Цели:
- использование интеграции в качестве средства активизации познавательной деятельности учащихся;
- совершенствование коллективных форм работы, поддержание интереса к изучаемому на уроках;
- развитие творческой фантазии, смекалки, интереса к новому.
Задачи:
- использовать компьютерные технологии в процессе обучения;
- вовлечь учащихся в активную практическую деятельность;
- учить видеть связь между математикой, русским языком, литературой;
- развивать навыки грамотного ответа, умения доказывать свою точку зрения.
Подготовка к уроку:
- учителям: приготовить карточки с заданиями, фразеологизмами; материал с ответами и оценочный лист для жюри; жетоны как дополнительное поощрение учащихся за быстроту и оригинальность ответов (при подведении итогов жетоны сдаются жюри и суммируются с баллами за правильные ответы), флажки разных цветов для каждой команды;
- учащимся: в качестве домашнего задания подготовить презентацию, «превращая» слово «литература» в «математика» или наоборот (подобранные слова либо должны соответствовать единой теме, либо быть с одинаковым количеством букв).
Эпиграф:
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
С.Маршак
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителей.
Учителя читают стихотворение:
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден,
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко!
Учитель литературы: Сегодня мы совершим необычное путешествие, во время которого вы не только покажете свои знания, смекалку, но и увидите дружбу таких школьных предметов, как русский язык, математика, литература.
Учитель математики: В путешествие отправляется 5 команд. Вас ожидает 10 остановок. На каждой остановке конкурс. За правильный ответ команде жюри начисляет баллы, а за быстроту и оригинальность вы получаете жетон.
3. «Давайте знакомиться!»
Учитель литературы: Представление команд. Фигуры на партах - символ команды. Придумать стихотворение, девиз, гимн команде. В качестве поощрения каждой команде выдается жетон.
4. Конкурсы
Остановка первая «Спрятанное слово»
Задание: На компьютере в форме презентации представлен кроссворд. Группам по очереди предлагается отгадать слова. За угаданное слово – жетон. В выделенном столбце получается слово ЧИСЛО.
Учитель математики: Главным орудием математики являются числа или цифры. Наука математика точная, поэтому с числами нужно обращаться аккуратно.
Учитель литературы: На уроках русского языка и литературы тоже используются числа. Только пишем мы их прописью. В русском языке целая часть речи посвящена числам. Какая? (Числительное)
Остановка вторая «Берись дружно, не будет скучно».
Задание: учащиеся в группах должны подобрать и записать пословицы и поговорки, в которых встречаются числительные.
Например : Один в поле не воин. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Старый друг лучше новых двух.
(Учащиеся выполняют задания на листах, которые потом отдают на проверку жюри. Время на работу в группе 2 минуты. Каждая группа называет по очереди пословицы; выигрывает команда, назвавшая последней пословицу. Дополнительный жетон получает команда, вспомнившая наибольшее количество пословиц).
Остановка третья «Агент 007»
Учитель математики Сейчас мы с вами превратимся в разведчиков и поиграем в шифровщиков. Послушайте внимательно стихотворение, в нем скрыты коды шифровки.
Учитель литературы:
Буквы-значки, как бойцы на парад,
в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
и называется все … АЛФАВИТ.
Задание : Отгадайте зашифрованное на карточке 1 слово
(время работы - 2 минуты).
Ответ- стихотворение.
Учитель математики: Часто с аналогичными заданиями мы встречаемся на уроках математики. Вам предлагается задание: каждая команда получает карточку 2, выполняет указанные в ней действия и заполняет таблицу.
(время работы - 4 минуты)
Какой результат у вас получился? (Ребус и шарады).
Остановка четвертая «Шарады и ребусы»
Учитель литературы: Слово шарада пришло к нам из французского. Это загадка, в которой загаданное слово разделено на части, представляющие собой самостоятельные слова. Шарада может быть загадана в форме иллюстрации или стихотворения. Команда, первая поднявшая флажок и давшая правильный ответ, получает жетон.
- Я приношу зубную боль,
В лице большое искаженье,
А «Ф» на «П» заменишь коль,
То превращусь я в знак сложенья (флюс-плюс) - В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс - в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете (расписание) - Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале (оценка)
Учитель математики: Ребус (из латинского) – загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв, знаков .Ребусы бывают и математические. В них необходимо разгадать спрятанные цифры. Группам предлагается разгадать ребус 1 (ответы: точка, минус, сумма) и числовые ребусы.
Команда - победитель получает жетон.
Пока жюри подводит итоги этого конкурса, командам предлагается совместно отгадать еще один ребус 2. Разгадкой является слово ФРАЗЕОЛОГИЗМ.
Остановка пятая «Коротко, но ясно!»
Учитель литературы: Дайте определение понятию фразеологизм.
Задание: Следует разгадать фразеологизмы, представленные на картинках (пример представлен в приложении). За правильный ответ жетон.
(Шаром покати, голова идет кругом, между двух огней, голова квадратная).
В отгаданных вами фразеологизмах встречались математические термины. Какие? Вот еще один известный всем фразеологизм «За тридевять земель». Подберите к нему антоним (Рукой подать). Что такое антонимы? Приведите примеры.
Учитель математики: Какое понятие аналогичное антонимам есть в математике? (Противоположные числа) Дайте определение. Назовите свойства противоположных чисел. На следующей остановке вы покажете, как умеете работать с алгебраической суммой.
Остановка шестая «Поспевай, не зевай!»
Задание: Найдите значение алгебраической суммы. Каждой команде выдается карточка3. За правильность и быстроту – жетон. (5 минут)
Остановка седьмая «Зазеркалье»
Учитель литературы: Вам предлагается шутливая игра, где в названии известных литературных произведений все слова заменили на противоположные им по смыслу. Например: «Кошачья душа» - «Собачье сердце», «Путник с ногами» - «Всадник без головы». Команда, восстановившая первой зашифрованные таким образом названия, получает жетон. (Задания на карточке 4). (Время работы-3 минуты)
Ответы:
«Пес босиком» | («Кот в сапогах») |
«Девочка – каланча» | («Мальчик с пальчик») |
«Синий платочек» | («Красная шапочка») |
«Укутанная королева» | («Голый король») |
«Белый петух» | («Черная курица») |
«Великан рот» | («Карлик нос») |
Учитель математики: Отгадайте еще одно произведение «21 стол» («12 стульев»).Записать на доске числа12 и 21 без союза. Прочитайте получившееся число слева направо и наоборот. Что вы заметили? Такие числа называются «числа-перевертыши» или палиндромы. Это понятие пришло в математику из русского языка.
Остановка восьмая «Мудрено сотворено»
Учитель литературы: Текст (слово, фраза), одинаково читающийся как слева направо, так и справа налево является палиндромом. На компьютере высвечивается фраза: А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА. Прочитайте ее наоборот. Как видите, такое встречается и в русском языке.
Задание: Подобрать подобные слова. Команда, у которой таких слов окажется больше – получает жетон.
Примеры: дед, летел, потоп, шалаш, заказ, доход; бел хлеб; гори пирог.
Учитель математики: Возьмем для примера слово ПОТОП и через Т проведем ось симметрии. Как расположены буквы относительно данной прямой? (Симметрично)
Остановка девятая «Дело мастера боится»
Учитель математики: Достройте симметрично фигуры на карточках.
(у учащихся получаются снежинки и листочки)
Учитель литературы: Ребятам, которые не заняты построением, предлагается вспомнить и продекламировать стихотворения об осени и зиме, потому что викторина проходит 30 ноября, в последний день осени.
(учащиеся, прочитавшие стихотворения, приносят своим командам дополнительные жетоны)
Остановка десятая «Презентация»
Учитель математики: Наше путешествие подходит к концу. На дом мы давали вам задание: превратить «математику» в «литературу» или наоборот, и представить свои решения в виде презентаций. Мы предлагаем лучшие из них. (Просмотр презентаций).
5. Подведение итогов, награждение победителей.