Оборудование: большой макет книги “Орфографический словарь”, картины зимнего леса, карточки со словами, пословицами, магнитофонная запись ветра, вьюги, торжественного вступления, фонограмма песни “Почему медведь зимой спит” (Л.Книппер-А.Коваленков), плакат с изображением созвездий, кроссворд, комплект орфографических словарей на весь класс.
Ведущий. Сегодня, ребята, у нас с вами встреча с одной очень познавательной книгой. Заглянем-ка в портфель. Кроме учебников я вижу ещё одну книгу – орфографический словарь. В нём собраны слова, написание которых нельзя проверить. Как мы называем эти слова?
/Появляется мальчик в костюме Словаря. /
1 уч.
Есть волшебная страна, что распахнута пред вами,
Та, которая словами, как людьми населена.
Правит ими государь по прозванию Словарь.
И относится он к ним, словно к подданным своим.
/1 и 2-ой ученики кланяются Словарю. /
2 уч.
Утверждать ему не ново, как писать какое слово.
Как писать и как читать, как с другими сочетать.
/Я.Козловский/
Словарь. Приглашаю всех в гости. В нашей волшебной стране вас ждут уже знакомые слова с непроверяемыми написаниями и новые, ещё не изученные вами.
Ведущий. А вот и первый житель этой волшебной страны. Какое слово мы повстречали?
/Выходит ученик в костюме Портфеля и мальчик Петя./
Портфель.
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед. Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор не “коридор”, а “коЛидор”.
“ДиЛектор входит в кабинет”…
“Закрыт мага'зин на обед”…
“Хозяйка моет стаканы'”…
“Секёт свеклу'”…
“Пекёт блины”…
И до меня дошёл черёд, меня он по'ртфелем зовёт.
Но мне не зря “Родную речь” судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя: пусть и его зовут Петя'.
- Петя'! – несётся со двора, - тебе домой идти пора!
- Не трогай малыша, Петя', ведь ты большой, а он дитя!
Петя.
“Петя'” обижен на ребят:
-Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
/Ю.Тимянский/
Ведущий. Какую ошибку допустил Петя? Как сказать правильно: по'ртфель или портфель? А как это слово пишется?
/На магнитную доску прикрепляется карточка со словом “портфель”./
Ведущий. Ребята, а в какие дни недели отдыхают все портфели? Как вы думаете, есть ли эти слова в стране Словаря? Почему они туда попали?
/Проводится игра с залом. /
3 уч.
Вот неделя. В ней - семь дней, поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам назовётся ……….. .
………… – это день второй. Он стоит перед средой.
Серединочка – ………. третьим днём была всегда.
А ……… – четвёртый день – шапку носит набекрень.
Пятый – ………. – сестрица – очень модная девица.
А в ……… – день шестой – отдыхаем всей гурьбой.
И последний – ……… назначаем днём веселья.
/М.Погарский /
/Ученик на доске переворачивает карточки с названиями дней недели. /
Ведущий. Наверное, вы слышали такое выражение “после дождичка в четверг”. Объясните, что оно означает.
Незаметно мелькают дни, пролетают недели. Недавно были осенние каникулы, а не за горами и зимние. А вы знаете, слово “каникулы” тоже живёт в волшебной стране, которой правит Словарь?
4 уч. “Каникулой” в древности называли самую яркую и самую главную звезду в созвездии Большого Пса – Сириус. Ежегодно она появляется на небосводе в самый разгар лета, 26 июля по нашему календарю. В июле начиналось самое жаркое время года, когда школьникам давали передышку. В честь звезды эти дни и прозвали каникулярными, каникулами. Сначала каникулами называли летний отдых, потом слово “каникулы” стало относиться ко всякому перерыву в учёбе. Поэтому мы говорим зимние каникулы, весенние каникулы, хотя тут звезда Каникула вовсе ни при чём.
/На доску прикрепляется карточка со словом “каникулы”./
Ведущий. Вот вспомнили про зимние каникулы, и что-то холодом сразу потянуло. На стёклах узоры появились.
/Звучит магнитофонная запись ветра, вьюги./
Посмотрите, и на доске для вас что-то написала зима.
/На доске заранее подготовлен текст, в котором пропущено слово “мороз”./
Догадайтесь, какое слово пропущено. Как это слово правильно пишется?
“Ай да ………..!
В лесу ………. кружева развесил. Ни пером описать, ни в сказке сказать.
Ходит ………. по двору: то в стену стукнет, то по воротам щёлкнет, то стряхнёт иней с берёзы. На окнах ……… ледяные цветы нарисовал – никому таких не нарисовать”.
/По Соколову-Микитову/
Ведущий. Хорошо в лесу зимой! Красота! Давайте, ребята, прогуляемся по зимнему лесу. Что это за парок идёт из большого сугроба? Да тут медведь зимует! Вот и ещё одно словарное слово нам встретилось. Как вы его напишите?
/На доске карточка со словом “медведь”./
Знакомо ли вам выражение “медведь на ухо наступил”? Что оно означает?
5 уч.
Не умеет дятел петь, нет у дятла слуха,
Говорят, ему медведь наступил на ухо.
/Л.Татьяничева/
Ведущий. К радости, нашим ребятам “медведь на ухо не наступил”, и сейчас мы вместе споём песню про медведя.
/Дети исполняют песню “ Почему медведь спит зимой ”( Л.Книппер – А.Коваленков ) /
Ведущий. Проверим ваше внимание. Какие слова с непроверяемыми написаниями были в тексте песни? Произнесите их орфографически.
Тише, тише. Я слышу чей-то разговор. Да это медведицы! Послушаем, о чём они говорят.
/Появляются две девочки в костюмах медведиц. В руках у них плакат с изображением двух созвездий Большой и Малой медведиц. /
Медведицы.
Две медведицы смеются:
- Эти звёзды вас надули!
Нашим именем зовутся,
А похожи на кастрюли…
/С. Маршак/
Ведущий. О каких звёздах говорят медведицы? А что значит “вас надули”?
/Ответы детей./
А вот на снегу чьи-то следы. Какой зверь их оставил?
6 уч.
Чьи-то лапки на белом снегу наследили.
Кто-то, робкий, лесною опушкой бежал,
У берёзы кору обглодал. Корешок чьи-то зубки точили.
Белым столбиком долго сидел,
Навострив свои длинные ушки,
И, зачуяв стрелка, полетел
Через голову с белой горушки.
Куцый хвостик, глаза с косиной
И пушистая белая шубка,
Рост не мал и не очень большой,
И раздвоена верхняя губка.
/О.Белявская/
Ведущий. Молодцы, отгадали. А как пишется слово “заяц”?
/Выставляется карточка со словом “заяц”. Выходит мальчик в костюме зайца./
Заяц. А вот и я. Здравствуйте, дети!
Ведущий. Что ты такой задумчивый, заяц?
Заяц.
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка рассуждает:
-Если я купил билет,
Кто я: заяц или нет?
Ведущий. Ребята, помогите разобраться зайчику.
/Дети обсуждают ситуацию. На сцену к зайцу вылетает ворон. Инсценировка сценки “Ворона и заяц” по Э.Шиму /
- Эй, ворона!
- Ты меня, косой? Так я не ворона, а ворон. Не видишь, что ли? Ворона серая, а я чёрный. Ворона деревенская, а я птица лесная, дикая!
- Подумаешь, много разницы!
- Если мало, так я ещё скажу. Ворона всё клюёт, а я — только мясо. Птичек ловлю, зверюшек и вот таких зайцев, как ты!
- Ой, не буду больше, дяденька ворон! Всё уже понял!
Ворон. А вы, ребята, помните, как правильно писать слово “ворон” и “ворона”? Молодцы, видно, на уроках слушаете учителя внимательно, “ворон не считаете”.
/Звучит запись звуков ветра. Ворон улетает./
Ведущий. Посмотрите, ветер перепутал все слова в пословицах. Переставьте их правильно. Подумайте, когда так говорят.
/На доске: и, пуганая, куста, ворона, боится как, раскаркался, ворона на, воронушке, чужой, рад, своей, сторонушке/
Ведущий. Возвращаемся и мы на свою сторонушку, из зимнего леса в свой класс. Много слов в волшебной стране словаря повстречалось на пути, повторили мы и их написание. Надеюсь, в этих словах вы не допустите ошибок. Но в орфографическом словаре очень много слов, которые вам ещё предстоит изучать. Есть там и слова, пришедшие из других стран, из разных языков.
7 уч.
И среди своих законных слов, в отечестве рождённых,
Есть под властью Словаря много слов иноплемённых,
Издалёка завезённых через горы и моря.
. . .
Много слов родили греки, к нам из них в далеком веке
Математика пришла, с ней грамматика была.
. . .
8 уч.
А из Франции …
Привет!
К нам пожаловал балет,
И театры, и актрисы,
Декорация, кулисы,
Дирижёр, и билетёр,
Персонаж, танцор, сюжет,
Бис! Антракт…Фойе…Буфет…
9 уч.
А из Англии футбол прямо в бутсах к нам пришёл,
Вслед за ним пришёл хоккей, а до этого жокей,
Теннис, яхта, бокс, рекорд, чемпион, тайм-аут, спорт.
И явился, например, к нам от немцев офицер,
С офицером в свой черёд к нам приехал бутерброд.
Ведущий. Многие слова вам предстоит изучить. Ну, а сейчас вас ждёт последнее задание: решите кроссворд.
/Словарь проверяет работу/
10 уч.
Уважаем государь, по прозванию Словарь,
Даже Пушкин, я об этом достоверно говорю,
Не однажды за советом обращался к Словарю.
Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как другу, оказать готов услугу
Русской речи государь по прозванию Словарь!
/Я.Козловский/
Ведущий. Дорогие друзья, время нашего путешествия по волшебной стране Словаря истекло. Но Словарь будет всегда с нами рядом. И пусть эти замечательные книги, орфографические словарики, помогут вам лучше изучить русский язык.
/Детям вручаются подарки – орфографические словари. /