Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку на тему: "В гостях у орфографического словаря". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Оборудование: большой макет книги “Орфографический словарь”, картины зимнего леса, карточки со словами, пословицами, магнитофонная запись ветра, вьюги, торжественного вступления, фонограмма песни “Почему медведь зимой спит” (Л.Книппер-А.Коваленков), плакат с изображением созвездий, кроссворд, комплект орфографических словарей на весь класс.

Ведущий. Сегодня, ребята, у нас с вами встреча с одной очень познавательной книгой. Заглянем-ка в портфель. Кроме учебников я вижу ещё одну книгу – орфографический словарь. В нём собраны слова, написание которых нельзя проверить. Как мы называем эти слова?

/Появляется мальчик в костюме Словаря. /

1 уч.

Есть волшебная страна, что распахнута пред вами,

Та, которая словами, как людьми населена.

Правит ими государь по прозванию Словарь.

И относится он к ним, словно к подданным своим.

/1 и 2-ой ученики кланяются Словарю. /

2 уч.

Утверждать ему не ново, как писать какое слово.

Как писать и как читать, как с другими сочетать.

/Я.Козловский/

Словарь. Приглашаю всех в гости. В нашей волшебной стране вас ждут уже знакомые слова с непроверяемыми написаниями и новые, ещё не изученные вами.

Ведущий. А вот и первый житель этой волшебной страны. Какое слово мы повстречали?

/Выходит ученик в костюме Портфеля и мальчик Петя./

Портфель.

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед. Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор не “коридор”, а “коЛидор”.

“ДиЛектор входит в кабинет”…

“Закрыт мага'зин на обед”…

“Хозяйка моет стаканы'”…

“Секёт свеклу'”…

“Пекёт блины”…

И до меня дошёл черёд, меня он по'ртфелем зовёт.

Но мне не зря “Родную речь” судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя: пусть и его зовут Петя'.

- Петя'! – несётся со двора, - тебе домой идти пора!

- Не трогай малыша, Петя', ведь ты большой, а он дитя!

Петя.

“Петя'” обижен на ребят:

-Скажите, в чем я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил,

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

/Ю.Тимянский/

Ведущий. Какую ошибку допустил Петя? Как сказать правильно: по'ртфель или портфель? А как это слово пишется?

/На магнитную доску прикрепляется карточка со словом “портфель”./

Ведущий. Ребята, а в какие дни недели отдыхают все портфели? Как вы думаете, есть ли эти слова в стране Словаря? Почему они туда попали?

/Проводится игра с залом. /

3 уч.

Вот неделя. В ней - семь дней, поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделькам назовётся ……….. .

………… – это день второй. Он стоит перед средой.

Серединочка – ………. третьим днём была всегда.

А ……… – четвёртый день – шапку носит набекрень.

Пятый – ………. – сестрица – очень модная девица.

А в ……… – день шестой – отдыхаем всей гурьбой.

И последний – ……… назначаем днём веселья.

/М.Погарский /

/Ученик на доске переворачивает карточки с названиями дней недели. /

Ведущий. Наверное, вы слышали такое выражение “после дождичка в четверг”. Объясните, что оно означает.

Незаметно мелькают дни, пролетают недели. Недавно были осенние каникулы, а не за горами и зимние. А вы знаете, слово “каникулы” тоже живёт в волшебной стране, которой правит Словарь?

4 уч. “Каникулой” в древности называли самую яркую и самую главную звезду в созвездии Большого Пса – Сириус. Ежегодно она появляется на небосводе в самый разгар лета, 26 июля по нашему календарю. В июле начиналось самое жаркое время года, когда школьникам давали передышку. В честь звезды эти дни и прозвали каникулярными, каникулами. Сначала каникулами называли летний отдых, потом слово “каникулы” стало относиться ко всякому перерыву в учёбе. Поэтому мы говорим зимние каникулы, весенние каникулы, хотя тут звезда Каникула вовсе ни при чём.

/На доску прикрепляется карточка со словом “каникулы”./

Ведущий. Вот вспомнили про зимние каникулы, и что-то холодом сразу потянуло. На стёклах узоры появились.

/Звучит магнитофонная запись ветра, вьюги./

Посмотрите, и на доске для вас что-то написала зима.

/На доске заранее подготовлен текст, в котором пропущено слово “мороз”./

Догадайтесь, какое слово пропущено. Как это слово правильно пишется?

“Ай да ………..!

В лесу ………. кружева развесил. Ни пером описать, ни в сказке сказать.

Ходит ………. по двору: то в стену стукнет, то по воротам щёлкнет, то стряхнёт иней с берёзы. На окнах ……… ледяные цветы нарисовал – никому таких не нарисовать”.

/По Соколову-Микитову/

Ведущий. Хорошо в лесу зимой! Красота! Давайте, ребята, прогуляемся по зимнему лесу. Что это за парок идёт из большого сугроба? Да тут медведь зимует! Вот и ещё одно словарное слово нам встретилось. Как вы его напишите?

/На доске карточка со словом “медведь”./

Знакомо ли вам выражение “медведь на ухо наступил”? Что оно означает?

5 уч.

Не умеет дятел петь, нет у дятла слуха,

Говорят, ему медведь наступил на ухо.

/Л.Татьяничева/

Ведущий. К радости, нашим ребятам “медведь на ухо не наступил”, и сейчас мы вместе споём песню про медведя.

/Дети исполняют песню “ Почему медведь спит зимой ”( Л.Книппер – А.Коваленков ) /

Ведущий. Проверим ваше внимание. Какие слова с непроверяемыми написаниями были в тексте песни? Произнесите их орфографически.

Тише, тише. Я слышу чей-то разговор. Да это медведицы! Послушаем, о чём они говорят.

/Появляются две девочки в костюмах медведиц. В руках у них плакат с изображением двух созвездий Большой и Малой медведиц. /

Медведицы.

Две медведицы смеются:

- Эти звёзды вас надули!

Нашим именем зовутся,

А похожи на кастрюли…

/С. Маршак/

Ведущий. О каких звёздах говорят медведицы? А что значит “вас надули”?

/Ответы детей./

А вот на снегу чьи-то следы. Какой зверь их оставил?

6 уч.

Чьи-то лапки на белом снегу наследили.

Кто-то, робкий, лесною опушкой бежал,

У берёзы кору обглодал. Корешок чьи-то зубки точили.

Белым столбиком долго сидел,

Навострив свои длинные ушки,

И, зачуяв стрелка, полетел

Через голову с белой горушки.

Куцый хвостик, глаза с косиной

И пушистая белая шубка,

Рост не мал и не очень большой,

И раздвоена верхняя губка.

/О.Белявская/

Ведущий. Молодцы, отгадали. А как пишется слово “заяц”?

/Выставляется карточка со словом “заяц”. Выходит мальчик в костюме зайца./

Заяц. А вот и я. Здравствуйте, дети!

Ведущий. Что ты такой задумчивый, заяц?

Заяц.

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка рассуждает:

-Если я купил билет,

Кто я: заяц или нет?

Ведущий. Ребята, помогите разобраться зайчику.

/Дети обсуждают ситуацию. На сцену к зайцу вылетает ворон. Инсценировка сценки “Ворона и заяц” по Э.Шиму /

- Эй, ворона!

- Ты меня, косой? Так я не ворона, а ворон. Не видишь, что ли? Ворона серая, а я чёрный. Ворона деревенская, а я птица лесная, дикая!

- Подумаешь, много разницы!

- Если мало, так я ещё скажу. Ворона всё клюёт, а я — только мясо. Птичек ловлю, зверюшек и вот таких зайцев, как ты!

- Ой, не буду больше, дяденька ворон! Всё уже понял!

Ворон. А вы, ребята, помните, как правильно писать слово “ворон” и “ворона”? Молодцы, видно, на уроках слушаете учителя внимательно, “ворон не считаете”.

/Звучит запись звуков ветра. Ворон улетает./

Ведущий. Посмотрите, ветер перепутал все слова в пословицах. Переставьте их правильно. Подумайте, когда так говорят.

/На доске: и, пуганая, куста, ворона, боится как, раскаркался, ворона на, воронушке, чужой, рад, своей, сторонушке/

Ведущий. Возвращаемся и мы на свою сторонушку, из зимнего леса в свой класс. Много слов в волшебной стране словаря повстречалось на пути, повторили мы и их написание. Надеюсь, в этих словах вы не допустите ошибок. Но в орфографическом словаре очень много слов, которые вам ещё предстоит изучать. Есть там и слова, пришедшие из других стран, из разных языков.

7 уч.

И среди своих законных слов, в отечестве рождённых,

Есть под властью Словаря много слов иноплемённых,

Издалёка завезённых через горы и моря.

. . .

Много слов родили греки, к нам из них в далеком веке

Математика пришла, с ней грамматика была.

. . .

8 уч.

А из Франции …

Привет!

К нам пожаловал балет,

И театры, и актрисы,

Декорация, кулисы,

Дирижёр, и билетёр,

Персонаж, танцор, сюжет,

Бис! Антракт…Фойе…Буфет…

9 уч.

А из Англии футбол прямо в бутсах к нам пришёл,

Вслед за ним пришёл хоккей, а до этого жокей,

Теннис, яхта, бокс, рекорд, чемпион, тайм-аут, спорт.

И явился, например, к нам от немцев офицер,

С офицером в свой черёд к нам приехал бутерброд.

Ведущий. Многие слова вам предстоит изучить. Ну, а сейчас вас ждёт последнее задание: решите кроссворд.

/Словарь проверяет работу/

10 уч.

Уважаем государь, по прозванию Словарь,

Даже Пушкин, я об этом достоверно говорю,

Не однажды за советом обращался к Словарю.

Он связует новь и старь,

И тебе всегда, как другу, оказать готов услугу

Русской речи государь по прозванию Словарь!

/Я.Козловский/

Ведущий. Дорогие друзья, время нашего путешествия по волшебной стране Словаря истекло. Но Словарь будет всегда с нами рядом. И пусть эти замечательные книги, орфографические словарики, помогут вам лучше изучить русский язык.

/Детям вручаются подарки – орфографические словари. /