Цель: Привлечь внимание учащихся к выразительности пропорций и движений фигуры.
Задачи:
1. Научить учащихся понимать и видеть красоту движений человека.
2. Развивать пространственные, координационные представления учащихся.
3. Воспитывать эстетическую культуру учащихся.
Тип: комбинированный.
Методы: наглядный, словесный, проблемный, поисковый, метод самостоятельной работы.
Зрительный ряд:
Куросы, коры, «Ника Самофракийская», «Дискобол» (Поликлет), изображение античных бегунов (вазопись). Скульптуры эллинизма. Спортсмены в изображении А. Дейнеки, Б. Тальберга и др.
Задание:
Изображение фигуры в движении. Составление композиции «Спортивная игра» (баскетбол, футбол, волейбол и пр.).
Материалы:
Гуашь – черного цвета, кисть, ножницы, клей.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Теоретическая часть.
Вводная беседа начинается с определения понятия статики (покоя) и динамики (движения). Из зрительного ряда отбираются работы, наиболее точно передающие эти состояния. Рассматривая и сравнивая репродукции, выясняем следующее: фигуре человека свойственна большая подвижность, даже когда он находится в покое, в статической позе, в той или иной степени появляются элементы движения. Так в фигуре стоящего человека можно заметить смещение частей тела относительно друг друга, поскольку они непроизвольно стремятся занять наиболее удобное положение для сохранения общей устойчивости фигуры. Это утверждение следует каждому проверить на себе, чтобы почувствовать и понять, как меняется положение плечевого пояса и тазового относительно друг друга при опоре на одну ногу, при наклоне вперёд, в стороны.
Однако особенно выраженный характер динамики человеческое тело приобретает при активных движениях – ходьбе, беге, занятиях спортом. При обсуждении работ зрительного ряда следует отметить наличие общих закономерностей движения людей, а также выделить ряд отдельных фаз, типичных для того или иного вида движения.
При беге или прыжке тело человека может находиться в состоянии не равновесия, бывает на какой-то миг лишено опоры.
Для большей выразительности учащиеся должны выбрать такие положения тела и моменты движения, когда наиболее полно ощущается динамика - ее кульминационные моменты.
Использование музыкального ряда.
Музыкальные отрезки короткие, с различной эмоциональной окраской. Учащиеся работают в группах
Упражнение №1:
Составить движение фигур так, чтобы оно выражало характер прозвучавшего произведения (вальса, марша, игровой и т.д.). Работа выполняется в виде одноцветной аппликации наклейками.
Упражнение №2:
Составить активное движение, привлекая пару своих одноклассников (девочку и мальчика), с которых можно было бы сделать наброски.
В теоретической части – беседе обращается внимание на возможности перекрытия фигуры фигурой и их ритмической связи при изображении фигур в едином действии. При показе работ зрительного ряда обращается внимание также и на то, что в спортивных играх присутствует еще один, ранее не обсуждавшийся вид движения – прыжок.
Движение фигур может быть усилено динамичными композициями. Взгляд (при рассматривании) перебегает с одного места на другое. Художники давно заметили особенность: изображение кажется движущимся, если его части воссоздают не один какой-то момент движения, а последовательные его формы.
Обсуждая работы художников, следует обратить внимание на то, что фигуры никогда не располагаются на одной линии (в спортивной игре) – кто-то находится ближе к зрителю, кто-то дальше, фигура перекрывает фигуру. Все это создает естественность происходящего, жизненности.
III. Практическая часть. Происходит выбор темы будущей композиции. Применяется метод коллективных работ.
Следует еще раз уточнить, что в каждом виде спорта есть наиболее типичные позы, движения, которые повторяются, на эти особенности прежде всего и следует обращать внимание, их отбирают для композиции. Главное, на что обращают внимание, - взаимодействие фигур между собой, пропорциональное отношение, выстраивание ритмических связей.
Работа выполняется в виде аппликации.
IV. Итог урока. Готовые работы вывешиваются на специально отведенное место и обсуждаются.
Обсуждение общей работы.
Кому не понравился урок – 1 хлопок.
Нормально – 2 хлопка.
Понравился – бурные аплодисменты.