Урок литературного чтения во 2-м классе по теме: "Образ ветра через язык литературы, живописи и музыки"

Разделы: Начальная школа


Цель: работа над пониманием художественного образа как целостного итогового впечатления (сравнения образов ветра, созданных языком поэзии, живописи и музыки).

Задачи:

  • сопоставить образы ветра у двух поэтов М. Исаковского и А. Пушкина;
  • выявить его характер, настроение, качества;
  • рассмотреть репродукции картин А. Рылова и И. Левитана;
  • сделать сравнительный анализ;
  • определить какие музыкальные инструменты могут создать впечатление
    «ветра», его образ;
  • выполнить самостоятельно практическую работу над созданием своего представления образа ветра;
  • воспитывать любовь и интерес к природе;
  • развивать эстетические чувства.

Оборудование:

  1. Репродукции картин А. Рылова «Зеленый шум»; И. Левитана «Свежий ветер. Волга»,
  2. учебник "Литературное чтение" В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова,
  3. фонограмма А. Вивальди «Времена года».

Ход урока:

I. Организационный момент

П. Повторение изученного.

К. Бальмонт

«Ветер» (отрывок)

Ветер, ветер, ветер, ветер,
Что ты в ветках всё шумишь?
Вольный ветер, ветер, ветер,
Пред тобой дрожит камыш.

Ветер, ветер, ветер, ветер,
Что ты душу мне томишь?
То вздыхаешь, полусонный,
И спешишь скорей заснуть.

Чуть уснул - и, пробуждённый,
Ты готов опять вспорхнуть.
Стой! Куда, неугомонный?
Вечно - прямо, снова - в путь!

- Давайте осторожно откроем книгу, чтобы не разбудить уснувшее
дитя и не вспугнуть его нянек.

- Напомним себе «Колыбельную песню» А. Майкова.

- Чтение 1-го учащегося.

- Вспомним: Кого мать пригласила быть няньками у малыша?

- Почему именно таких?

- Какой образ ветра предстал перед нами? (Молодой, нежный,

ласковый, заботливый)?

III. Сообщение темы и цели.

- Скажите, только ли нежным, ласковым, заботливым может быть ветер?

- Каким он ещё может быть?

- Вот о таком разном, непредсказуемом образе ветра мы и продолжим наш разговор. Мы прочтём, как «видят» ветер другие поэты, как представляют его себе художники и как эта тема звучит в музыке.

- Ну и опробуем свои силы в рисовании образа ветра.

IV. Новый материал.

- Послушайте, каким видит ветер М. Исаковский (чтение учителя):

Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых.
И расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.

- Были ли в тексте какие-то непонятные слова? (Может кто-то сможет объяснить?) - Выберите из стихотворения слова, с помощью которых мы «видим»
ветер.

На доске (слова-олицетворения из стихотворения):

осторожно вышел;
постучал в окошко;
пробежал по крыше;
поиграл ветками;
пожурил воробьев;
расправил крылья;
полетел куда-то.

- Каждое словосочетание несёт в себе какое-то движение, звук.

- Найти слова, помогающие услышать звук.

- Слова, помогающие «увидеть» движение предметов.

- Благодаря чему происходит движение предметов?

- Какие движения у ветра - резкие, порывистые или наоборот? (тихие, осторожные) - подтвердить текстом.

- Что происходит в конце с ветром?

- Как говорит об этом автор? (Он вырывается на свободу, как птица из
клетки, расправив крылья).

- Давайте составим полный образ (подобрать подходящие прилагательные
из предложенных):

На доске:

молодой любопытный

мощный свободный любознательный

независимый смелый

общительный

Объяснить почему:

молодой
любопытный
общительный
любознательный

- Это образ ветра у Михаила Исаковского.

- А теперь послушаем, как А. С. Пушкин описывает свой ветер:

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного!

- Из какого произведения отрывок?

- Каким здесь мы видим ветер?

- Найти в тексте слова, помогающие нам «увидеть» ветер.

- Какие действия совершает ветер?

Гоняет стаи туч

Волнует синее море

------------------> на доске

- Давайте составим образ этого ветра. Выбрать из прилагательных на доске:

мощный
свободный
независимый
смелый

- Объяснить, почему?

- Чем отличаются образы ветра у поэтов?

Физическая минутка.

Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.

V. Работа с репродукциями.

Михаил Исаковский увидел ветер молодым, задорным, любопытным, неопытным.

А. Пушкин же наоборот: это уже не молодой юнец, но ещё и не седовласый старец, а полный сил и действий мужчина (богатырь) - не боится никого, кроме Бога одного.

- Могут ли живописцы создать образ ветра?

- Чтобы убедиться в этом, рассмотрим репродукции картин Аркадия  Рылова и Исаака Левитана (учебник стр. 102 + репродукция на доске).

<Рисунок 1>, <Рисунок 2>

- Рассмотрите репродукции и скажите, удачно ли художники назвали свои
картины?

- Вы действительно видите ветер?

- Как же изображает ветер Аркадий Рылов?

- А Исаак Левитан?

- Давайте не будем торопиться, а внимательно рассмотрим каждую репродукцию.

Я вхожу в картину:

- Вижу что? (Какие краски?) - яркие, летние, живые, насыщенные.

- Движение ветра как показал художник? (Деревья - покачиваются,
наклонены).

- Слышу (Какие звуки?) - ветер доносит шелест листвы, плеск воды.

- Ощущаю (Какие запахи?) - цветов, листвы, воды.

- Пробую (Какой вкус?) - как - будто....

- Трогаю (Какое всё на ощупь?..)

- Чувствую (Какой ветер?) - сильный или нет, несёт жар или прохладу.

- А теперь обратимся к картине Исаака Левитанаю.

- Как художник передал порыв ветра? (Рябь на воде, отклоняет дым пароходов, гонит облака по небу).

Входим в картину:

- Видим что и в каких красках? (Пароход, маленькую лодку, баржу).

- Баржа - несамоходное грузовое судно, перемещаемое буксиром или толчками.

- Слышим, какие звуки? (Гудок парохода, плеск воды о борт...)

- Ощущаем, какие запахи?

- Чувствуем, какой ветер?

- Сравните литературные образы с образами стихий, созданными живописцами.

- Можно ли сказать, что художники очеловечили море, реку, небо, ветер?

- Использовали олицетворения как в стихах? (Нет, так сказать нельзя.
Художники создали совершенно реальные образы).

VI. Практическая работа.

- А теперь попробуйте изобразить свой образ ветра.

- Помните, что ветер может быть разным: и лёгким, нежным ветерком и сильным, порывистым ураганом.

- А чтобы вам легче было представить, прослушайте музыкальные композиции Антонио Вивальди «Времена года» (или П. И. Чайковского «Времена года») и вы обязательно услышите свой ветер.

VII. Итог урока.

- Выставка детских работ.

- О чём говорили на уроке?

- Образ чего пытались представить?

- Вы представили свои образы на бумаге в рисунках, а я попыталась выразить это словами. Послушайте:

Такая неподвластная стихия,
Стремительно врывается в окно,
И в тот же миг исчезнет словно мысль,
Как будто здесь и не было её.

Стремительно промчится по пустыне,
Поднимет в воздух волны из песка
И окунётся в зелень, словно в воду,
Оставив в небе брызги из дождя.
И снова всё затихнет и умолкнет,
Как будто здесь и не было её.
(Автор Солонко О. А.)