Цель урока:
- Познакомить учащихся с согласной буквой и звуком “й”. которой она отвечает.
- Уметь определять слова, отвечающие на вопрос “Какой?”, “Какая?”, “Какое?”, “Какие?”
- Учиться читать слова с й, познакомить учащихся с правилами переноса слов с буквой й.
Ход урока
1. Сообщение темы урока:
На сегодняшнем уроке мы узнаем букву “йот”. Среди звонких и сонорных “й” по правилам живет. Без нее мир огрубеет, станет серым и пустым. С буквой “й” зима белеет, лес становится густым.
2. Повторение ранее изученного материала.
Викторина.
Угадай-ка, угадай-ка,
Что прочитано уже,
Как зовется домик зайки,
На каком он этаже.
Кто нам пишет сказки в книжках.
Что поет своей малышке
Мама поздно под луной
И про то, что лес большой.
– Как называются эти произведения?
“Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу,
За работу заплачу –
Шубку новую куплю,
Шубку плисовую,
Шапку бархатную!”
(русская народная колыбельная песенка).
“Так весь день и ходили Витя с Митей, как клоуны в цирке: одна нога в красном ботинке, другая – в зеленом”. (В.Кузнец “Ботинки”)
“Я остановился на лестнице и внятно сказал:
– Никакие не сыски, никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки! Вот и все!” (В.Драгунский “Заколдованная буква”)
“Но тут и Никита спас,
Он проявил отвагу,
Сказал: “Иди спокойно в класс!”
И отогнал дворнягу”. (А.Барто “По дороге в класс”)
“Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека Мать – одна у него и Родина”. (К.Ушинский “Наше Отечество”)
а) Упражнение в чтении хором.
Читаем быстро, правильно, четко проговаривая звуки. По столбикам сверху вниз, снизу вверх, слева направо и наоборот
Слоги вынесены на доску.
Составление всевозможных слов из слогов, объяснение их лексического значения. |
б) Повторение алфавита
- Гласные звуки и букв: а,о,у,ы,и,э. ы,о,а,у,и,э. а,о,у,ы,и,э. э,о,у,а,ы,и.
Сонорные: л, м,н,р,й.
- Фонетический разбор слова “берега”
Берега – 6 букв, 6 звуков, 3 слога.
Гласные, ударные, безударные, мягкие и твердые согласные.
- Буквы – человечки.
“Одевание” букв – человечков.
Одеваем шапочки (указываем глухость – звонкость)
Одеваем башмачки (указываем мягкость – твердость)
4. Новый материал. Введение в тему.
Находим местоположение звука “й” в отгадке.
По дорожкам, по снегам,
По лесным лужайкам.
Прискакал на праздник к нам
Длинноухий … (заЙка)Ветви тихо шелестят,
Бусы яркие горят.
На дворе снежок идет,
Мы встречаем … (новыЙ год).
Послушайте следующую загадку и запомните определения, какой этот герой.
Он и добрый, он и строгий,
Бородой до глаз зарос,
Краснощекий, краснокосый,
Наш любимый … (Дед Мороз).
Характеристика звука й - согласный, непарный, всегда звонкий, непарный, всегда мягкий. Стоит в ряду сонорных:
л м н р
л м н р , но й !
5. Чтение “Азбуки” (стр.132)
а) Знакомство со словами, указывающими признак предмета.
б) Место нахождение звука й. Найти слова на стр. 132.
в) “Он не пишется нигде,
Крепко спит в своем гнезде,
Мы услышать его можем,
Если ушки насторожим”
На доске напечатать слова. Назвать слово, в котором спрятался звук й , указать его местонахождение.
Елка | зимнее |
Ясень | красная |
Яна | еловое |
Египет | соевое |
Юла |
6. Физкультминутка
Игра “Узнай птичьи голоса.
“Там, где листвою шепчет,
Птицы песенки поют,
Берендей грибочки ищет,
Тропки нас к нему ведут…”
– Как зовут лесного царя?
– Что вы услышали в его имени?
– В каком месте находится буква й в этом слове?
Послушайте и угадайте, какие птицы поют в царстве Берендея.
Звучит музыка с записью голосов птиц.
На доске вывешены таблички: сойка, скамейка, канарейка, майка, соловей, зайка, лазейка, воробей, лейка, утка, оляпка.
Буква й такая незаменимая! Вот посмотрите, сколько рек в своем скучном названии благодарны букве й!
У детей карточки с названиями рек и их протяженностью, а также с названием части света, где протекает та, или иная река.
Енисей (3800 км) – Азия
Дунай (2850 км) – Европа
Муррей (2575 км) – Австралия
Рейн (1320км) – Европа
Майн (524 км) – Европа
Государства и территории, в названии которых присутствует буква й!
Азербайджан | Ямайка | Сейшельские острова |
Бонайре | Швейцария | Бахрейн |
Гавайи | Малайзия | Китай |
Гайана | Парагвай | Брукей |
Тайвань | Понпей | Йемен |
Куквейт | Каймаковы острова | Маврикий |
Уэйк |
Работа над словами с буквой й, лексическое значение слов.
На доске вынесены слова
Йод | лицей | лицедей | разгильдяй |
Йогурт | пигмей | гений | злодей |
Секвойя | иней | изгой | водяной |
городовой | шалопай | леший | |
постовой | суховей | герой | водолей (мн.) |
градобой | верховой | водопой | водяной (мн.) |
вестовой | минтай | зверобой (многозначное) | |
китобой |
(Значение слов гений и изгой узнать в словаре)
Физминутка.
8. Работа с “Азбукой” стр.132
Чтение текста “Я, мой друг и слова”
Анализ прочитанного.
– Какие слова говорят о внешности?
– Какие слова рассказывают о характере?
Устный рассказ о себе (Дети по желанию рассказывают о себе “Какой я?”)
Устный рассказ о друге (“Какой он?”)
9. Чтение наизусть учащимися стихотворений.
– Послушайте внимательно эти стихотворения и скажите, какими были герои в каждом тексте:
Коза – хлопота.
Коза – хлопота
День – деньской занята.
Ей – травы нащипать,
Ей – на речку бежать,
Ей – козляток стеречь,
Молодых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька – лиса
Их с собой не унесла.Наш козел – стрекозел
То-то умный был:
Он и по воду ходил,
Он и кашу варил
И козляток корми.Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
– То-то хорошенький,
То-то пригоженький:
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком!
Конь.
Ходит конь по бережку, вороной по зеленому.
Он головушкой помахивает;
Черной гривушкой потряхивает;
Золотой уздой побрякивает.
Все колечушки – то бряк, бряк, бряк!
Золотые они – звяк, звяк, звяк!
Физкультминутка:
Над сугробом - синь – синь,
Под сугробом - тень.
Капли с крыши - дзинь – дзинь,
А синицы – цвинь – цвинь,
Рван кафтанчик – скинь – скинь.
Целенький надень.
А теперь послушайте рассказы великого русского писателя Л.Н.Толстого. В каждом из них герой совершает поступок. Дайте характеристику каждому. Назовите словами, какой он был. Какая она была, какие они были.
Читают рассказы трое учащихся. После чтение каждым идет характеристика героя.
- “Дед стал стар. Раз он лез на печку и не мог. Внук был в избе. Ему стало смешно. Стыдно, внук. Не то дурно, что дед стар и слаб, а то дурно, что внук млад и глуп”.
- “Несла баба ведро воды. Ведро было худо. Вода текла на землю. А бабка была рада, что нести стало легче. Пришла, сняла ведро, а воды нету”.
- “У Васи было четыре копейки. Он пришел в лавку, купил сайку, ему дали сдачу копейку. Он пошел домой. “Подайте, Христа ради”, - сказал нищий. Васе жалко было достать сайку. Он дал копейку. Потом ему стало жаль нищего. Он вернулся и отдал сайку”.
Учитель.
Вот какая важная буква й! Послушайте, какую роль она играла много - многои"ил сайку, ему дали сдачу копейку.ад и глуп"того. Веков назад.
Знакомство с выражением “Ни на йоту”. “Йота” - название буквы в греческом алфавите, означающая букву “и”. По своему начертанию она значительно меньше всех своих подруг по алфавиту и напоминает закорючку. Она же пишется иногда в виде черточки под некоторыми буквами. Пропусти ее – и изменится грамматическая форма.
Впервые слова “Ни на йоту” встречаются в греческом переводе библейского текста, где говорится, что не только текст закона не может быть изменен, но даже ни одна буква, ни одна черточка в нем. Отсюда “Ни на йоту” значило и значит: ни на самую малость!
Итог урока:
– Чему научила вас новая буква?
– Как она называется и какой звук обозначает?
– Какие новые слова узнали?
– Что особенно понравилось в уроке?
– Где же в слове прячется звук “й”? Какой он всегда?
Заучивание чистоговорки:
Ой, ой, ой, ой, ой, ой, ой, Очень холодно зимой. |
Ай,ай, ай, ай, ай, ай. Так в снежки играть давай. |
Ух, ух, ух, ух, ух, ух, Побежали во весь дух. |