Цели и задачи:
Изучение программирования в курсе Основы информатики и вычислительной техники является самым сложным периодом обучения в данной науке. Для детей 13,14 лет научно изложенные учебники редко привлекательны, только очень пытливые умы старательно разбирают непонятные слова, а затем уже и суть основного материала. Задачей учителя в школе стоит разработка такой методики, которая максимально упростит постижение способности программировать, что очень важно для большинства людей в современном техническом мире.
В предложенных пособиях найдена сама суть усвоения материала. Заключается она в том, что дети последовательно как бисер на нити цепляют идеи (т.е. маленькие открытия). Учитель должен научить их элементам эвристики для изучения не только информатики, но и любой другой науки. В этих учебниках цепочка последовательности знаний строится путем построения простых вопросов (а хорошие вопросы, как известно, должны содержать в себе ответ), на которые дается грамотный и доходчивый ответ.
Эти книжки направлены на самостоятельное образование, для этого
- в изложении теоретического материала создана иллюзия диалога;
- почти в каждой теме присутствует лабораторная работа, подробно описывающая действие и результат на него;
- задания для проверки ЗУН дифференцированы, что дает возможность проверить себя на любом уровне.
Примечание: Конечно, изучение книги с помощью учителя ускорит и упростит усвоение, т.к. указать на основные моменты, вовремя исправить или перенаправить может знающий педагог.
Краткое описание:
Первое учебное пособие по этой методике: «Программирование в Turbo Pascal. Часть 1. Правила программирования». Эта литература является дополнением к урокам и ориентирована на самостоятельное изучение и закрепление полученных знаний учащимися 9 класса. По учебному плану именно в 9 классе курс ОИВТ состоит из преподавания программирования на процедурном языке. Содержание учебника очень необычно, но крайне доходчиво.
Структура учебника:
- Апробированная последовательность тем. В каждой теме:
- На четко поставленный вопрос, который задается с учетом возраста (8 – 9 классы учащихся), дается соответствующий ответ.
- Количество вопросов зависит от сложности темы. Вся теоретическая часть излагается именно в этом диалоге.
- Все слова, которые могут вызвать непонимание в вопросах и ответах, вынесены отдельно, но находятся рядом, и помещены в жирную рамку.
- Главное, что нужно запомнить и отложить особо в памяти, также внесено в рамку.
- После теоретической части следует лабораторная работа, начиная с 6 темы, т.к. ранее применение ЭВМ не требуется. В этой работе предлагается последовательность действий, которая поэтапно, подтверждая теоретическую часть, доходчиво на практике объяснит еще раз тему.
- Каждая тема требует контроля, для чего имеются контрольные задания.
- После контрольных заданий следуют аналитические вопросы, которые ставят ученика перед необходимостью еще раз обдумать тему, чтобы ответить на сложный вопрос.
- Тема заканчивается дополнительными заданиями, которые позволяют увидеть перспективу применения тех знаний, которые получены, а может и изучить дополнительный материал. Эти задания являются необязательными для средних учеников, но для сильных – просто необходимы.
Апробация учебника начата с декабря 2002 года на базе школы-гимназии №6 среди учеников 8 и 9-го класса как дополнение к урокам. Ученики самостоятельно изучали и применяли учебник и без помощи преподавателя. Предварительным результатом явилось твердое усвоение материала.
Второе учебное пособие по этой методике: «Программирование в Turbo Pascal. Часть 2. Средства программирования». Этот курс ориентирован разнообразить программирование использованием графики, звуков, манипулятора. В совершенствовании интерфейса программы отчеканиваются знания, накопленные в первом модуле трехтомника.
Третье учебное пособие по этой методике: «Программирование в Turbo Pascal. Часть 3. Методы программирования». Эта литература является дополнением к урокам и ориентирована на самостоятельное изучение и закрепление полученных знаний учащимися 9, 10 классов с углубленным изучением программирования. Данный курс рассматривает особо сложные темы для программирования, но изложение их максимально упрощено в соответствии с детским и подростковым мышлением.
Структура пособия:
- Апробированная последовательность тем. В каждой теме:
- На четко поставленный вопрос, который задается с учетом возраста (9 – 11 классы учащихся), дается соответствующий ответ.
- Количество вопросов зависит от сложности темы. Вся теоретическая часть излагается именно в этом диалоге.
- Все слова, которые могут вызвать непонимание в вопросах и ответах, вынесены отдельно, но находятся рядом, и помещены в жирную рамку.
- Главное, что нужно запомнить и отложить особо в памяти, также внесено в рамку.
- После теоретической части следует лабораторная работа, начиная с 3 темы, т.к. ранее применение ЭВМ не требуется. В этой работе предлагается последовательность действий, которая поэтапно, подтверждая теоретическую часть, доходчиво на практике объяснит еще раз тему.
- Каждая тема требует контроля, для чего имеются контрольные задания.
- После контрольных заданий следуют аналитические вопросы, которые ставят ученика перед необходимостью еще раз обдумать тему, чтобы ответить на сложный вопрос.
- Тема заканчивается дополнительными заданиями, которые позволяют увидеть перспективу применения тех знаний, которые получены, а может и изучить дополнительный материал. Эти задания являются необязательными для средних учеников, но для сильных – просто необходимы.
Апробация пособия начата с сентября 2003 года на базе школы-гимназии №6 г.Семипалатинска среди учеников 9 и 10-го класса как основа в преподавании уроков информатики. Предварительным результатом явилось твердое усвоение материала.
Подробное рассмотрение некоторых модулей учебников. (Приложение1)
Главы из 1 части (Приложение2)
Главы из 2 части (Приложение3)