Урок по теме: "Живая природа. Животные" с применением компьютерной техники

Разделы: Начальная школа


Применение компьютерной техники в начальной школе ведет к созданию новьк технологий, а именно информационных. Учитель начальных классов может использовать компьютер в качестве эффективного средства обучения и воспитания младших школьников в ежедневной педагогической практике.

При применении новых информационных технологий в рамках урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории.

К сожалению, для учителей начальной школы в школьных, районных медиатеках практически не имеются ЦОРы по всем учебным дисциплинам. Мною разработан электронный материал по предмету “Мы и окружающий мир”, который является хорошим подспорьем к работе педагога при подготовке и проведении занятий. Одним из уроков я хочу поделиться.

Цели урока:

  • образовательная: формирование и классификация понятий “живая природа”, “животные”;
  • развивающая: развитие у учащихся наблюдательности, умения делать выводы;
  • воспитательная: воспитание интереса к предмету “Мы и окружающий мир” через применение на уроке ИКТ.

Тип урока: введение новых знаний.

Используемое программное обеспечение: учебник по предмету “Мы и окружающий мир” Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова (1 класс, система Л.В.Занкова); CD “Презентация урока по теме “Живая природа. Животные”.

Приложение 1

Ход урока

Этапы учебного занятия Деятельность учителя Деятельность ученика
I. Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к работе.

Психологический настрой класса на работу.

Ученики приветствуют учителя.
II. Актуализация знаний. Учитель предлагает учащимся выполнить задание по учебнику стр. 20. Работа по учебнику: определить объекты природы, разделить их на две группы.
    Определение темы и цели урока. Учитель предлагает обратиться к экрану и назвать объекты живой природы (слайд 1), определить тему урока с опорой на слайд 2. Ученики определяют объекты живой природы, называют отличительные признаки живой природы, определяют тему урока.
III. Формирование новых понятий и способов деятельности. Учитель предлагает многообразный мир природы разделить на 4 группы, как сделали это ученые с опорой на слайды 3–6. При помощи учителя учащиеся с опорой на слайды выделяют 4 царства природы.
  Осознание нового материала Слайд 7. Составление таблицы классификации природы. Ученики под руководством учителя составляют таблицу классификации живой природы.
    Музыкальная пауза (слайды 8, 9. 10) – “Альбом. Животные хабаровского края” (слайд 8 – щелчок после слов “разбудил сыновей золотые мечты”, щелчок после слов “отражает облака”; слайды 9, 10 просматриваются под мелодию без слов) Учащиеся смотрят альбом, отдыхают.
    Заставка. “Тема урока” (слайд 11). Учитель предлагает обратиться к учебнику стр. 21. Ученики работают по странице учебника. Тема “Животные”.
  Когнитивная физкультминутка. Слайд 12. Учитель проводит игру “Найди лишнего” (среда: обитания животных). Ученики в ходе игры показывают движением рук летает предмет или не летает.
  Осознание нового материала Слайды 14–20. “Классификация животных”.

 

Учитель ставит проблемный вопрос: как отличить насекомых от пауков? Далее идет работа с опорой на слайд 18

Ученики с опорой на иллюстрации вспоминают классификацию животных, называют к какому виду относятся данные животные, их внешние признаки. Ученики, сравнивая представителей класса насекомых и пауков, делают соответствующие выводы.
  Двигательно-речевая физкультминутка. Учитель предлагает провести ее своим помощникам. Учащиеся проводят физкультминутку с веселыми стихами и движениями.
VI. Формирование умений, навыков. Учитель формирует 5 грунн учащихся по уровню их развития и предлагает выполнить тесты. Тест “Моллюски” выполняет группа детей с высоким уровнем развития. Учащиеся выполняют тестирование в группах (на парте у каждой группы тест)
    Проверка тестов идет через компьютер. Слайды 23–27. Учащиеся сравнивают свои ответы с данными компьютера
    Игра “Так, да не так”. Учитель предлагает поиграть. Цель: проверка знаний детей о внешнем виде животных. Ученики дают ответы светофорами: “так” – зеленый цвет, “не так” –красный.
V. Практическое применение знаний Учитель предлагает, пользуясь иллюстрациями, с опорой на полученные знания составить таблицу классификации животных (слайд 28), проговорить классификацию живой природы (слайд 29, 30). Учащиеся восстанавливают таблицу по слайду 29, делают вывод о классификации живой природы по слайду 30.
VI Обобщение знаний

Итог урока

Учитель подводит итог урока (слайд 31), качественно оценивает работу учеников. Ученики проводят рефлексию комфортности на уроке.

Методические рекомендации к уроку

План урока

  1. Орг. момент
  2. Психологический настрой класса.
  3. Актуализация знаний
  4. Определение темы, цели урока
  5. Введение новых знаний
  6. Осознание новых знаний
  7. Музыкальная пауза (альбом “Животные Хабаровского края”)
  8. Работа по учебнику
  9. Игра “Найди лишнего” – когнитивная физкультминутка
  10. Осознание нового материала
  11. Двигательно-речевая физкультминутка
  12. Проверка усвоения знаний (тесты - работа в группах)
  13. Игра “Так да не так”
  14. Практическое применение знаний
  15. Обобщение знаний
  16. Подведение итога урока

Психологический настрой класса.

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.

Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несёт любовь. Вы чувствуйте, как звёздочка увеличилась. Направьте к ней лучик, который несёт мир. Чувствуете, звездочка стала еще больше,'Направьте лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Направьте к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку.

Теперь звёздочка стала большой, как солнце. Поделитесь этим солнцем друг с другом. Пусть оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны).

Пусть в течение всего урока оно помогает вам!

Музыкальная пауза.

Рассвет. (Е. Максимова) /обр. Морозов/

Край далекий с лесами да сопками,

С поздней жалобой птиц – это ты

Разбудил голосами высокими

Сыновей золотые мечты.

Над Амуром заря разлила свет.

Над Амуром тайга – ей конца нед.

Широка наша река

Отражает облака.

Отражает облака.

Игра “Найди лишнего”.

Цель: закрепление знаний о среде обитания животных.

Ход игры. Разделить животных на группы по среде их обитания: наземная, воздушная, водная.

1 группа: бабочка на цветке, вторая бабочка, пчелка.

2 группа: слоненок, собака с котенком, котята, гусеница в яблоке.

3 группа: осьминог.

Осознание нового материала.

Работа по слайдам 14–20. Дети называют отличительные признаки каждого класса животных. Млекопитающие покрыты шерстью, кормят детенышей молоком; птицы покрыты перьями; пресмыкающиеся при движении соприкасаются с землей; моллюски (раковина, одна нога); рыбы покрыты чешуей, имеют плавники; насекомые имеют крылья, 3 пары конечностей; паукообразные имеют 4 пары конечностей.

Двигателъно-речевая физкультминутка.

Мы отправились в поход (Ходьба на месте)

Посмотреть, кто как живет. (Руки в сторону)

На пути у нас берлога (Наклоны вперед (2 раза))

Это дом не носорога. (Наклоны влево-вправо(2 раза))

Косолапый там живет. (Движение, имитирующее ходьбу медведя)

Лапу он зимой сосет. (Движение, имитирующее ходьбу медведя)

Вот навстречу нам хозяин (Ходьба крадущегося зверя)

В полосатой шубке. (Наклоны влево-вправо)

Он не любит шутки. (Наклоны влево-вправо)

Много встретили зверей, (Ходьба на месте)

насекомых, птиц, и змей. (Ходьба на месте)

Перепрыгнули овраг, (Наклоны вперед (2 раза))

В сопки мы карабкались. (Потянуться в верх)

И пришли мы вновь домой. (Ходьба на месте)

Вот такой наш край родной! (Руки в сторону)

На этапе формирования умений и навыков учащиеся работают в группах.

Класс делится на 5 групп (1 группа – дети с высоким уровнем способностей). Каждая группа решает свой тест. 1 группа – насекомые, звери; 2 группа-пауки, птицы; 3 группа-земноводные, морские; 4 группа – пресмыкающиеся, рыбы; 5 группа – моллюски. Дети должны правильно распределить животных по группам. Проверка по слайдам 23–27. После проверки по слайдам дети дают оценку своей деятельности.

Игра “Так, да не так”

Цель: проследить умение различать животных по внешним признакам: сказочное – настоящее.

Ход игры. Разделить животных на две группы по их внешним признакам.

Сказочные: конь, медвежата, бегемот, крокодил.

Настоящие: змея, котенок, рыбка.