Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства по теме: «А.С. Пушкин. "Зимняя дорога"»

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Прививать любовь к литературе и изобразительному искусству.

2. Формировать навык выразительного чтения.

3. Развивать и обогащать навык грамотной устной речи через дополнительные информационные источники.

4. Познакомить учащихся с произведениями великих художников.

Оборудование:

Учебники, акварельные краски, кисти, вода, заготовки альбомных листов; словари, репродукции картин И.Шишкина “На севере диком”, “Рожь”, “Сосновый бор”; карточки с заданиями, карточки со значением слов; демонстрационные книги А.С.Пушкина, плакат с иллюстрациями сказок А.С.Пушкина; учебник ИЗО; иллюстрации к изучаемому произведению; алгоритм акварельного иллюстрирования, маски настроения; музыкальное сопровождение; портрет поэта;

Ход урока

I часть

1. Организационный момент.

Прочитайге строки, напечатанные на отдельных листочках.

Ничто лее светлейте солнечного сияния,
Ничто ясе сладчайше книжного писания.
Солнечный бо свет вселенную осиявает,
Книжное же писание душу просвещает.

Савватий

– Кому принадлежат эти строки? (Савватию.) Савватий был справщиком значит, очень образованным и уважаемым человеком.

– О чем говорят эти строки? (Его строки говорят о том, как солнце освещает землю, так и книги но огораживают душу человека).

– Что значит благородный?

(Высоконравственный, самоотверженно – честный и открытый)

– Кто хотел бы чтоб про него сказали: “Благородный человек”?

– Что для этого нужно?

(Просвещаться литературой)

2. Проверка домашнего задания.

– О чем говорили на прошлом уроке? (О красоте природы в произведении М.Ю. Лермонтова “Утёс”.)

– Кто помнит строки эпиграфа прошлого урока?

– Чтение хором:

“Заставить noлюбить природу нельзя, но помочь полюбить можно”. (Сладков Н.И.)

Высказывание Сладкова Николая Ивановича я считаю ключом к любому произведению. Ведь природа – это то, что нас окружает и живое и неживое. Если вы полюбите природу, значит можете стать благородным.

– Какое было домашнее задание?

(Наизусть стихотворение “Утёс”) опрос 2–3 учащихся.

– О чем по стихотворение?

(Это стихотворение о том, что в местах исключительного холода тоже произpacmaюm растения и им возможно, снятся жаркие места.)

– Кто изобразил сон сосны? (Рисунки учащихся вывешиваются на доску.)

– Какими словами М.Ю. Лермонтов нарисовал данную картину? (Вывешивается репродукция картины И.Шишкина “На севере диком”, зачитывают учащиеся первый столбик стиха М.Ю. Лермонтова. Сравнивают.) М.Ю. Лермонтов словесно нарисовал, а И.Шишкин красками. И.Шишкина вдохновили строки первого столбика стиха “Утёс”.

– Как вы считаете, имела бы место на нашем уроке репродукция картины “На севере диком”, если бы Лермонтов не написал стихотворение “Утёс”? (Нет). Нет, значит читать полезно, можно и художником стать.

– Какие картины И. Шишкина вы помните? (“Сосновый бор”, “Рожь”, “Утро в сосновом бору”.)

– Прочитайте чему посвящены все его картины, (чтение учащихся заранее напечатанного текста из учебника по изобразительному искусству).

…Все они посвящены изображению родной природы и написаны так выразительно и талантливо, что мы ощущаем сё величие, красоту и вместе с художником любуемся просторами полем, лугов, исполинами деревьями и мощью сказочно загадочных дремучих лесов. Мастерство этого живописца неизменно вызывает чувство восхищения.

– Вызывает ли восхищение у вас эта картина? (Ответы учащихся.)

– Вы хотели бы стать художниками?

3. Рабoma над новым материалом.

Работа по группам (см. приложение).

(Выставляется литература и иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина)

1. Биографию какого поэта вы прочитали? (Приложение № 1)

2. Стихи какого поэта вы прочитали? (Вывешивается портрет А.С.Пушкина, приложение № 2).

3. Определитe название стихотворения по ключевым словам (приложение № 3);

(происходит обобщение ранее полученных знаний учащихся о биографии А.С.Пушкина)

– Счастливую ли жизнь прожил А.С.Пушкин? (Ответы – мнения учащихся.) Его преследовало правительство, был убит в молодом возрасте, но Пушкин – выдающийся пол.

Чтение высказывания И.И.Пущина – друга А.С.Пушкина:

“Характеристическая черта гения Пушкина – разнообразие”.

– Чтение цепочкой.

“Творчество Пушкина удивительно многообразно. Поэт с одинаковой свободой владел всеми литературными жанрами. Это результат не только его редкой художественной одаренности, пытливого ума, неутомимого в постижении истины, но не исключительного богатства его личности”.

– Что послужило развитием его богатой души? (Чтение, общение с няней в детстве.)

– 3 группа oпpeдeлилa название стиха, значит читать мы будем на уроке произведение “Зимняя дорога”.

Звучит музыка. Чтение стиха. (См. приложение № 4) Расставление пауз в тексте.

– Выбери маску. (См. приложение № 5)

– Какое настроение передаёт поэт?

– С помощью каких слов вы это почувствовали?

(Печальные поляны, льет печально свет луна, дорога зимняя скучная, колокольчик утомительно гремит)

4. Работа со словарём.

– Встретились ли непонятные слова?

Ямщик – кучер (крестьянин), для почтовой передачи на своих лошадях.

Ямской – в старину, когда ездили бесплатно – подмога. Промысел езды по большим тортам вообще по найму.

Ямская – часть города, улица, где поселены ямщики, обязанные, гонять почту.

Верста – русская мера длины равная 1 км 60 см.

5. Чтение стихотворения учащимися.

– Кого переводили на этой тройке лошадей? (Пушкина) Зачитать.

– Значит стихотворение написано от чьего лица? (От лица автора, от имени Пушкина; от первого лица.)

– Подбери синонимы к слову “пробирается” луна. (Проглядывается, виднеется)

– Расставьте иллюстрации последовательно, докажите строками из стиха. (См. приложение № 6)

– Какую картину словами нарисовал А.С.Пушкин? Что вы представляете?

II часть

– Мы приступаем к иллюстрированию произведения, но подумайте, какие строки мы не сможем передать кистью, это слышал только поэт, когда ехал. (Колокольчик гремит, песни ямщика)

– Иллюстрацию выполним в миниатюре – это не большой рисунок в красках или произведение искусства малой формы.

– Определите последовательность наших действий.

Алгоритм акварельного иллюстрирования на основе словесного рисования

Выдели эпизоды

Озвучь словами текста

Изобрази дальний план

Изобрази передний

Добавь необходимые детали

– Что должно присутствовать на вашей иллюстрации с точки зрения изобразительного искусства. (Тень, растяжка цвета, блик.)

Последовательное изображение с помощью объяснений учителя.

III часть

Чтение хором.

“Книга – вот лучшее учение” (А.С.Пушкин)

“Книгa – это великое чудо изо всех чудес, сотворенных человеком”. (М. Горький)