Посредственный учитель излагает,
Хороший учитель объясняет,
Выдающийся учитель показывает,
Великий учитель вдохновляет.Уильям Шекспир
Велика и многообразна сфера влияния учителя на учеников, сложны его обязанности. Немалые трудности встают порой перед учителем. Но есть в профессии учителя то, ради чего избирают её люди, желающие вести своих учеников в мир неизвестного, раскрыть перед ними радости творческого труда. Фундамент его творческой деятельности – научные знания, педагогическая, эстетическая культура. Именно на этой основе развиваются разносторонние интересы и духовные потребности учителя. Совершенствованию помогают программы самовоспитания и самообразования, разрабатываемые каждым педагогом для себя. Творческая деятельность учителя рождает положительные эмоции, не дает ему замкнуться в своем узком опыте, спасает его от бесконечных сомнений и раздумий, связанных с временными неудачами.
Все примеры творческой деятельности учителей сходны в главном: увлечённом отношении к своему повседневному труду, стремлении внести что-то новое, нешаблонное, оригинальное в личную практику обучения и воспитания детей, желание достичь более высоких значимых результатов в развитии творческих качеств личности ученика. Хорошо известно, что только тот педагог, который сам обладает ярко выраженной потребностью в творчестве, умеет замечать в каждом человеке ростки таланта. Педагогическое творчество не есть свойство избранных. Овладевание мастерством – задача каждого педагога, она вполне достижима. Педагогическая интуиция, опыт учителя, углублённый и усовершенствованный до высокого профессионального мастерства, позволяет создать свою индивидуальную систему. Главное – умение вовлечь в ту деятельность, которая побуждает радость познания и вызывает стойкую любознательность. Наука и передовой опыт интересует учителя, как способ раскрытия стиля профессиональной деятельности. Учитель стремиться анализировать свой опыт и опыт товарищей по работе, фиксирует развитие интересов учеников, выполнение ими различных заданий. Такой учитель всегда в творческом поиске, он хорошо знает пути достижения цели, постоянно анализирует результаты, в том числе и свои собственные ошибки и просчёты. Он работает с перспективой, ставит перед собой достаточно сложные психолого-педагогические и методические проблемы, связанные, прежде всего с воспитанием творческой личности, подготовкой учащихся к творческому труду. Главная задача такого учителя – выявить скрытые в мозгу каждого ребёнка уникальные знания о мире. Есть великая “формула” родоначальника космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё не известные”. Видимо это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. В мире не раскрыто огромное количество талантливых людей, это примерно 80-90% населения страны. Проникнув в одну из великих тайн природы – тайн возникновения и развития человеческих способностей, – люди научатся выращивать… таланты! Недаром научные и практические поиски в этом направлении идут во всех крупнейших странах мира. И результаты этих поисков удивительны. Биологи нашли, что среди 15 миллиардов клеток головного мозга активно работают лишь 15-20%. Психологи признают, что “человеческий мозг несёт в себе огромную, пока далеко неиспользуемую избыточность природных возможностей”. И что “гениальность – это не отклонение, не аномалия человеческого ума, как склонны считать некоторые, а, напротив, высшая полнота его проявления, обнажение природных возможностей”. Мы определяем свою значимость по оценке других людей или по своим взглядам на жизнь, а жизнь каждого начинается с детства. Кто не знает силы детских впечатлений? Перед многими людьми детство стоит как яркая многоцветная картина, где можно различить каждую травинку, каждого ползущего муравья.
Вспоминая детство, отчётливо помню свои первые рисунки. Это были разные зверюшки, изображения природы и, конечно же, человечки, которые были смешными и забавными.
Была и у меня в детстве интересная игра. Игра в школу. Подражая учителю, я учила своих кукол. Самым сложным было научить “учеников” - кукол рисовать человека. Видя моё увлечение рисованием, моя мама отвела меня в только что открывшуюся художественную школу (1973 год). Как я благодарна ей за то, что она, моя мама, определила мой дальнейший жизненный путь. Первыми моими учителями были Любовь Анатольевна и директор школы Брызгалов Валентин Александрович. Учиться рисовать было трудно, рисование – ремесло тяжёлое даже для тех, у кого есть талант. Не знаю, была ли я талантлива, но мне нравилось рисовать, это было самое любимое занятие, самое интересное увлечение. Возможно поэтому, после окончания 10 классов средней общеобразовательной школы №10 я поступила в Тулунское педагогическое училище. Так постепенно начала осуществляться моя детская мечта – стать педагогом-художником, видящим больше других, сложнее других, цветней других и быстрее других. Тогда ещё точно не зная, буду ли я учителем, знала, что всегда буду рисовать, независимо от профессии. С получением диплома учителя рисования и черчения, пришло понимание, что надо учить рисовать детей одарённых. Сейчас, работая в школе, я убедилась в справедливости слов: корни учительского авторитета – в поведении учителя. Надо помнить, что на наставника ребята смотрят очень взыскательно, быстро подмечая и хорошие и плохие качества его характера, отлично используя это в своих интересах. Очень важно, чтобы ученики верили своему учителю, для этого он всегда должен быть искренним и справедливым, должен любить и уважать учеников, помнить, что у каждого есть своё “зерно”. Долг учителя – помочь сбросить шелуху и раскрыть “зерно” таланта терпеливо и настойчиво. Труд этот нелёгкий, подчас неблагодарный, но необходимый. За то немногое время, что отведено в общеобразовательной школе изобразительному искусству, учащихся не научить, конечно, в должной мере грамоте рисунка, композиции, живописи и скульптуре. Развитие творческих способностей – это основная задача учителя изобразительного искусства и черчения. Это осуществляется почти на каждом обыкновенном школьном уроке. Одно из тех, которые каждый учитель готовит десятками и дает сотнями, изменяя, модифицируя, по-новому создавая урок в зависимости от уровня развития, настроения, интересов и возможностей классов. И самое удивительное, что почти на каждом уроке происходит чудо, в ребячьих руках оживают рисунки с помощью волшебных карандашей и красок. С детским рисунком на наших глазах происходит удивительное перевоплощение. Постепенно из урока в урок у ребят пробуждается интерес к искусству, возникают условия для развития художественных способностей, о существовании которых у себя многие дети даже не подозревают. И пусть они не станут художниками, но искусство всегда будет для них источником радости. Освоение учащимися элементарной грамоты изобразительного искусства в средней школе – залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно-выразительных средств. Изобразительная грамота дается не всем и не сразу, поэтому учиться ей сложно, но только то, что знаешь и умеешь сама, можно и нужно передать детям.
Рост творческий - это рост духовный. В нашей школе есть мои творческие работы: рисунки и панно, картины и иллюстрации, росписи. Все это можно увидеть на фотографиях. Печать таланта педагога очень ярко отражается на детском творчестве. Учащиеся нашей школы неоднократно принимали участие в различных конкурсах рисунков. Вот некоторые из них:
- г. Москва. Международный детский конкурс “Рисунок-поздравление” по теме “Люблю тебя, Петра творенье!”, посвященный трёхсотлетию Санкт-Петербурга (30 человек) 2003 год. Оргкомитет Международного детского рисунка прислал свидетельство, в котором “жюри отметило высокий уровень и художественную выразительность представленных работ. Оргкомитет выражает глубокую благодарность педагогам, руководителям и юным художникам за участие в конкурсе” (выдержка из письма).
- г. Москва. Конкурс рисунков “Россия – родина моя” (25 человек) 2003 год.
- г. Иркутск. Конкурс стенгазет на приз газеты “Комсомольская правда” - “Интересная рубрика”. Наша стенгазета “Окно в природу” заняла II место и получила приз – волейбольный мяч; ее выполнили четыре ученицы 11 “в” класса.
“…Эта газета вызвала бурный восторг у комсомольских дизайнеров” (выдержка из газеты К.П. “Байкал”).
Помимо участия в Российских, областных и городских конкурсах ведется ежегодная внеклассная работа по изобразительному искусству в школе: это наши школьные выставки, конкурсы рисунков, плакатов и стен газет, которые представлены на фотографиях:
- Рисунки-портреты “Гордимся мы очарованием красавиц русских и славим мужество богатырей”;
- Конкурс рисунков “Мой край родной. Мой город”;
- Конкурс плакатов “Волнений порочный круг”;
- Выставка рисунков “Они защищали родину”;
- Рисунки портреты “Ничего на свете нет милей улыбки мамочки моей”;
- Сказочных иллюстраций “Что за прелесть эти сказки…”;
- Рисунки-плакаты “Этот день Победы”;
- Именные электронные открытки к “Дню Победы”;
- Выпуск буклетов “Профессия, которую мы выбираем”…
Этим внеклассная работа не ограничивается.
В 2003-2004 г.г. кружок в 3 “б” и 5 “б” классах “Тестопластика”. (Фото)
С 2005-2006 г.г. кружок работает в новом направлении – “Лепка”.
Подготовка подрастающего поколения к освоению “языка техники”, чтению и выполнению разнообразных чертежей осуществляется в нашей школе на уроках черчения. При анкетировании учащихся школы в 2004 году многие ученики 8 – 9 классов отметали черчение как один из интересных предметов. А в 2006 году 50% учащихся 9 классов выбрали экзамен по черчению. Веду большую работу с одарёнными детьми. О чём говорят результаты олимпиад:
Котова Анастасия 9 “а” - III место 2004 – 2005 учебный год.
Игнатьева Юлия 9 “б” - II место 2005 – 2006 учебный год.
Егорова Анна 9 “б” - I место 2006 – 2007 учебный год.
Щербакова Кристина 9 “б” - II место 2006 – 2007 учебный год.
С 2004 г. в школе ведется эксперимент по черчению, идет апробирование нового учебника “Черчение” под редакцией профессора Н.Г. Преображенской; издательский центр “Вентана – Граф” 2002 г. Учебник обеспечивает два уровня знаний и умений: базовый (обязательный) и повышенный (для учеников, планирующих получение среднего, специального и высшего образования). Данный учебник используется в сочетании с рабочими тетрадями по черчению.
В этом году решила продолжить обучение ребят черчению по новому учебнику, а это также будет содействовать активному развитию пространственных представлений, воображения, логического и технического мышления, познавательного интереса и творческих способностей школьников.
Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Сложность заключается в самой сущности явления. У психологов и дидактов складываются разные точки зрения, как о природе способностей, так и о самом понятии “творчества” применительно к интеллектуальному развитию ученика. Вот какой вывод сделали современные педагоги в Национальном педагогическом институте Франции: “Ребенок рождается художником. Задача любой школы – развивать этот дар”. Детство, даже ранее детство, - наиболее благоприятная пора для усвоения искусства. Януш Корчак, размышляя о личности ребенка, писал так: “В области чувств он превосходит нас силой, так как не отработано торможение. В области интеллекта, по меньшей мере, равной нам, не достает лишь опыта…”
… Учитель – творческий человек не только в своем предмете, но и во всем объеме учительского звания. Незачем разъяснять, что авторитет личности учителя держится не только на профессиональных навыках и не только на человеческих качествах, но и на чем-то особенном, что можно назвать духовным богатством, что выделяет его из общего ряда уже одним его положением”.
Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18, Рисунок 19, Рисунок 20, Рисунок 21, Рисунок 22, Рисунок 23, Рисунок 24, Рисунок 25, Рисунок 26, Рисунок 27, Рисунок 28, Рисунок 29, Рисунок 30, Рисунок 31, Рисунок 32, Рисунок 33, Рисунок 34.