1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее положение о профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников разработано в соответствии с действующими законодательными актами: Трудовой Кодекс на состояния 6.02.2006, Закон РФ “Об образовании” от 22.08.2004. Положение о порядке и условиях профессиональной подготовки специалистов, утвержденного Приказом Минобразования России от 6.09.2000 №2571, Федеральным Законом РФ от 10.04.2000 № 51- ФЗ “Об утверждении Федеральной программы развития образования”, Уставом МДОУ “Детский сад комбинированного вида №75” от 5.06.2006, приказ № 355, Коллективным договором от 15.11.2005.
1.2. Положение распространяется на перечень должностей и специальностей утвержденного работодателем по согласованию с первичной профсоюзной организацией работников (см. приложение № 1).
1.3. Руководитель образовательного учреждения проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования.
1.4. Работникам, совмещающим работу с обучением создаются необходимые условия (ученический отпуск, обучение без отрыва и с отрывом от производства и другие условия, определенные Трудовым Кодексом, Коллективным договором.
1.5. Подготовка новых работников – это первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых в учреждение и ранее не имевших профессии.
1.6. Переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий, высвобождаемыми работниками, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности Учреждения.
1.7. Обучение работников вторым (смежным) профессиям организуется в целях расширения профессиональных перспектив.
1.8. Обязанность работника проходить профессиональную подготовку фиксируется в трудовом договоре и входит в круг должностных обязанностей.
1.9. При отсутствии обязательного прохождения курсовой подготовки руководитель Учреждения вправе применить дисциплинарное взыскание за нежелание и ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
2. СРОКИ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОХОЖДЕНИЯ РАБОТНИКАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
2.1. Целью повышения квалификации специалистов является обновление их теоретических и практических знаний в соответствии с требованиями государственных стандартов.
2.2. Повышение квалификации проводится по мере необходимости. Периодичность устанавливается руководителем Учреждения: профессиональное обучение руководящих работников и заместителей осуществляется не реже одного раза в 3 года; для воспитателей и специалистов- не реже одного раза в 5 лет; для младших воспитателей- не реже одного раза в 3 года.
2.3. Необходимость профессионального обучения обусловлена:
- Наступлениями очередного срока прохождения работником профессионального обучения, установленного трудовым договором, локальными нормативными актами руководителя;
- Поступлением впервые на работу к данному работодателю;
- Инициативой руководителя данного работника;
- Инициативой самого работника;
- Предстоящим перемещением на другую работу или перемещением его на другое рабочее место;
- Обеспечением возможности поддерживать уровень квалификации работника, необходимый для успешного выполнения должностных обязанностей;
- Сокращением численности штата работников;
- Несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе.
3. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ
3.1. Повышение квалификации включает следующие виды обучения: первый уровень - в дошкольном образовательном учреждении, второй уровень - муниципальный, третий уровень - в учреждениях дополнительного образования.
3.2. На первом уровне проводится диагностика личностных и профессиональных трудностей. Самостоятельное повышение образовательного уровня педагогических кадров и младшего обслуживающего персонала.
- Подготовка работников проводится в форме индивидуального трудового обучения. При индивидуальном обучении к каждому обучаемому прикрепляется инструктор, назначаемый из числа квалифицированных рабочих специалистов;
- Инструктор обучает приемам и методам правильного выполнения конкретных операций и видов работы, правилам эксплуатации и использования оборудования;
- Задача инструктора – помочь работнику приобрести необходимые для данной профессии или специальности навыки;
- Обучение проводится в соответствии с программой обучения на отдельном рабочем месте в реальных производственных условиях;
- Теоретическую часть курса обучающиеся осваивают самостоятельно, консультируясь с инструктором или членами администрации;
- Индивидуальное обучение применяется при подготовке младших воспитателей, машиниста по стирке белья, кухонного рабочего;
- Проверку знаний проводят члены аттестационной комиссии в форме собеседования, тестирования и др
3.3. Кратковременные курсы переподготовки и повышения квалификации могут быть организованы в Учреждении.
3.4. Организация стажировки на рабочем месте, практическая подготовка персонала.
3.5. Ознакомление сотрудников с новыми нормативно-правовыми документами, теоретическими материалами.
3.6. Стажировка на участке будущей новой работы, выполнение отдельных поручений и заданий.
3.7. Участие в исследованиях, разработка современных образовательных технологий, разработка специальных проектов, подготовка публикаций для печати На втором, муниципальном уровне организуется следующая работа:
3.8. Краткосрочное менее 72 часов тематическое обучение по вопросам конкретной темы, по актуальным проблемам современного образования.
3.9. Теоретические и проблемные семинары от 72-100 часов.
3.10. Организуются экспериментальные площадки на базе ДОУ.
3.11. Проведение мастер-классов по профессиям, разработка методических рекомендаций, участие в научно-практических конференциях, семинарах и других формах методической работы.
На третьем уровне непрерывного образования работники дошкольных учреждений повышают свою квалификацию в объеме свыше 100 часов.
На всех уровнях повышения квалификации выдаются документы, подтверждающие прохождение курсов повышения квалификации.
4. ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
4.1. Профессиональное обучение осуществляется в форме обучения без отрыва от производства на I уровне; с частичным отрывом от производства на I и II уровне; с отрывом от производства на III уровне.
4.2. Формы специальной подготовки согласованы с первичной профсоюзной организацией.
5. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ РАБОТНИКАМ
5.1. Работникам, проходящим профессиональное обучение, руководитель (работодатель) предоставляет гарантии и компенсации предусмотренные Трудовым Кодексом.
5.2. Руководитель вправе устанавливать компенсации работникам, совмещающим работу с курсами повышения квалификации в пределах фонда оплаты труда до 20 – 30% от оклада 2 разряда ЕТС.
5.3. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые. Выбранная специальность и организационно-правовая форма учебного заведения значения для предоставления гарантии и компенсаций не имеют.
5.4. Работникам, успешно обучающимся по разным формам обучения, руководитель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
6. ВОЗМЕЩЕНИЕ ЗАТРАТ, СВЯЗАННЫХ С ОБУЧЕНИЕМ РАБОТНИКА
6.1. Руководитель Учреждения имеет право заключить с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации ученический договор на переобучение без отрыва от производства.
6.2. Ученический договор является дополнительным к Трудовому договору.
6.3. Работник обязан проработать в Учреждении определенный срок в соответствии с полученной профессией (младший обслуживающий персонал – до 1 года; специалисты – до 3-х лет). При условии фиксированности этой обязанности в ученическом, Трудовом договорах.
6.4. В случае, если работник по окончании обучения без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору не приступает к работе, он по письменному требованию работодателя компенсирует денежные затраты, понесенные и выплаченные работодателем в связи с обучением из внебюджетного фонда.
6.5. Трудовой договор между работодателем и работником после обучения заключается сроком до 5-ти лет.
6.6. В случае увольнения работника, прошедшего обучение за счет средств работодателя из вне бюджетного фонда до истечении срока, работодатель вправе предъявить работнику исковое заявление о выплате затраченных сумм.
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7.1. Действие данного Положения распространяется на всех сотрудников Учреждения.
7.2. При приеме на работу работодатель знакомит с содержанием Положения вновь принимаемого сотрудника.
7.3. В Положение могут заключаться дополнительные пункты, не противоречащие действующему законодательству и иным нормативно правовым актам.
7.4. Настоящее положение вступает в силу со дня подписания руководителем при согласовании с представительным органом работников - первичной профессиональной организацией.