верхняя одежда. (Пальто.)

- Коллективная поездка, посещения чего-нибудь. (Экскурсия.)

- Большая асфальтированная дорога. (Шоссе.)

- Водитель автомобиля. (Шофер.)

- Подземная железная дорога. (Метро.)

- Что обогревает землю? (Солнце.)

2) Какое слово можно собрать из рассыпанных букв? (Здравствуй.)

- Запишите его. Расскажите все об этом слове.

(Слово “здравствуй” очень старое, оно связано со словом “дерево”. Когда-то люди, произнося слово “здравствуйте”, желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево. И теперь мы, когда это слово говорим, желаем людям быть здоровыми.)

- Назови слова с непроизносимой согласной. Подбери проверочные слова.

V. Физкультминутка.

На болоте две подружки, две зеленые лягушки,
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем, друзья, физкульт-привет!

Дети сопровождают чтение стихотворения движениями.

VI. Работа по теме урока.

1) Наблюдение над произношением и написанием слов с непроизносимыми согласными.

Сердце, солнце, радостный, грустный.

- Что общего в словах? (В каждом слове есть буква, которая не произносится.)

- Как называются такие согласные? (Непроизносимые согласные.)

- Подберите проверочные слова.

- Сделайте вывод о проверке слов с непроизносимыми согласными.

2) Образуйте однокоренное слово с непроизносимым согласным звуком и напишите его. Слова должны отвечать на вопрос какой?

Учитель диктует слова: честь, доблесть, радость, счастье, известие.

- Составьте предложение с одним из слов.

VII. Выборочный диктант.

Учащиеся находят слова с непроизносимыми согласными. Перед ними пишут проверочные слова.

С горы видна вся местность. Сухой тростник шумит от ветра. Поздно вечером я гуляю с собакой. Доблестные воины охраняют нашу границу.

VIII. Итог урока.

Как проверить слова с непроизносимой согласной в корне?