В начале XXI века социокультурные изменения связаны со становлением информационного общества. Необходимо учитывать последствия таких перемен, развитие и внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности. В этой связи и образование перестраивается на новую систему подготовки школьников к жизни в информационной цивилизации. Поэтому современный педагог должен вводить новые средства, методы и формы работы, способные не только передавать знания в определенной учебной области, но и, используя компьютерные и Интернет –технологии, формировать у ребенка культуру работы с информацией.
Бурное развитие технических средств обучения
привело к возникновению нового педагогического
понятия - “технологии в образовании”.
Применение их в учебном процессе — путь
повышения эффективности обучения, особенно
заметен с введением в учебный процесс
персональных компьютеров. “Педагогические
технологии” рассматриваются как совокупность
педагогических методов и приемов зффективного
использования технических средств обучения и
воспитания.
Ребенок, будучи от природы одарённым учеником, в школе постепенно теряет интерес к обучению. Так часто случалось и случается. И дело здесь не в способностях детей, а в организации процесса обучения.
С появлением компьютеров процесс обучения становится наиболее естественным, в основе которого лежат естественное любопытство детей, а компьютер — средство для удовлетворения этого любопытства.
В связи с этим у меня, преподавателя изобразительного искусства и библиотекаря школьной библиотеки возникло сильное желание изменить свою деятельность. Использование мощного потенциала мульмедийных презентаций, созданных мной и настроенных на конкретный урок и конкретную аудиторию позволяют знакомить учащихся с мировой художественной культурой, осуществлять межпредметные связи. Специфика уроков ИЗО в том, что в них явно просматривается интеграция с другими учебными предметами: литературой, технологией, историей, краеведением, биологией, географией и т.д.
Я считаю, что межпредментые связи на каждом уроке — это путь к получению учащимися наиболее глубоких знаний по всем предметам. Но для этого и педагог должен постоянно расширять и углублять свои знания. Первой ступенькой к овладению компьютерными технологиями для меня были курсы в Учебном центре ООО Сан с присвоением квалификации пользователя персонального компьютера. Далее курсы повышения квалификации работников образования в городе Красноярске по темам: “ИКТ в практике работы школьного библиотекаря”; “Использование информационных технологий в образовательном процессе”. На сегодняшний момент результатом овладения и применения компьютерных технологий может служить коллекция из нескольких десятков мультимедийных презентаций применяемых мною на уроках изобразительного искусства и в работе школьной библиотеки.
Например:
- “Никто не забыт, ничто не забыто”. Презентация посвящена 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. В основу презентации положены фотографии монументов Славы различных городов - участников Великой Отечественной войны, документальные фотографии событий войны. В слайд, рассказывающий о Севастополе, вмонтирована запись радиостанции осаждённого города. Также при демонстрации звучит голос Левитана, объявляющий о капитуляции Германии. Вся демонстрация сопровождается классической музыкой.
- В презентации “Великий Устюг” рассказ о ремёслах устюжской земли и её мастерах. При демонстрации звучат фольклорные произведения.
- Совместно с руководителем школьного музея создана презентация “Дети войны”: рассказ о жителях посёлка, бывших во время войны детьми и перенесших на себе все её тяготы.
- К теме “Гербы” подготовлена презентация “Субъекты Федерации”, в которой идет рассказ о геральдике России и республик, входящих в её состав. В ходе рассказа звучат национальные мелодии республик, а начинается презентация исполнением государственного гимна, подсказкой текста служат субтитры.
- Презентация “Вот он, какой наш край” — рассказ о крае в произведениях писателей, поэтов, художников Красноярья.
- “Художники-современники В.А. Тропинина”; эта презентация знакомит с художниками первой половины XIX века, современниками Тропинина, в полотнах которых мы видим людей, живших в то время, их костюмы, обстановку комнат, старинные парки и усадьбы.
- “Певец Сибири В.И.Суриков”,
- “Палехская миниатюра”,
- “Самовары”,
- “Сказочные кружева”,
- “Певец моря Айвазовский”,
- “М.Ю. Лермонтов - поэт, художник, драматург”,
- “Игорь Эммануилович Грабарь”,
- “Анна Ахматова”,
- “Первоэлементы архитектуры”
и другие.
Отбор учебного материала, его структурирование, способы построения мультимедийных презентаций проводятся мной с учетом целей обучения и особенностей творческих интересов детей.
Осмысление материала невозможно без постоянного обновления его содержания. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика, осуществлять разноуровневое обучение. Целью обучения на таких уроках является не получение хорошей отметки, а удовлетворение познавательного интереса.
Преимущества применения презентаций я вижу:
- в возможности индивидуальной настройки по времени и способу демонстрации, как всего объёма, так и отдельных слайдов;
- презентация объединяет большое количество демонстрационного материала, освобождая учителя от большего объёма бумажных носителей информации (репродукций, альбомов по искусству), предметов натуры (подчас их просто нет), аудио и видео аппаратуры и времени на её настройку на уроке и т.д., но ни в коей мере не исключаю применение вышеперечисленного на уроке;
- применение презентаций помогает адаптироваться учащимся начальных классов при переходе в среднее звено и вызвать интерес к предмету.