Режим кратковременного пребывания детей в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Происходящие в современном государстве и обществе перемены предъявляют новые требования к системе образования, в том числе к первой ее ступени – дошкольному образованию, в особенности к характеру и качеству отношений дошкольных образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, другой стала и сама семья. Впервые в Законе РФ “Об образовании” сказано, что именно родители являются первыми воспитателями ребенка, а дошкольные учреждения создаются им в помощь.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверия. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Принципы гуманизации дошкольного образования уже прочно вошли в нашу жизнь. Очередная насущная проблема – введение вариативных форм дошкольного образования. Одна из таких форм – группы кратковременного пребывания в детском саду. Эти группы должны обеспечить запросы родителей, не имеющих возможности по каким-либо причинам отдавать детей в детский сад на полный день, а также дать детям дошкольного возраста необходимую развивающую практику и равный старт в преддверии школы.

Однако создание на базе ДОУ подобных групп требует дополнительных площадей и увеличения штата сотрудников, что не всегда является возможным. Мы в нашем детском саду нашли другой выход – режим кратковременного пребывания в ДОУ детей, не посещающих дошкольные учреждения, когда прием дошкольников осуществляется по возрастному принципу и работа с ними организуется внутри уже существующих возрастных групп ДОУ.

Первым этапом работы по данной проблеме стало общение с родителями детей, проживающих в поселке, но не посещающих детский сад.

При этом ставилась цель: оказать помощь семьям поселка, дети из которых не посещают детский сад; охватить всех детей дошкольного возраста образовательными услугами, учитывая психологический климат каждой семьи и обеспечивая индивидуальный подход к детям и их родителям.

Как найти путь к сердцу родителей? Как сделать воспитание детей нашим общим делом?

Отвечая на эти вопросы, мы поставили перед педагогическим коллективом две задачи:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка, не посещающего детский сад; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Решение первой задачи зависит от того, насколько доверительными будут отношения педагога и членов семьи, второй – от степени осознания родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком.

Первоначально необходимо было изучить семьи будущих воспитанников, чтобы максимально использовать воспитательный потенциал семьи. Во время первых визитов домой через беседы проводилось анкетирование и сбор информации о семье. После этого педагогами составлялись паспорт семьи и индивидуальный план работы, предусматривающий мероприятия, помогающие семье решить ее проблемы. В процессе реализации плана со взрослыми членами семьи проводились занятия, обучающие их вести наблюдение за деятельностью ребенка и делать соответствующие выводы. Педагоги, основываясь на знании возрастных особенностей развития ребенка, и его родные, опираясь на знание индивидуальных особенностей своего малыша, определили, что важно для него в настоящее время, какова зона его ближайшего развития и как построить дальнейшую работу с ним. В результате проведенной работы нам удалось достичь контакта с родителями. Взрослые стали больше доверять своему ребенку, проявляя уважение к его самостоятельности, знаниям, умениям. Повысилась компетентность родителей в вопросах нервно-психического развития ребенка, появилось умение ставить и решать педагогические задачи, общаясь с ним.

Как показало проведенное исследование семей, ребенок в домашних условиях не обеспечен всем разнообразием видов деятельности, необходимых для его гармоничного развития. В основном родители предпочитают лишь читать детям книги, играть с ними в “познавательные игры”, гулять. Но при этом занятия с детьми, как правило, проводятся бессистемно, от случая к случаю, в зависимости от настроения и свободного времени взрослых. Сами дети, по мнению родителей, предпочитают играть самостоятельно, смотреть телевизор и рисовать. Круг общения со сверстниками у этих детей довольно узок.

Основные запросы семей к детскому саду сводятся к следующему:

  • Научить ребенка взаимодействовать со сверстниками в отсутствие родителей;
  • Подготовить его к школе в интеллектуальном плане (математика, грамота);
  • Развить физически.

Очевидно, что родители не придают значения личностной зрелости дошкольника, которая определяет благополучный переход к школьному обучению.

Педагогический опыт показывает, что в родительском поведении есть две крайности, препятствующие личностному росту детей, проявлению ими инициативы и самостоятельности. В одних случаях это гиперопека, когда взрослый спешит сделать все за ребенка сам, исполняет все его желания. В жизни такого дошкольника отсутствуют какие-либо запреты, он манипулирует взрослым, подчиняет его своим капризам. В других случаях это жесткая регламентация всех действий ребенка, ограничение (вплоть до подавления) его активности (чтоб не пачкал, не мешал и пр.), деспотичное подчинение приказам, а подчас и настроению взрослого. Обе крайние ситуации приводят к неумению дошкольника самостоятельно принять какое-либо решение, боязнь рискнуть, попробовать, приложить усилие для достижения цели.

В образе жизни детей также усматриваются две крайности. В одних семьях взрослые оставляют ребенка один на один с игрушками, телевизором, считая, что ему это нравится и дает достаточно пищи для развития. В других семьях ребенком много занимаются, но в основном занятия учебные – письмо в прописях, чтение букваря и познавательной литературы – в ущерб сюжетной игре, двигательной активности, ручной работе, так необходимых дошкольнику.

Родители же не отдают ребенка в детское дошкольное учреждение по ряду причин: ослабленное здоровье, недоверие родителей к дошкольному воспитанию, установка родителей на то, что до пяти лет ребенку будет лучше дома или сложное материальное положение.

Подводя итоги проведенного исследования, педагогам и родителям удалось найти вариант решение проблемы, который бы удовлетворял всех. Таким вариантом оказался режим кратковременного пребывания детей в ДОУ. Регламентирует режим кратковременного пребывания соответствующее положение, разработанное педагогами ДОУ. < Приложение 1>

Так как в период, предшествующий поступлению детей в дошкольное образовательное учреждение на режим кратковременного пребывания, они воспитывались в кругу семьи близкими взрослыми, то прослеживается ряд проблем развития детей, наиболее типичными из которых являются проблемы в сфере произвольной регуляции (недостаточность самостоятельной организации деятельности, волевых усилий по достижению цели) и в сфере взаимодействия со сверстниками (неумение наладить совместную деятельность на основе взаимного уважения, соблюдения общепринятых норм и правил.

Важно также отметить, что и достижения детей по отдельным сферам крайне неравномерны. Это связано с разнородными условиями домашнего воспитания.

Все эти особенности детей, поступающих в ДОУ на режим кратковременного пребывания, учитываются в образовательном процессе, который направляется не столько на желаемую родителями интеллектуализацию и приобретение школьных навыков, сколько на решение общеразвивающих задач, на гармоничный личностный рост ребенка.

Режим кратковременного пребывания детей в нашем детском саду не имеет возрастных ограничений, он рассчитан на весь период дошкольного детства.

Для детей раннего возраста (от 1 до 3 лет) режим кратковременного пребывания осуществляет преемственность и плавный переход от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию детей в дошкольном учреждении, и ставит своей целью раннюю социализацию детей, позволяющую обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения и педагогическое просвещение родителей. Эта категория детей посещает детский сад ежедневно по 2-3 часа в день. Обычно все дети этого возраста переводятся в группы раннего возраста на полный день.

Для старших дошкольников режим кратковременного пребывания выполняет функции включения в широкий мир сверстников и взрослых, гармоничного личностного развития и общей психологической подготовки к школьному обучению. Ребятишки приходят в группы детского сада ежедневно, проводя там не более 3 часов. В это время они включаются в организованные занятия, с ними проводится индивидуальная и коррекционная работа. По желанию дети посещают занятия кружков во второй половине дня. Дети и родители принимают участие и во всех праздниках и развлечениях, проводимых в ДОУ.

За время эксперимента в нем приняли участие 55 семей. Результаты анкетирования показали, что 100% опрошенных родителей удовлетворены существующей формой работы. Возросло и доверие к детскому саду со стороны родителей. Многие дети, посещавшие ДОУ в режиме кратковременного пребывания, теперь посещают его в обычном режиме. Благодаря этому, возросло число детей поселка, охваченных дошкольными образовательными услугами, и в 2006-2007 учебном году в ДОУ открыта новая группа для детей раннего возраста. Режим кратковременного пребывания удовлетворяет потребности и самых малообеспеченных слоев населения, так как не требует материальных затрат: дети посещают детский сад без оплаты.