Новые информационные технологии в обучении. Мультимедийные презентации на уроках изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


В начале XXI века социокультурные изменения связаны со становлением информационного общества. Необходимо учитывать последствия таких перемен, развитие и внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности. В этой связи и образование перестраивается на новую систему подготовки школьников к жизни в информационной цивилизации. Поэтому современный педагог должен вводить новые средства, методы и формы работы, способные не только передавать знания в определенной учебной области, но и, используя компьютерные и Интернет –технологии, формировать у ребенка культуру работы с информацией.

Бурное развитие технических средств обучения привело к возникновению нового педагогического понятия - “технологии в образовании”.
Применение их в учебном процессе — путь повышения эффективности обучения, особенно заметен с введением в учебный процесс персональных компьютеров. “Педагогические технологии” рассматриваются как совокупность педагогических методов и приемов зффективного использования технических средств обучения и воспитания.

Ребенок, будучи от природы одарённым учеником, в школе постепенно теряет интерес к обучению. Так часто случалось и случается. И дело здесь не в способностях детей, а в организации процесса обучения.

С появлением компьютеров процесс обучения становится наиболее естественным, в основе которого лежат естественное любопытство детей, а компьютер — средство для удовлетворения этого любопытства.

В связи с этим у меня, преподавателя изобразительного искусства и библиотекаря школьной библиотеки возникло сильное желание изменить свою деятельность. Использование мощного потенциала мульмедийных презентаций, созданных мной и настроенных на конкретный урок и конкретную аудиторию позволяют знакомить учащихся с мировой художественной культурой, осуществлять межпредметные связи. Специфика уроков ИЗО в том, что в них явно просматривается интеграция с другими учебными предметами: литературой, технологией, историей, краеведением, биологией, географией и т.д.

Я считаю, что межпредментые связи на каждом уроке — это путь к получению учащимися наиболее глубоких знаний по всем предметам. Но для этого и педагог должен постоянно расширять и углублять свои знания. Первой ступенькой к овладению компьютерными технологиями для меня были курсы в Учебном центре ООО Сан с присвоением квалификации пользователя персонального компьютера. Далее курсы повышения квалификации работников образования в городе Красноярске по темам: “ИКТ в практике работы школьного библиотекаря”; “Использование информационных технологий в образовательном процессе”. На сегодняшний момент результатом овладения и применения компьютерных технологий может служить коллекция из нескольких десятков мультимедийных презентаций применяемых мною на уроках изобразительного искусства и в работе школьной библиотеки.

Например:

  • Никто не забыт, ничто не забыто”. Презентация посвящена 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. В основу презентации положены фотографии монументов Славы различных городов - участников Великой Отечественной войны, документальные фотографии событий войны. В слайд, рассказывающий о Севастополе, вмонтирована запись радиостанции осаждённого города. Также при демонстрации звучит голос Левитана, объявляющий о капитуляции Германии. Вся демонстрация сопровождается классической музыкой.
  • В презентации “Великий Устюг” рассказ о ремёслах устюжской земли и её мастерах. При демонстрации звучат фольклорные произведения.
  • Совместно с руководителем школьного музея создана презентация “Дети войны”: рассказ о жителях посёлка, бывших во время войны детьми и перенесших на себе все её тяготы.
  • К теме “Гербы” подготовлена презентация “Субъекты Федерации”, в которой идет рассказ о геральдике России и республик, входящих в её состав. В ходе рассказа звучат национальные мелодии республик, а начинается презентация исполнением государственного гимна, подсказкой текста служат субтитры.
  • Презентация “Вот он, какой наш край” — рассказ о крае в произведениях писателей, поэтов, художников Красноярья.
  • Художники-современники В.А. Тропинина”; эта презентация знакомит с художниками первой половины XIX века, современниками Тропинина, в полотнах которых мы видим людей, живших в то время, их костюмы, обстановку комнат, старинные парки и усадьбы.
  • Певец Сибири В.И.Суриков”,
  • Палехская миниатюра”,
  • Самовары”,
  • Сказочные кружева”,
  • Певец моря Айвазовский”,
  • М.Ю. Лермонтов - поэт, художник, драматург”,
  • Игорь Эммануилович Грабарь”,
  • Анна Ахматова”,
  • Первоэлементы архитектуры

и другие.

Отбор учебного материала, его структурирование, способы построения мультимедийных презентаций проводятся мной с учетом целей обучения и особенностей творческих интересов детей.

Осмысление материала невозможно без постоянного обновления его содержания. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика, осуществлять разноуровневое обучение. Целью обучения на таких уроках является не получение хорошей отметки, а удовлетворение познавательного интереса.

Преимущества применения презентаций я вижу:

  • в возможности индивидуальной настройки по времени и способу демонстрации, как всего объёма, так и отдельных слайдов;
  • презентация объединяет большое количество демонстрационного материала, освобождая учителя от большего объёма бумажных носителей информации (репродукций, альбомов по искусству), предметов натуры (подчас их просто нет), аудио и видео аппаратуры и времени на её настройку на уроке и т.д., но ни в коей мере не исключаю применение вышеперечисленного на уроке;
  • применение презентаций помогает адаптироваться учащимся начальных классов при переходе в среднее звено и вызвать интерес к предмету.