Стертая форма дизартрии представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирования речевой системы в целом и овладения всеми элементами языка. Что, в свою очередь, отражается на формировании и развитии всей языковой личности ребенка, затрудняя его речевую коммуникацию и социальную адаптацию в обществе. Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции, взаимосвязь нарушений со стороны черепно-мозговых нервов препятствуют развитию правильного звукопроизношения, определяют разнообразие и особенности фонетических нарушений у детей со стертой формой дизартрии.
Поэтому продумывание занятий для детей со стертой формой дизартрии имеет существенное значение в коррекционно-логопедическом воздействии. И должны отличаться от структуры занятий для детей с дислалиями. При работе с детьми со стертой домой дизартрии необходимо учитывать следующие аспекты.
При овладении звукопроизношением сенсорный и моторный компоненты речи образуют единую функциональную систему, в которой слуховые и двигательные образы элементов речи находятся в тесной взаимосвязи (задания №1,2). Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков, что способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов. Выработать контроль за положением рта, нам помогают карточки (задание №3), т. к. дети со стертой формой дизартрии испытывают трудность в удержании артикуляционных укладов и слабость их ощущений.
Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных компонентов: звукопроизношения и просодики(задание №. 4) Разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию. У детей со стертой домой дизартрии нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи. Об этом важном аспекте забывают логопеды и работают лишь над исправлением звуков, а не над развитием эмоций. Задание №6 включает в себя изображения “Съедобных человечков” с разными эмоциями и выполняет при этом основную задачу- дифференциацию звуков, вызывая у детей веселый настрой на выполнение задания.
Трудность в преодолении автоматизации звуков в слогах (задание №5) опираемся на фонетическую ритмику. Ребята её очень любят, и проходит она очень весело. А совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которая свойственна детям с дизартриями. Раскованность и непринужденность, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Артикуляторные затруднения оказывают влияние на восприятие всей звуковой системы, и это свидетельствует о том, что у детей со стертой домой дизартрии имеются и недоразвитие фонематического восприятия. Их смазанная, невнятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового воспроизведения (задание №7).
Познавательные ситуации, где общение строится в ходе “игры-путешествия” тренируют у ребенка гибкость усвоения информации о языковой действительности – легкость перехода от одного термина к другому, включая его в процесс адаптации.
Задача для детей: разгадать тайну двух замков.
Цели занятия:
|
Ход занятия
1. Игра: “Повтори – не ошибись!” необходимо укрепить руки для путешествия к замкам. Упражнения для рук по развитию одновременно организованных движений:
- одновременно изменять положение кистей рук (одна сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами, ладошкой вниз);
- одновременно выбрасывать вперед кисти рук, пальцы одной сжаты в кулак. другой – указательный и большой пальцы соединены в кольцо;
- одновременно изменять положение рук (одна сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами стоит на ребре);
- одновременно изменять положение рук (одна лежит на столе распрямленными пальцами, а другая приподнята под углом 45 градусов)
2. Игра: “ Озеро”, чтобы переплыть озеро нужно сделать следующие упражнения перед зеркалом (по слуху). Артикуляционные упражнения по развитию динамической координации:
- чередуем в темпе упражнения для губ “Улыбочка – трубочка”;
- чередуем в темпе упражнения для языка “Блинчик – иголочка”;
- растянуть губы в улыбку(звук И) и проделать следующие упражнения “индюк – змейка- вкусное варенье-лошадка”;
- вытянуть губы вперед (звук О) и проделать следующие упражнения “индюк – змейка - вкусное варенье - лошадка”.
Игра “Угадай, чей замок?” Закрепление артикуляционного уклада звуков С-Ш. Появляются перед замком по три карточки.
А | |||
Б |
Производится полный разбор карточек: Что они обозначают? Чем похожи? Чем отличаются? Какие звуки получаются при этом положении губ, языка? Карточки обозначают следующее: А) губы вперед, стрелка вверх - язычок вверху, как “ложечка”, стрелка красного цвета – воздух при произнесении теплый; Б) губы в улыбке, стрелка внизу – язычок внизу, упирается в заборчик(зубы), стрелка синего цвета – воздух холодный.
4. Игра “Звонок” с таблицами: большая буква –громко, маленькая буква –тихо. Произносим звуки и помогаем (стучим) рукой по столу. Упражнения по развитию воспроизведения ритма.
5. Физминутка (фонетическая ритмика) проводится стоя с произнесением слогов (са-со-су-сы-сэ) и слогов (ша-шо-шу-ши-шэ) под музыку.
С – губы растянуты, руки у уголков рта; А – руки вверху, в стороны; О- руки вверху, прямо; У- руки вперед; Э – руки внизу, в стороны; Ы- руки у груди, толчком вперед; Ш- губы вперед, руки у рта “рупором”.
6. Игра “Съедобные мордочки” портреты из овощей и фруктов с разными эмоциями. Упражнения по освоению ритмики слова с различными комбинациями по месту ударения. Приложение №1. Мордочки человечка- груши, помидора, яблочка, лука и др.
задание включает в себя произнесение односложных слов (нос, глаз, орешки, свинушки), пар слов с гласными. находящимися в ударной и безударной позиции ( нос- носы, груша- груши), слов с различной слоговой структурой (грустный, веселый, уши, шея).
7. Игра “Найди сыр для мышки”. Сделай для мышонка вкусные желтенькие кусочки сыра,
каждый раз после произнесенного словосочетания и не забудь про дырочки. Упражнения по дифференциации интонационной структуры словосочетаний.
Капустный листок. Пушистая кошка? Шелковый шарф! Шерстяная шапка. Вкусная груша! Вишневый сироп? Соломенная шляпа. Пластмассовая машинка? Мышонок съел весь сыр! |
8. Итог занятия. Правильно произносить звуки С-Ш, тем самым поможешь себе и другим!
Мордочки человечка-груши, помидора, яблочка, лука и др. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5)