Цели:
1). Образовательные:
а) научить учащихся различать слова с приставкой и слова с удвоенной согласной в корне.
б) развивать умения правильно писать слова с безударной гласной в приставке.
в) формировать навык правописания слов на стыке между приставкой и корнем слова.
2). Развивающие:
а) обогащать словарный запас учащихся новыми словами;
б) развивать произвольное внимание;
в) развивать память, речь, познавательный интерес;
3). Воспитательные:
а) воспитывать чувство красоты, гармонии к родному языку;
б) осуществлять связь с жизненным опытом детей с их возрастными особенностями.
Тип урока: урок изучения нового материала (постановка учебной задачи).
Форма урока: урок-дискуссия с использованием здоровьесберегающих и информационных технологий.
Ход урока
1. Организационный момент:
Учитель:
Прозвенел звонок веселый.
Всех зовет он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
Уч.: - Зажмурили крепко глазки, взлетаем! А чтобы приземлиться, ответьте быстро:
- Что движется быстрее скорости света? (мысль).
- Кто знает ответ покажите свою готовность командой: встать, правая рука вверх, сесть и громко сказать “И” три раза.
- Мы создали колебания в голове, прочистили каналы (звук “И” создает колебания в голове, очищает мозг, глаза, нос, уши).
Медитация:
- Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе”.
- Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок! Спасибо!
- Прежде чем мы запишем число и классную работу в тетрадь давайте “разогреем” наши пальчики, выполнив пальчиковую гимнастику.
(Берется веревка диаметром 4-6 мм и завязывается на ней 4-8 узлов. Подвешиваем ее вертикально. Ребенок пальцами подтягивает узе, а ладонью сжимает его (как лазанье по канату) и так двигается дальше.)
Лезет, лезет альпинист -
В этом деле он артист.
По скале и по веревке
Он наверх залезет ловко!
(учащиеся выполняют упражнения)
2. Минутка чистописания.
- Размяли наши пальчики и теперь примемся за работу. Запишите число, классная работа.
- Наш девиз не забываем и все чаще повторяем:
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Посмотрите на доску:
(на доске записаны слова: стар…сть, п… шел, н… винки, заварн…й. )
- Прочитайте слова записанные на доске.
- Назовите букву, которую мы будем писать сегодня на минутке чистописания. (“О”)
- В каких частях слова “спряталась” эта гласная?(дети говорят: в корне, в приставке, в окончании)
- Вторая буква, которую мы будем писать обозначает парный, звонкий, твердый согласный звук и находится он в корне слова в котором есть все составные части.
- Какая это буква? (“В”)
- Ребята, посмотрите на данный ряд букв. Напишите его до конца строки, вставляя гласные буквы в алфавитном порядке.
(запись на доске: В…о, В…о, В…о, и т. д. )
3. Физминутка
- Ребята, встаньте и вытяните руку в направлении ученика у которого:
- в одежде которого есть что-то красное,
- кто носит очки,
- у кого карие глаза,
- чьи волосы длиннее ваших,
- кто выше тебя,
- у кого нет часов,
- кто одет в синие джинсы и т. д.
4. Словарная работа.
Уч: - А сейчас мы решим кроссворд, который у вас у каждого на столе.
- Вы должны догадаться, о каком предмете идет речь, и записать слово под соответствующим номерами.
- Учебное помещение для занятий. (класс)
- Верхняя женская или мужская одежда. (пальто)
- Корм для лошади. (овес)
- Защитник Отечества. (солдат)
- Лиственное дерево с белым стволом. (береза)
- Красна девица сидит в темнице, а хвост на улице. (морковь)
Уч: - Ребята, если вы внимательно посмотрите на слова, то заметите “спрятавшееся” слово, которое будет подсказкой для дальнейшее работы. (состав)
- Верно. Состав чего?
- Это слово имеет несколько значений. (состав веществ, офицерский состав, состав поезда).
- У вас на столе лежит незаконченный портрет, т. е. лицо человека.
- Мы должны с вами сформировать лицо этого человека.
- Сейчас проверим сами себя, вспомним, как обозначаются части слова и как они называются, тогда лицо человека примет определенное выражение.
(запись учителем на доске, а учащиеся на заранее приготовленных листочках)
- Что такое окончание?
- Графически обозначим левый глаз.
- Что такое суффикс?
- Графически обозначим правый глаз.
- Что такое приставка?
- Обозначим нос.
- Что называем корнем слова?
- Обозначим рот.
- Кроме окончания мы будем в дальнейшем выделять еще и основу слова.
- Нарисуем челочку.
- Вот такой грамматический человек у нас получился.
- Настроение у него немного грустное получилось, но я думаю, что к концу урока он у нас заулыбается.
5. Постановка проблемного вопроса.
- Ребята, вспомните слова с удвоенной согласной “Н”.
- В какой части слова находятся эти удвоенные согласные? (в корне)
- А какая часть слова стоит перед корнем? (приставка)
- Какую орфограмму в приставках вы знаете? (безударные гласные)
- Работа в группах.
- Сейчас вы будете работать в группах.
- Мы с вами поиграем в игру “Обгонялки”.
- Вы должны отгадать слова, которые я буду загадывать. Посовещавшись в группе, вы должны записать ответ, который удовлетворил бы каждого из вас.
- На каждое слово я подготовила подсказки.
- Правильный ответ вы увидите на экране монитора. Не забудьте, что игра называется “Обгонялки”, поэтому ваша задача не только правильно дать ответ, но и быстро.
Уч:
а) В этом слове 4 слога, 10 букв, но 9 звуков, один из которых долгий М.
б) В нем спрятались единицы массы.
в) Этим словом называют раздел науки о языке.
г) Так назывался учебник, который обиделся на Петю Перестукина за то, что он не знал правила о безударных гласных. (Грамматика)
а) В этом слове 3 орфограммы.
б) В нем спрятался кросс, но слово к спорту не относится.
в) Часто этот род загадок встречается на последних страницах газет, журналов. (Кроссворд)
а) Этим именем звали красивого юношу.
б) Он был так влюблен в себя, что ни кого и ничего не замечал, а все время смотрел на свое прекрасное лицо, отраженное в воде. В наказание боги его превратили в цветок. (Нарцисс)
а) Литературный жанр, в котором описан один эпизод, одно событие из жизни героев.
б) В этом произведении мало героев, оно небольшое по объему. (Рассказ)
- Ребята, проверьте себя. Правильно ли вы нашли ответ на поставленные мною вопросы? (дети смотрят на монитор и сверяют свои ответы с правильными)
- Чья группа ответила быстрее всех?
- Чья группа ответила правильнее всех?
- А чья группа ответила правильно и быстро? (награждение лучшей группы)
- Ребята, а в какой части слова удвоенная согласная в словах, которые вы записали? (в корне)
- А в слове рассказ?
- Всегда ли удвоенные согласные находятся в корне слова?
Поиск решения.
- Определим в слове “рассказ” его части.
- Что нужно сделать, чтобы определить корень слова? (подобрать однокоренное слово)
- Значит, это – сказ-.
- Есть ли в слове “рассказ” приставка?
- Если в этом слове есть приставка, значит она встречается и в других словах.
- В каких? (расписание, распределение)
- Почему в слове “рассказ” пишется удвоенная согласная?
- Как вы думаете, это орфограмма?
- Как она называется?
- Давайте прочитаем об этом в учебнике на с. 108. (читают)
- Что значит “стык”? (место, где вплотную соединяются приставка и корень)
- Уч: – Но у меня возник вопрос при написании слова “рассориться”.
- Посмотрите на доску:
Рас + ссориться
- Бывают ли в словах утроенные согласные?
- Как поступить, чтобы “не обидеть” приставку и корень?(ответы учащихся)
- Запишите в тетрадь это слово.
6. Физминутка. Игра “Дождь в лесу”(релаксация, развитие чувства эмпатии).
(Дети становятся в круг, друг за другом – они “превращаются” в деревья в лесу. Учитель читает текст, дети выполняют действия).
“Уч: - В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни. ”
7. Первичное закрепление (работа с экологическим панно).
Уч: - Ребята, а теперь поиграем в игру “Исследователи – лингвисты”.
- Кто такие “ИССЛЕДОВАТЕЛИ” ?
- А кто такие “ЛИНГВИСТЫ” ? (заранее подготовленные учащиеся рассказывают о понятиях данных слов)
- На экологическом панно, мальчики ищут и записывают слова с удвоенной согласной в корне.
А девочки – слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.
- Чья исследовательская лаборатория работает лучше? (взаимопроверка).
8. Выражение решения.
Итог урока:
Уч: - Определите главную мысль урока.
- Совпадает ли она с теми словами, которые записаны на доске?
- Какие ключевые слова отражают тему и проблему урока? (орфограмма, приставка, корень, стык, удвоенная согласная).
- Запишем эти слова в наш словарь урока.
- А теперь вернемся к нашему грамматическому человечку.
- Если вам понравился наш урок, то человечек должен заулыбаться.
- Оцените свою работу сегодня на уроке. (дети в тетрадях рисуют знаки ! или ?)
Домашнее задание: с. 111 №5. Выставление оценок.
- Урок окончен.