Программирование в Turbo Pascal: "Грамотный ответ на умный вопрос"

Разделы: Информатика


Цели и задачи:

Изучение программирования в курсе Основы информатики и вычислительной техники является самым сложным периодом обучения в данной науке. Для детей 13,14 лет научно изложенные учебники редко привлекательны, только очень пытливые умы старательно разбирают непонятные слова, а затем уже и суть основного материала. Задачей учителя в школе стоит разработка такой методики, которая максимально упростит постижение способности программировать, что очень важно для большинства людей в современном техническом мире.

В предложенных пособиях найдена сама суть усвоения материала. Заключается она в том, что дети последовательно как бисер на нити цепляют идеи (т.е. маленькие открытия). Учитель должен научить их элементам эвристики для изучения не только информатики, но и любой другой науки. В этих учебниках цепочка последовательности знаний строится путем построения простых вопросов (а хорошие вопросы, как известно, должны содержать в себе ответ), на которые дается грамотный и доходчивый ответ.

Эти книжки направлены на самостоятельное образование, для этого

  1. в изложении теоретического материала создана иллюзия диалога;
  2. почти в каждой теме присутствует лабораторная работа, подробно описывающая действие и результат на него;
  3. задания для проверки ЗУН дифференцированы, что дает возможность проверить себя на любом уровне.

Примечание: Конечно, изучение книги с помощью учителя ускорит и упростит усвоение, т.к. указать на основные моменты, вовремя исправить или перенаправить может знающий педагог.

Краткое описание:

Первое учебное пособие по этой методике: «Программирование в Turbo Pascal. Часть 1. Правила программирования». Эта литература является дополнением к урокам и ориентирована на самостоятельное изучение и закрепление полученных знаний учащимися 9 класса. По учебному плану именно в 9 классе курс ОИВТ состоит из преподавания программирования на процедурном языке. Содержание учебника очень необычно, но крайне доходчиво.

Структура учебника:

  • Апробированная последовательность тем. В каждой теме:
  1. На четко поставленный вопрос, который задается с учетом возраста (8 – 9 классы учащихся), дается соответствующий ответ.
  2. Количество вопросов зависит от сложности темы. Вся теоретическая часть излагается именно в этом диалоге.
  3. Все слова, которые могут вызвать непонимание в вопросах и ответах, вынесены отдельно, но находятся рядом, и помещены в жирную рамку.
  4. Главное, что нужно запомнить и отложить особо в памяти, также внесено в рамку.
  5. После теоретической части следует лабораторная работа, начиная с 6 темы, т.к. ранее применение ЭВМ не требуется. В этой работе предлагается последовательность действий, которая поэтапно, подтверждая теоретическую часть, доходчиво на практике объяснит еще раз тему.
  6. Каждая тема требует контроля, для чего имеются контрольные задания.
  7. После контрольных заданий следуют аналитические вопросы, которые ставят ученика перед необходимостью еще раз обдумать тему, чтобы ответить на сложный вопрос.
  8. Тема заканчивается дополнительными заданиями, которые позволяют увидеть перспективу применения тех знаний, которые получены, а может и изучить дополнительный материал. Эти задания являются необязательными для средних учеников, но для сильных – просто необходимы.

Апробация учебника начата с декабря 2002 года на базе школы-гимназии №6 среди учеников 8 и 9-го класса как дополнение к урокам. Ученики самостоятельно изучали и применяли учебник и без помощи преподавателя. Предварительным результатом явилось твердое усвоение материала.

Второе учебное пособие по этой методике: «Программирование в Turbo Pascal. Часть 2. Средства программирования». Этот курс ориентирован разнообразить программирование использованием графики, звуков, манипулятора. В совершенствовании интерфейса программы отчеканиваются знания, накопленные в первом модуле трехтомника.

Третье учебное пособие по этой методике: «Программирование в Turbo Pascal. Часть 3. Методы программирования». Эта литература является дополнением к урокам и ориентирована на самостоятельное изучение и закрепление полученных знаний учащимися 9, 10 классов с углубленным изучением программирования. Данный курс рассматривает особо сложные темы для программирования, но изложение их максимально упрощено в соответствии с детским и подростковым мышлением.

Структура пособия:

  • Апробированная последовательность тем. В каждой теме:
  1. На четко поставленный вопрос, который задается с учетом возраста (9 – 11 классы учащихся), дается соответствующий ответ.
  2. Количество вопросов зависит от сложности темы. Вся теоретическая часть излагается именно в этом диалоге.
  3. Все слова, которые могут вызвать непонимание в вопросах и ответах, вынесены отдельно, но находятся рядом, и помещены в жирную рамку.
  4. Главное, что нужно запомнить и отложить особо в памяти, также внесено в рамку.
  5. После теоретической части следует лабораторная работа, начиная с 3 темы, т.к. ранее применение ЭВМ не требуется. В этой работе предлагается последовательность действий, которая поэтапно, подтверждая теоретическую часть, доходчиво на практике объяснит еще раз тему.
  6. Каждая тема требует контроля, для чего имеются контрольные задания.
  7. После контрольных заданий следуют аналитические вопросы, которые ставят ученика перед необходимостью еще раз обдумать тему, чтобы ответить на сложный вопрос.
  8. Тема заканчивается дополнительными заданиями, которые позволяют увидеть перспективу применения тех знаний, которые получены, а может и изучить дополнительный материал. Эти задания являются необязательными для средних учеников, но для сильных – просто необходимы.

Апробация пособия начата с сентября 2003 года на базе школы-гимназии №6 г.Семипалатинска среди учеников 9 и 10-го класса как основа в преподавании уроков информатики. Предварительным результатом явилось твердое усвоение материала.

Подробное рассмотрение некоторых модулей учебников. (Приложение1)

Главы из 1 части (Приложение2)

Главы из 2 части (Приложение3)