ЦЕЛИ:
- Сформировать у учащихся образы разных жителей Московского государства.
- Развить уважительное, заинтересованное отношение учащихся к опыту и жизни наших предков, которые потратили много времени и сил на обустройство России.
- Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности через исторические примеры.
ХОД УРОКА
I. ОРГМОМЕНТ
Нам приятно видеть столько гостей на уроке. Повернитесь и поприветствуйте их. Теперь повернитесь и улыбнитесь друг другу. Садитесь. Начинаем наш урок. Как всегда на протяжении урока идёт самооценка работы группы. Проверьте меня, всем ли я положила листы самооценки.
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Сегодня мы продолжим путешествие по Реке Времени и познакомимся с “Землей и людьми Московского государства (слайд 1).
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Для начала вспомним, с каких исторических событий начались времена Московского государства? (Заслушать по 1 мини-сообщению об Андрее Рублеве, Сергии Радонежском, Дмитрии Донском, Иване III). Выступления сопровождаются демонстрацией слайдов и изображением исторических деятелей.
Что нового вы узнали об А. Рублеве? С. Радонежском? Дмитрии Донском? Иване III? Сейчас мы заслушаем ваши сообщения? А кто ещё хочет по этому поводу сказать? Что объединяет этих людей?
IV. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ (Беседа)
Учитель: - А теперь давайте перенесёмся на 500 лет назад, во времена когда о чудесах современных и слыхом не слыхали. (Слайд: крестьянская изба (внутри)).
Рассмотрите избу, её убранство. На стене развесили лапти, пучки сушёных трав. Вместо электрических лампочек использовали горящие щепочки - лучины. Много места занимала печь, которая отапливала избу и служила для приготовления пищи.
Жилось людям трудно, но они не унывали. Если избу строить, то не просто так,
Слайд: изба снаружи.
а чтобы любо-дорого было: крышу коньком украсить, окна - наличниками резными. Ведь изба символ семейного очага, основательности, прочности. Если работа трудная, то с песней её делами, да такой, что заслушаться можно!
V. ПОДГОТОВКА К ГРУППОЙ РАБОТЕ
А мудрость человеческую предки наши превыше всего ценили и сохранили её в поговорках да пословицах.
VI. ГРУППАЯ РАБОТА (4 группы)
До наших дней дошли пословицы, появившиеся во времена Московского государства. Вы должны составить из слов пословицы и объяснить их смысл.
/ группа: Молодец против овец, а против молодца и сам овца.
2 группа: Мал золотник, да дорог
(Небольшой по величине, но ценный по своим качествам).
3 группа: Не всяк умён, кто в красное наряжён.
(Встречают по одёжке, а провожают по уму).
4 группа: Криво дерево, да яблоки сладки.
Проверка и дополнение желающих.
В: Что можно сказать о людях по их делам? (ответы детей). Слайд-вывод:
“Люди Московского государства славились своим трудолюбием, мастерством и мудростью”.
VII. РАСШИРЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
- А что за люди тогда жили?
Слайд.
Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю каждой группе заняться поиском. На столах у вас лежат изображения разных категорий жителей государства.
VIII. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. УРОК 11, с. 10-12,14
Откройте учебник на стр. 10-12 и найдите в тексте сведения о них и подготовьте маленькое сообщение.
IX. ПРОВЕРКА.
(Заслушивается выступление 1 представителя, другим предлагается дополнить. По ходу выступления демонстрируются слайды и на доске появляются понятия:
крестьяне бояре дворяне стрельцы |
карточка карточка карточка карточка |
|
СЛОВАРНАЯ РАБОТА служилые люди |
||
Вопрос: Какие категории граждан населяли Московское государство?
X. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Давайте определим отличие этих слоев населения (выступления детей).
ВЫВОД: Тяжелее всех жилось крестьянам, они кроме подати (налога) государю, отдавали часть урожая своим господам.
XI. БЕСЕДА О ГОРОДАХ
Мы сказали, что бояре и дворяне предпочитали жить в городах. Давайте вспомним:
Что такое город?
А как же выглядели города Московского государства?
XII. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. С. 12
Чтение авторского текста 1 учеником. Слайд города.
XIII. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
О какой особенности городов в период Московского государства вы узнали?
О каком замечательном научном изобретении прочитали? Кому оно принадлежит.
Слайд: И.Фёдоров и страница Апостола
(Пришло из Германии. Гутенберг. Первая типография в России в 1553 г., а в 1563 в Москве типография - Печатный двор.)
XIV. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
- Подумайте, какое значение имело для жителей Московского государства начало книгопечатания? (Заслушать учащихся).
ВЫВОД: Огромное значение. Книги стали дешевле. Открылись школы, монастырские библиотеки.
XV. ИТОГ УРОКА
Мы сегодня узнали много нового и интересного о жителях Московского государства. И в заключении давайте с вами разгадаем кроссворд.
Рабочая тетрадь с. 19, № 34.
XVI. САМООЦЕНКА
Я довольна вами. Но это слово ещё ни о чём не говорит. Дайте самооценку работы своей группы.
XVII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С помощью книг узнайте дополнительно о труде и отдыхе крестьян, горожан, дворян и бояр. Где мы можем взять эти книги? (Демонстрация книг). ВР.т. с. 19, №35, 37.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ РАБОТЫ ГРУППЫ (Приложение)