СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
Уважаемые молодые учителя! Закончился один из самых важных этапов обучения в Вашей жизни. Вы получили диплом о высшем образовании. Педагогическая деятельность – Ваше будущее – одна из древнейших профессий на земле.
Учиться нелегко, Вы это знаете, и Вам предстоит обучать и воспитывать детей, завладевать их сердцами, корректировать и совершенствовать их поступки, показывать и доказывать детям: «Как правильно учить и учиться!»
С одной стороны молодой педагог осуществляет обучение и воспитание детей, с другой стороны – субъектом обучения должен быть он сам в качестве цели восприятия, обогащения и подготовки реализации своих педагогических идей, накопленных педагогами данного коллектива.
Принимая молодого учителя в свой педагогический коллектив, мы должны обучать, направлять, корректировать деятельность молодого учителя в разных аспектах его деятельности.
Многие вопросы интересуют и беспокоят молодого учителя:
- составление планов уроков;
- грамотная постановка триединой дидактической цели урока;
- координация работы учащихся;
- отслеживание качества получаемой информации на уроке учениками и рефлексия;
- учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке;
- повышение эффективности учебного процесса;
- высокое качество обучения с реальными результатами;
- и др.
Помощь молодому учителю должны оказывать все: администрация данного педагогического коллектива, методические объединения, кафедры школы, обучая, направляя, корректируя работу молодого специалиста.
Основополагаюшими задачами кафедры школы при работе с молодыми специалистами могут быть:
- работа с нормативными документами;
- разработка планов уроков;
- постановка домашнего задания;
- анализ урока;
- успехи молодого учителя;
- особенность общения с коллегами;
- методы работы с родителями;
- поведение преподавателя
- др.
Учителям кафедры математики можно предложить примерный план работы с молодым педагогом.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ МАТЕМАТИКИ С МОЛОДЫМ УЧИТЕЛЕМ
Сентябрь. Изучение нормативных документов. Работа над календарным, тематическим планированием. Требования к ведению журнала. Работа учителя по проверке тетрадей учащихся. Типы, структура уроков математики.
Октябрь. Обучение и коррекция составления планов уроков молодым учителем. Подборка дидактического материала для самостоятельных и контрольных работ по математике. Посещение уроков молодого учителя.
Ноябрь. Взаимопосещаемость уроков, анализ уроков. Наглядные пособия на уроках, оформление стендов к уроку.
Декабрь. Обмен преподавательским опытом, организация опроса учащихся на уроках математики. Посещение уроков своих коллег молодым учителем. Анализ и самоанализ уроков. Подготовка к олимпиадам. Итоги первого полугодия.
Январь. Воспитательные, образовательные и развивающие возможности уроков коллег и уроков молодого учителя. Работа с рабочих и контрольными тетрадями учащихся по выявлению типичных ошибок. Посещение уроков.
Февраль Использование идей и разработанных методик педагогической науки на уроках коллег и уроках молодого учителя. Анализ уроков. Работа с тетрадями учащихся по выявлению персональных ошибок. Дифференцированный подход в обучении.
Март. Обмен педагогическим опытом. Использование идей и методики преподавания математики опытными учителями. Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочное время.
Апрель. Межпредметные связи на уроках математики. Подготовка к итоговым контрольным работам, итоговой аттестации. Экзаменационные билеты по геометрии. Представление и защита проектов.
Май. Обучение молодого учителя вопросам проверки и анализа итоговых работ по параллелям.
Июнь. Анализ результатов экзаменов. Подведение итогов обучения молодого учителя. Перспективы работы на следующий учебный год.
Июль – август. Подбор методической литературы для обучения молодого специалиста в следующем году.
В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
Работа с нормативными документами включает в себя знакомство:
- с инструкциями;
- Уставом школы;
- приказами по режиму работы школы;
- нормативами проведения контрольных, проверочных работ, зачетов.
РАЗРАБОТКА ПЛАНОВ УРОКОВ
Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке.
Тема и цель урока по содержанию и формулировке близки, но не тождественны. Для темы урока важно «Что будет ученик сегодня узнавать и изучать?», а для цели – «Чему сможет научиться, какие знания и умения приобретет?» Поэтому в формулировке целей важны не действия учителя на уроке, а важна работа ученика по приобретению новых знаний, умений и навыков, их закреплению проверке и коррекции.
При составлении уроков учитываются тип урока и его этапы.
Типология уроков:
1. Изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Закрепление новых знаний и способов действий.
3. Комплексное применение знаний и способов действий.
4. Обобщение и систематизация знаний и способов действий.
5. Проверка, оценка и коррекция знаний и способов действий.
Этапы урока:
1. Организация начала занятий.
2. Проверка выполнения домашнего задания.
3. Подготовка к восприятию новых знаний (актуализация опорных знаний, устная работа).
4. Изучение усвоение новых знаний и способов действий.
5. Первичная проверка понимания нового материала.
6. Первичное закрепление знаний и способов действий.
7. Закрепление знаний и способов действий.
8. Обобщение и систематизация знаний.
9. Контроль и коррекция знаний.
10. Подведение итогов занятия.
11. Рефлексия.
12. Информация о домашнем задании.
Важным звеном в работе молодого учителя является анализ и самоанализ урока, который должен проводиться с краткой общей характеристикой класса, в котором проводился урок, по всем этапам конкретного урока, анализа эффективности урока, ценности, исходя из его замысла, оценкой конечного результата урока и оценкой воспитательной стороны урока.
Успехи учителя оцениваются успехами его учеников, учитель воздействует на детей своим отношением к работе. Многообразной и образованной личностью должен быть учитель, занимающийся процессами сознательного и целевого воздействия на развитие ученика на всех этапах его школьной жизни. Блестящий учитель – это тот, кто постоянно совершенствуется. Можно в своей каждодневной работе взять за основу одну из методик преподавания, использовать ее, тренироваться, выработать определенные навыки , приемы проведения уроков и создавать свою систему обучения учащихся.