Урок-ролевая игра.
Роли: (Ученикам выдаются таблички с названием их роли.)
- адвокат
- психолог
- связник
- подводящий итоги
- почемучка
- спонсоры знаний
- первооткрыватель
Цели и задачи урока:
- стремиться к осознанному освоению учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности: коллективной, групповой, парной, индивидуальной;
- регулярный контроль процесса обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи;
- максимальное использование возможностей, знаний, интересов самих учащихся с целью повышения результативности процесса образования;
- введение дидактических и организационных ролей для включения как можно большего количества учеников в управление обучением, развития умений решения конфликтных ситуаций, поиска компромиссов.
Ход урока
Обращение учителя к адвокатам: “Есть ли вопросы по домашнему заданию?”
(в любом случае предлагается для проверки и комментирования №416 из Д.З.) ПРИЛОЖЕНИЕ1(слайды №1,2,3)
К компьютеру приглашаются СПОНСОРЫ ЗНАНИЙ, которые проводят разбор домашнего задания, проговаривая формулы, поясняя свои рассуждения.
( Предварительно учителем готовятся слайды к уроку в программе PowerPoint).
ПОДВОДЯЩИЕ ИТОГИ: для выполнения Д.З. необходимо было применять формулу разности квадратов.
На доске записана тема урока: “Формулы сокращенного умножения. Квадрат суммы и разности”.
Учитель: “Обратимся к записи на доске и попытаемся аргументировано обозначить, что мы должны узнать сегодня на уроке”.
Размышления учащихся должны опираться на слова ФОРМУЛА, СОКРАЩЕННОГО (быстрого), КВАДРАТ СУММЫ, КВАДРАТ РАЗНОСТИ.
В размышлениях участвуют все ученики, но опора на СВЯЗНИКОВ- установить связь с имеющимися знаниями, ПОЧЕМУЧЕК- одну формулу мы уже знаем, что, есть еще?
На доске записаны алгебраические выражения:
- Назовите те выражения, для которых мы уже можем применять формулу сокращенного умножения. Примените к ним формулу разности квадратов.
Как же поступить с остальными формулами? СВЯЗНИКИ - можно умножить многочлены, мы же это умеем делать.
Внимание! Организуем работу в исследовательских лабораториях-парах для решения возникшей проблемы: необходимо найти формулу для быстрого, сокращенного умножения двух одинаковых многочленов.
В тетрадях запись числа, темы урока. 5 минут на исследовательскую работу.
К доске приглашаются пары исследователей для предложения и защиты своих версий. Что происходит при изменении знаков в многочленах?
Обращение к учащимся: “Кто вам показался наиболее убедительным? Кто доказательно и аргументировано представил свои исследования?”
Выслушиваются мнения детей, победителям вручается титул ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ и они приглашаются для презентации своего открытия.
(Компьютерные слайды и словесное озвучивание формулы). ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (слайд№4)
Запись в тетради формул в общем виде.
- Обратимся к учебнику стр. 90 и убедимся в правильности полученных результатов.
Где будут необходимы эти формулы? СВЯЗНИКИ, СПОНСОРЫ.
- В разложении на множители №379
- В быстрых вычислениях №374
- В представлении квадрата двучлена в виде многочлена №370
- В решении уравнений №384(1)
К доске приглашаются те, кто не участвовал в защите своих исследований.
Проверка, слово ПОДВОДЯЩИМ ИТОГИ.
- А нельзя ли установить связь формул с геометрией?
Обратимся к компьютеру (геометрический смысл формул комментируют СПОНСОРЫ ЗНАНИЙ).
Как обычно в конце урока я обращаюсь к ПСИХОЛОГУ, АДВОКАТУ с просьбой подвести итоги нашего общения:
- Кто чувствовал себя не комфортно? Чьи действия мешали нашей работе? Где мне не удалось увидеть и услышать учеников, желающих высказаться? Кого по вашему мнению необходимо оценить отметкой? Каков должен быть объем Д.З.?
Итак, на следующий урок записываем в дневник Д.З. Формулы, п.22, №371,№379.