Использование компьютерной презентации на уроках истории в начальной школе

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  1. Сформировать у учащихся образы разных жителей Московского государства.
  2. Развить уважительное, заинтересованное отношение учащихся к опыту и жизни наших предков, которые потратили много времени и сил на обустройство России.
  3. Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности через исторические примеры.

ХОД УРОКА

I. ОРГМОМЕНТ

Нам приятно видеть столько гостей на уроке. Повернитесь и поприветствуйте их. Теперь повернитесь и улыбнитесь друг другу. Садитесь. Начинаем наш урок. Как всегда на протяжении урока идёт самооценка работы группы. Проверьте меня, всем ли я положила листы самооценки.

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Сегодня мы продолжим путешествие по Реке Времени и познакомимся с “Землей и людьми Московского государства (слайд 1).

Презентация

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Для начала вспомним, с каких исторических событий начались времена Московского государства? (Заслушать по 1 мини-сообщению об Андрее Рублеве, Сергии Радонежском, Дмитрии Донском, Иване III). Выступления сопровождаются демонстрацией слайдов и изображением исторических деятелей.

Что нового вы узнали об А. Рублеве? С. Радонежском? Дмитрии Донском? Иване III? Сейчас мы заслушаем ваши сообщения? А кто ещё хочет по этому поводу сказать? Что объединяет этих людей?

IV. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ (Беседа)

Учитель: - А теперь давайте перенесёмся на 500 лет назад, во времена когда о чудесах современных и слыхом не слыхали. (Слайд: крестьянская изба (внутри)).

Рассмотрите избу, её убранство. На стене развесили лапти, пучки сушёных трав. Вместо электрических лампочек использовали горящие щепочки - лучины. Много места занимала печь, которая отапливала избу и служила для приготовления пищи.

Жилось людям трудно, но они не унывали. Если избу строить, то не просто так,

Слайд: изба снаружи.

а чтобы любо-дорого было: крышу коньком украсить, окна - наличниками резными. Ведь изба символ семейного очага, основательности, прочности. Если работа трудная, то с песней её делами, да такой, что заслушаться можно!

V. ПОДГОТОВКА К ГРУППОЙ РАБОТЕ

А мудрость человеческую предки наши превыше всего ценили и сохранили её в поговорках да пословицах.

VI. ГРУППАЯ РАБОТА (4 группы)

До наших дней дошли пословицы, появившиеся во времена Московского государства. Вы должны составить из слов пословицы и объяснить их смысл.

/ группа: Молодец против овец, а против молодца и сам овца.

2 группа: Мал золотник, да дорог

(Небольшой по величине, но ценный по своим качествам).

3 группа: Не всяк умён, кто в красное наряжён.

(Встречают по одёжке, а провожают по уму).

4 группа: Криво дерево, да яблоки сладки.

Проверка и дополнение желающих.

В: Что можно сказать о людях по их делам? (ответы детей). Слайд-вывод:

“Люди Московского государства славились своим трудолюбием, мастерством и мудростью”.

VII. РАСШИРЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

- А что за люди тогда жили?

Слайд.

Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю каждой группе заняться поиском. На столах у вас лежат изображения разных категорий жителей государства.

VIII. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. УРОК 11, с. 10-12,14

Откройте учебник на стр. 10-12 и найдите в тексте сведения о них и подготовьте маленькое сообщение.

IX. ПРОВЕРКА.

(Заслушивается выступление 1 представителя, другим предлагается дополнить. По ходу выступления демонстрируются слайды и на доске появляются понятия:

крестьяне
бояре
дворяне
стрельцы
карточка
карточка
карточка
карточка
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
служилые люди

Вопрос: Какие категории граждан населяли Московское государство?

X. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Давайте определим отличие этих слоев населения (выступления детей).

ВЫВОД: Тяжелее всех жилось крестьянам, они кроме подати (налога) государю, отдавали часть урожая своим господам.

XI. БЕСЕДА О ГОРОДАХ

Мы сказали, что бояре и дворяне предпочитали жить в городах. Давайте вспомним:

Что такое город?

А как же выглядели города Московского государства?

XII. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. С. 12

Чтение авторского текста 1 учеником. Слайд города.

XIII. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

О какой особенности городов в период Московского государства вы узнали?

О каком замечательном научном изобретении прочитали? Кому оно принадлежит.

Слайд: И.Фёдоров и страница Апостола

(Пришло из Германии. Гутенберг. Первая типография в России в 1553 г., а в 1563 в Москве типография - Печатный двор.)

XIV. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

- Подумайте, какое значение имело для жителей Московского государства начало книгопечатания? (Заслушать учащихся).

ВЫВОД: Огромное значение. Книги стали дешевле. Открылись школы, монастырские библиотеки.

XV. ИТОГ УРОКА

Мы сегодня узнали много нового и интересного о жителях Московского государства. И в заключении давайте с вами разгадаем кроссворд.

Рабочая тетрадь с. 19, № 34.

XVI. САМООЦЕНКА

Я довольна вами. Но это слово ещё ни о чём не говорит. Дайте самооценку работы своей группы.

XVII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

С помощью книг узнайте дополнительно о труде и отдыхе крестьян, горожан, дворян и бояр. Где мы можем взять эти книги? (Демонстрация книг). ВР.т. с. 19, №35, 37.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ РАБОТЫ ГРУППЫ (Приложение)