Применение компьютерной техники в начальной школе ведет к созданию новьк технологий, а именно информационных. Учитель начальных классов может использовать компьютер в качестве эффективного средства обучения и воспитания младших школьников в ежедневной педагогической практике.
При применении новых информационных технологий в рамках урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории.
К сожалению, для учителей начальной школы в школьных, районных медиатеках практически не имеются ЦОРы по всем учебным дисциплинам. Мною разработан электронный материал по предмету “Мы и окружающий мир”, который является хорошим подспорьем к работе педагога при подготовке и проведении занятий. Одним из уроков я хочу поделиться.
Цели урока:
- образовательная: формирование и классификация понятий “живая природа”, “животные”;
- развивающая: развитие у учащихся наблюдательности, умения делать выводы;
- воспитательная: воспитание интереса к предмету “Мы и окружающий мир” через применение на уроке ИКТ.
Тип урока: введение новых знаний.
Используемое программное обеспечение: учебник по предмету “Мы и окружающий мир” Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова (1 класс, система Л.В.Занкова); CD “Презентация урока по теме “Живая природа. Животные”.
Ход урока
№ | Этапы учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. | Организационный момент. | Учитель приветствует учащихся,
проверяет готовность к работе. Психологический настрой класса на работу. |
Ученики приветствуют учителя. |
II. | Актуализация знаний. | Учитель предлагает учащимся выполнить задание по учебнику стр. 20. | Работа по учебнику: определить объекты природы, разделить их на две группы. |
Определение темы и цели урока. Учитель предлагает обратиться к экрану и назвать объекты живой природы (слайд 1), определить тему урока с опорой на слайд 2. | Ученики определяют объекты живой природы, называют отличительные признаки живой природы, определяют тему урока. | ||
III. | Формирование новых понятий и способов деятельности. | Учитель предлагает многообразный мир природы разделить на 4 группы, как сделали это ученые с опорой на слайды 3–6. | При помощи учителя учащиеся с опорой на слайды выделяют 4 царства природы. |
Осознание нового материала | Слайд 7. Составление таблицы классификации природы. | Ученики под руководством учителя составляют таблицу классификации живой природы. | |
Музыкальная пауза (слайды 8, 9. 10) – “Альбом. Животные хабаровского края” (слайд 8 – щелчок после слов “разбудил сыновей золотые мечты”, щелчок после слов “отражает облака”; слайды 9, 10 просматриваются под мелодию без слов) | Учащиеся смотрят альбом, отдыхают. | ||
Заставка. “Тема урока” (слайд 11). Учитель предлагает обратиться к учебнику стр. 21. | Ученики работают по странице учебника. Тема “Животные”. | ||
Когнитивная физкультминутка. | Слайд 12. Учитель проводит игру “Найди лишнего” (среда: обитания животных). | Ученики в ходе игры показывают движением рук летает предмет или не летает. | |
Осознание нового материала | Слайды 14–20. “Классификация
животных”.
Учитель ставит проблемный вопрос: как отличить насекомых от пауков? Далее идет работа с опорой на слайд 18 |
Ученики с опорой на иллюстрации вспоминают классификацию животных, называют к какому виду относятся данные животные, их внешние признаки. Ученики, сравнивая представителей класса насекомых и пауков, делают соответствующие выводы. | |
Двигательно-речевая физкультминутка. | Учитель предлагает провести ее своим помощникам. | Учащиеся проводят физкультминутку с веселыми стихами и движениями. | |
VI. | Формирование умений, навыков. | Учитель формирует 5 грунн учащихся по уровню их развития и предлагает выполнить тесты. Тест “Моллюски” выполняет группа детей с высоким уровнем развития. | Учащиеся выполняют тестирование в группах (на парте у каждой группы тест) |
Проверка тестов идет через компьютер. Слайды 23–27. | Учащиеся сравнивают свои ответы с данными компьютера | ||
Игра “Так, да не так”. Учитель предлагает поиграть. Цель: проверка знаний детей о внешнем виде животных. | Ученики дают ответы светофорами: “так” – зеленый цвет, “не так” –красный. | ||
V. | Практическое применение знаний | Учитель предлагает, пользуясь иллюстрациями, с опорой на полученные знания составить таблицу классификации животных (слайд 28), проговорить классификацию живой природы (слайд 29, 30). | Учащиеся восстанавливают таблицу по слайду 29, делают вывод о классификации живой природы по слайду 30. |
VI | Обобщение знаний Итог урока |
Учитель подводит итог урока (слайд 31), качественно оценивает работу учеников. | Ученики проводят рефлексию комфортности на уроке. |
Методические рекомендации к уроку
План урока
- Орг. момент
- Психологический настрой класса.
- Актуализация знаний
- Определение темы, цели урока
- Введение новых знаний
- Осознание новых знаний
- Музыкальная пауза (альбом “Животные Хабаровского края”)
- Работа по учебнику
- Игра “Найди лишнего” – когнитивная физкультминутка
- Осознание нового материала
- Двигательно-речевая физкультминутка
- Проверка усвоения знаний (тесты - работа в группах)
- Игра “Так да не так”
- Практическое применение знаний
- Обобщение знаний
- Подведение итога урока
Психологический настрой класса.
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.
Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несёт любовь. Вы чувствуйте, как звёздочка увеличилась. Направьте к ней лучик, который несёт мир. Чувствуете, звездочка стала еще больше,'Направьте лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Направьте к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку.
Теперь звёздочка стала большой, как солнце. Поделитесь этим солнцем друг с другом. Пусть оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны).
Пусть в течение всего урока оно помогает вам!
Музыкальная пауза.
Рассвет. (Е. Максимова) /обр. Морозов/
Край далекий с лесами да сопками,
С поздней жалобой птиц – это ты
Разбудил голосами высокими
Сыновей золотые мечты.
Над Амуром заря разлила свет.
Над Амуром тайга – ей конца нед.
Широка наша река
Отражает облака.
Отражает облака.
Игра “Найди лишнего”.
Цель: закрепление знаний о среде обитания животных.
Ход игры. Разделить животных на группы по среде их обитания: наземная, воздушная, водная.
1 группа: бабочка на цветке, вторая бабочка, пчелка.
2 группа: слоненок, собака с котенком, котята, гусеница в яблоке.
3 группа: осьминог.
Осознание нового материала.
Работа по слайдам 14–20. Дети называют отличительные признаки каждого класса животных. Млекопитающие покрыты шерстью, кормят детенышей молоком; птицы покрыты перьями; пресмыкающиеся при движении соприкасаются с землей; моллюски (раковина, одна нога); рыбы покрыты чешуей, имеют плавники; насекомые имеют крылья, 3 пары конечностей; паукообразные имеют 4 пары конечностей.
Двигателъно-речевая физкультминутка.
Мы отправились в поход (Ходьба на месте)
Посмотреть, кто как живет. (Руки в сторону)
На пути у нас берлога (Наклоны вперед (2 раза))
Это дом не носорога. (Наклоны влево-вправо(2 раза))
Косолапый там живет. (Движение, имитирующее ходьбу медведя)
Лапу он зимой сосет. (Движение, имитирующее ходьбу медведя)
Вот навстречу нам хозяин (Ходьба крадущегося зверя)
В полосатой шубке. (Наклоны влево-вправо)
Он не любит шутки. (Наклоны влево-вправо)
Много встретили зверей, (Ходьба на месте)
насекомых, птиц, и змей. (Ходьба на месте)
Перепрыгнули овраг, (Наклоны вперед (2 раза))
В сопки мы карабкались. (Потянуться в верх)
И пришли мы вновь домой. (Ходьба на месте)
Вот такой наш край родной! (Руки в сторону)
На этапе формирования умений и навыков учащиеся работают в группах.
Класс делится на 5 групп (1 группа – дети с высоким уровнем способностей). Каждая группа решает свой тест. 1 группа – насекомые, звери; 2 группа-пауки, птицы; 3 группа-земноводные, морские; 4 группа – пресмыкающиеся, рыбы; 5 группа – моллюски. Дети должны правильно распределить животных по группам. Проверка по слайдам 23–27. После проверки по слайдам дети дают оценку своей деятельности.
Игра “Так, да не так”
Цель: проследить умение различать животных по внешним признакам: сказочное – настоящее.
Ход игры. Разделить животных на две группы по их внешним признакам.
Сказочные: конь, медвежата, бегемот, крокодил.
Настоящие: змея, котенок, рыбка.