Цели:
1. Прививать любовь к литературе и изобразительному искусству.
2. Формировать навык выразительного чтения.
3. Развивать и обогащать навык грамотной устной речи через дополнительные информационные источники.
4. Познакомить учащихся с произведениями великих художников.
Оборудование:
Учебники, акварельные краски, кисти, вода, заготовки альбомных листов; словари, репродукции картин И.Шишкина “На севере диком”, “Рожь”, “Сосновый бор”; карточки с заданиями, карточки со значением слов; демонстрационные книги А.С.Пушкина, плакат с иллюстрациями сказок А.С.Пушкина; учебник ИЗО; иллюстрации к изучаемому произведению; алгоритм акварельного иллюстрирования, маски настроения; музыкальное сопровождение; портрет поэта;
Ход урока
I часть
1. Организационный момент.
Прочитайге строки, напечатанные на отдельных листочках.
Ничто лее светлейте солнечного сияния,
Ничто ясе сладчайше книжного писания.
Солнечный бо свет вселенную осиявает,
Книжное же писание душу просвещает.Савватий
– Кому принадлежат эти строки? (Савватию.) Савватий был справщиком значит, очень образованным и уважаемым человеком.
– О чем говорят эти строки? (Его строки говорят о том, как солнце освещает землю, так и книги но огораживают душу человека).
– Что значит благородный?
(Высоконравственный, самоотверженно – честный и открытый)
– Кто хотел бы чтоб про него сказали: “Благородный человек”?
– Что для этого нужно?
(Просвещаться литературой)
2. Проверка домашнего задания.
– О чем говорили на прошлом уроке? (О красоте природы в произведении М.Ю. Лермонтова “Утёс”.)
– Кто помнит строки эпиграфа прошлого урока?
– Чтение хором:
“Заставить noлюбить природу нельзя, но помочь полюбить можно”. (Сладков Н.И.)
Высказывание Сладкова Николая Ивановича я считаю ключом к любому произведению. Ведь природа – это то, что нас окружает и живое и неживое. Если вы полюбите природу, значит можете стать благородным.
– Какое было домашнее задание?
(Наизусть стихотворение “Утёс”) опрос 2–3 учащихся.
– О чем по стихотворение?
(Это стихотворение о том, что в местах исключительного холода тоже произpacmaюm растения и им возможно, снятся жаркие места.)
– Кто изобразил сон сосны? (Рисунки учащихся вывешиваются на доску.)
– Какими словами М.Ю. Лермонтов нарисовал данную картину? (Вывешивается репродукция картины И.Шишкина “На севере диком”, зачитывают учащиеся первый столбик стиха М.Ю. Лермонтова. Сравнивают.) М.Ю. Лермонтов словесно нарисовал, а И.Шишкин красками. И.Шишкина вдохновили строки первого столбика стиха “Утёс”.
– Как вы считаете, имела бы место на нашем уроке репродукция картины “На севере диком”, если бы Лермонтов не написал стихотворение “Утёс”? (Нет). Нет, значит читать полезно, можно и художником стать.
– Какие картины И. Шишкина вы помните? (“Сосновый бор”, “Рожь”, “Утро в сосновом бору”.)
– Прочитайте чему посвящены все его картины, (чтение учащихся заранее напечатанного текста из учебника по изобразительному искусству).
…Все они посвящены изображению родной природы и написаны так выразительно и талантливо, что мы ощущаем сё величие, красоту и вместе с художником любуемся просторами полем, лугов, исполинами деревьями и мощью сказочно загадочных дремучих лесов. Мастерство этого живописца неизменно вызывает чувство восхищения. |
– Вызывает ли восхищение у вас эта картина? (Ответы учащихся.)
– Вы хотели бы стать художниками?
3. Рабoma над новым материалом.
Работа по группам (см. приложение).
(Выставляется литература и иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина)
1. Биографию какого поэта вы прочитали? (Приложение № 1)
2. Стихи какого поэта вы прочитали? (Вывешивается портрет А.С.Пушкина, приложение № 2).
3. Определитe название стихотворения по ключевым словам (приложение № 3);
(происходит обобщение ранее полученных знаний учащихся о биографии А.С.Пушкина)
– Счастливую ли жизнь прожил А.С.Пушкин? (Ответы – мнения учащихся.) Его преследовало правительство, был убит в молодом возрасте, но Пушкин – выдающийся пол.
Чтение высказывания И.И.Пущина – друга А.С.Пушкина:
“Характеристическая черта гения Пушкина – разнообразие”.
– Чтение цепочкой.
“Творчество Пушкина удивительно многообразно. Поэт с одинаковой свободой владел всеми литературными жанрами. Это результат не только его редкой художественной одаренности, пытливого ума, неутомимого в постижении истины, но не исключительного богатства его личности”. |
– Что послужило развитием его богатой души? (Чтение, общение с няней в детстве.)
– 3 группа oпpeдeлилa название стиха, значит читать мы будем на уроке произведение “Зимняя дорога”.
Звучит музыка. Чтение стиха. (См. приложение № 4) Расставление пауз в тексте.
– Выбери маску. (См. приложение № 5)
– Какое настроение передаёт поэт?
– С помощью каких слов вы это почувствовали?
(Печальные поляны, льет печально свет луна, дорога зимняя скучная, колокольчик утомительно гремит)
4. Работа со словарём.
– Встретились ли непонятные слова?
Ямщик – кучер (крестьянин), для почтовой передачи на своих лошадях.
Ямской – в старину, когда ездили бесплатно – подмога. Промысел езды по большим тортам вообще по найму.
Ямская – часть города, улица, где поселены ямщики, обязанные, гонять почту.
Верста – русская мера длины равная 1 км 60 см.
5. Чтение стихотворения учащимися.
– Кого переводили на этой тройке лошадей? (Пушкина) Зачитать.
– Значит стихотворение написано от чьего лица? (От лица автора, от имени Пушкина; от первого лица.)
– Подбери синонимы к слову “пробирается” луна. (Проглядывается, виднеется)
– Расставьте иллюстрации последовательно, докажите строками из стиха. (См. приложение № 6)
– Какую картину словами нарисовал А.С.Пушкин? Что вы представляете?
II часть
– Мы приступаем к иллюстрированию произведения, но подумайте, какие строки мы не сможем передать кистью, это слышал только поэт, когда ехал. (Колокольчик гремит, песни ямщика)
– Иллюстрацию выполним в миниатюре – это не большой рисунок в красках или произведение искусства малой формы.
– Определите последовательность наших действий.
Алгоритм акварельного иллюстрирования на основе словесного рисования
Выдели эпизоды
Озвучь словами текста
Изобрази дальний план
Изобрази передний
Добавь необходимые детали
– Что должно присутствовать на вашей иллюстрации с точки зрения изобразительного искусства. (Тень, растяжка цвета, блик.)
Последовательное изображение с помощью объяснений учителя.
III часть
Чтение хором.
“Книга – вот лучшее учение” (А.С.Пушкин)
“Книгa – это великое чудо изо всех чудес, сотворенных человеком”. (М. Горький)