Урок обучения грамоте по теме: "Строчная и заглавная буква Й. Слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с согласной буквой и звуком “й”. которой она отвечает.
  2. Уметь определять слова, отвечающие на вопрос “Какой?”, “Какая?”, “Какое?”, “Какие?”
  3. Учиться читать слова с й, познакомить учащихся с правилами переноса слов с буквой й.

Ход урока

1. Сообщение темы урока:

На сегодняшнем уроке мы узнаем букву “йот”. Среди звонких и сонорных “й” по правилам живет. Без нее мир огрубеет, станет серым и пустым. С буквой “й” зима белеет, лес становится густым.

2. Повторение ранее изученного материала.

Викторина.

Угадай-ка, угадай-ка,
Что прочитано уже,
Как зовется домик зайки,
На каком он этаже.
Кто нам пишет сказки в книжках.
Что поет своей малышке
Мама поздно под луной
И про то, что лес большой.

– Как называются эти произведения?

“Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу,
За работу заплачу –
Шубку новую куплю,
Шубку плисовую,
Шапку бархатную!”

(русская народная колыбельная песенка).

“Так весь день и ходили Витя с Митей, как клоуны в цирке: одна нога в красном ботинке, другая – в зеленом”. (В.Кузнец “Ботинки”)

“Я остановился на лестнице и внятно сказал:

– Никакие не сыски, никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки! Вот и все!” (В.Драгунский “Заколдованная буква”)

“Но тут и Никита спас,
Он проявил отвагу,
Сказал: “Иди спокойно в класс!”
И отогнал дворнягу”. (А.Барто “По дороге в класс”)

“Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека Мать – одна у него и Родина”. (К.Ушинский “Наше Отечество”)

а) Упражнение в чтении хором.

Читаем быстро, правильно, четко проговаривая звуки. По столбикам сверху вниз, снизу вверх, слева направо и наоборот

Слоги вынесены на доску.

Составление всевозможных слов из слогов, объяснение их лексического значения.

б) Повторение алфавита

  • Гласные звуки и букв: а,о,у,ы,и,э. ы,о,а,у,и,э. а,о,у,ы,и,э. э,о,у,а,ы,и.

Сонорные: л, м,н,р,й.

  • Фонетический разбор слова “берега”

Берега – 6 букв, 6 звуков, 3 слога.

Гласные, ударные, безударные, мягкие и твердые согласные.

  • Буквы – человечки.

“Одевание” букв – человечков.

Одеваем шапочки (указываем глухость – звонкость)

Одеваем башмачки (указываем мягкость – твердость)

4. Новый материал. Введение в тему.

Находим местоположение звука “й” в отгадке.

По дорожкам, по снегам,
По лесным лужайкам.
Прискакал на праздник к нам
Длинноухий … (заЙка)

Ветви тихо шелестят,
Бусы яркие горят.
На дворе снежок идет,
Мы встречаем … (новыЙ год).

Послушайте следующую загадку и запомните определения, какой этот герой.

Он и добрый, он и строгий,
Бородой до глаз зарос,
Краснощекий, краснокосый,
Наш любимый … (Дед Мороз).

Характеристика звука й - согласный, непарный, всегда звонкий, непарный, всегда мягкий. Стоит в ряду сонорных:

л м н р

л м н р , но й !

5. Чтение “Азбуки” (стр.132)

а) Знакомство со словами, указывающими признак предмета.
б) Место нахождение звука й. Найти слова на стр. 132.
в) “Он не пишется нигде,

Крепко спит в своем гнезде,

Мы услышать его можем,

Если ушки насторожим”

На доске напечатать слова. Назвать слово, в котором спрятался звук й , указать его местонахождение.

Елка зимнее
Ясень красная
Яна еловое
Египет соевое
Юла

6. Физкультминутка

Игра “Узнай птичьи голоса.

“Там, где листвою шепчет,
Птицы песенки поют,
Берендей грибочки ищет,
Тропки нас к нему ведут…”

– Как зовут лесного царя?

– Что вы услышали в его имени?

– В каком месте находится буква й в этом слове?

Послушайте и угадайте, какие птицы поют в царстве Берендея.

Звучит музыка с записью голосов птиц.

На доске вывешены таблички: сойка, скамейка, канарейка, майка, соловей, зайка, лазейка, воробей, лейка, утка, оляпка.

Буква й такая незаменимая! Вот посмотрите, сколько рек в своем скучном названии благодарны букве й!

У детей карточки с названиями рек и их протяженностью, а также с названием части света, где протекает та, или иная река.

Енисей (3800 км) – Азия

Дунай (2850 км) – Европа

Муррей (2575 км) – Австралия

Рейн (1320км) – Европа

Майн (524 км) – Европа

Государства и территории, в названии которых присутствует буква й!

Азербайджан Ямайка Сейшельские острова
Бонайре Швейцария Бахрейн
Гавайи Малайзия Китай
Гайана Парагвай Брукей
Тайвань Понпей Йемен
Куквейт Каймаковы острова Маврикий
Уэйк

Работа над словами с буквой й, лексическое значение слов.

На доске вынесены слова

Йод лицей лицедей разгильдяй
Йогурт пигмей гений злодей
Секвойя иней изгой водяной
городовой шалопай леший
постовой суховей герой водолей (мн.)
градобой верховой водопой водяной (мн.)
вестовой минтай зверобой (многозначное)
китобой

(Значение слов гений и изгой узнать в словаре)

Физминутка.

8. Работа с “Азбукой” стр.132

Чтение текста “Я, мой друг и слова”

Анализ прочитанного.

– Какие слова говорят о внешности?

– Какие слова рассказывают о характере?

Устный рассказ о себе (Дети по желанию рассказывают о себе “Какой я?”)

Устный рассказ о друге (“Какой он?”)

9. Чтение наизусть учащимися стихотворений.

– Послушайте внимательно эти стихотворения и скажите, какими были герои в каждом тексте:

Коза – хлопота.
Коза – хлопота
День – деньской занята.
Ей – травы нащипать,
Ей – на речку бежать,
Ей – козляток стеречь,
Молодых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька – лиса
Их с собой не унесла.

Наш козел – стрекозел
То-то умный был:
Он и по воду ходил,
Он и кашу варил
И козляток корми.

Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
– То-то хорошенький,
То-то пригоженький:
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком!

Конь.

Ходит конь по бережку, вороной по зеленому.
Он головушкой помахивает;
Черной гривушкой потряхивает;
Золотой уздой побрякивает.
Все колечушки – то бряк, бряк, бряк!
Золотые они – звяк, звяк, звяк!

Физкультминутка:

Над сугробом - синь – синь,
Под сугробом - тень.
Капли с крыши - дзинь – дзинь,
А синицы – цвинь – цвинь,
Рван кафтанчик – скинь – скинь.
Целенький надень.

А теперь послушайте рассказы великого русского писателя Л.Н.Толстого. В каждом из них герой совершает поступок. Дайте характеристику каждому. Назовите словами, какой он был. Какая она была, какие они были.

Читают рассказы трое учащихся. После чтение каждым идет характеристика героя.

  1. “Дед стал стар. Раз он лез на печку и не мог. Внук был в избе. Ему стало смешно. Стыдно, внук. Не то дурно, что дед стар и слаб, а то дурно, что внук млад и глуп”.
  2. “Несла баба ведро воды. Ведро было худо. Вода текла на землю. А бабка была рада, что нести стало легче. Пришла, сняла ведро, а воды нету”.
  3. “У Васи было четыре копейки. Он пришел в лавку, купил сайку, ему дали сдачу копейку. Он пошел домой. “Подайте, Христа ради”, - сказал нищий. Васе жалко было достать сайку. Он дал копейку. Потом ему стало жаль нищего. Он вернулся и отдал сайку”.

Учитель.

Вот какая важная буква й! Послушайте, какую роль она играла много - многои"ил сайку, ему дали сдачу копейку.ад и глуп"того. Веков назад.

Знакомство с выражением “Ни на йоту”. “Йота” - название буквы в греческом алфавите, означающая букву “и”. По своему начертанию она значительно меньше всех своих подруг по алфавиту и напоминает закорючку. Она же пишется иногда в виде черточки под некоторыми буквами. Пропусти ее – и изменится грамматическая форма.

Впервые слова “Ни на йоту” встречаются в греческом переводе библейского текста, где говорится, что не только текст закона не может быть изменен, но даже ни одна буква, ни одна черточка в нем. Отсюда “Ни на йоту” значило и значит: ни на самую малость!

Итог урока:

– Чему научила вас новая буква?

– Как она называется и какой звук обозначает?

– Какие новые слова узнали?

– Что особенно понравилось в уроке?

– Где же в слове прячется звук “й”? Какой он всегда?

Заучивание чистоговорки:

Ой, ой, ой, ой, ой, ой, ой,
Очень холодно зимой.
Ай,ай, ай, ай, ай, ай.
Так в снежки играть давай.
Ух, ух, ух, ух, ух, ух,
Побежали во весь дух.