Интегрированный урок для начальных классов "Музыка в москвоведении"

Разделы: Музыка, Начальная школа


Цели и задачи:

Обеспечить усвоение, повторение, закрепление музыкальных и художественных понятий, исторических фактов, формирование эмоционально-нравственного отношения к музыке, посвященной Москве.

Воспитание патриотизма, гордости за Москву, причастности к ее славному прошлому.

Оборудование урока:

1. Портреты русских композиторов М.М. Глинки, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, С.С. Прокофьева и И.О. Дунаевского.

2. Репродукции с картин русских художников Андрея Рублева, Аполлинария Васнецова.

3. ТСО диапроектор со слайдами, видеомагнитофон, магнитофон, проигрыватель, пластинки.

Оформление урока:

В классе развернута выставка репродукций с картин художников, стенд "Моя Москва", а также несколько планшетов со стихами и текстами высказываний великих людей о Москве.

Ход урока

Учитель: Сегодня на уроке мы перелистаем несколько страниц о Москве.

I страница. Пролог.

Звучит увертюра к опере "Руслан и Людмила" М.Глинки.

Учитель: Этот урок мы посвящаем великому городу Москве – нашей малой Родине, столице нашей большой Родины - России.

Москва! Москва!
Ты такова
В своем величье и достоинстве,
В гражданских доблестях и воинстве,
Что испокон веков по-свойски
Мы всю страну зовем Москва,
Зовем все русское московским.

Наивысшее чувство любви к Родине поэты выражали словами, композитор преломляет это в звуки музыки, живописец в рисунках, красках.

Звучит в грамзаписи "Рассвет на Москве - реке" из оперы М.П. Мусоргского "Хованщина".

На фоне музыки чтецы выразительно декламируют стихи о Москве.

Старине седой невольно
Поклоняется душа...
Ах, Москва родная, больно
Ты мила и хороша...

Показ слайдов с изображением старой Москвы. Ученик читает слова М.Ю. Лермонтова:

Из-за дальних лесов, из-за синих гор
По тесовым кровелькам играючи
Тучи серые разгоняючи
Заря алая подымается...

Слушание музыкальной картинки.

(Когда музыка умолкает, вопрос учителя).

- Какое музыкальное произведение прозвучало?

(Ответы учащихся).

Учитель: Что слышали мы в музыке?

Ответы учащихся:

1. Перекличку утренних петухов.

2. Тихий колокольный звон.

3. Можно представить картину пробуждения русской столицы.

4. Постепенное нарастание звучания - приход нового дня.

Учитель: Мусоргский М.П. воплотил в этой музыкальной картинке главную идею всей оперы: рассвет над Русью, победы света над мраком.

Как стихи проиллюстрировали этот музыкальный фрагмент?

"Заря алая подымается" - возникает красочный образ Руси.

II страница. Зарождение Москвы.

Слайды или репродукции картин А.М.Васнецова "Основание Москвы", картины подмосковной природы.

Звучит музыка Н.А. Римского-Корсакова из оперы "Садко" (Океан - море синее).

Учитель: Какой вид мог открыться перед вами, если бы вы приплыли на торговом судне и причалили к пристани в древней Москве?

Учащиеся:

1) Может быть, перед нами возник город “с златоглавыми церквами, теремами и садами…”

2) Лубочный деревянный городок. Княжеские терема, церкви, боярские дворы, дома служивых и ремесленников за крепостной стеной.

III страница. Москва при Иване Калите.

Кадры старой Москвы (три каменных собора, четвертый Архангельский собор в лесах).

Картина А.М.Васнецова "Кремль при Иване Калите".

У какого князя мы теперь в гостях?

Что можно сказать об этом времени?

- Летописцы писали: "Тишина была великая по всей Русской земле, на 40 лет, пересташе татарове воевати русскую землю".

IV страница. Москва при Дмитрии Донском.

Звучит "Вторая, Богатырская симфония" А.П. Бородина.

Учитель: Почему эту страницу Москвы мы начали с прослушивания такой музыки?

(Ответы учащихся.)

  1. Московский князь Дмитрий поднял Русь на битву с татарами.
  2. Он получил прозвание Донской.
  3. Русские воины решили, что на поле Куликовом они либо победят, либо погибнут.

Показываются кадры из диафильма "Куликовская битва" (автор сценария Р. Горская).

Чтение двух последних абзацев главы VIII

Учитель:

Слава поля Куликова,
Слава битвы на Дону,
Слава Дмитрия Донского
Облетела всю страну.

Что вы прослушали? Какого характера была музыка?

(Воинственная, мужественная.)

Автор - Александр Порфирьевич Бородин, и, действительно, звучал фрагмент его Богатырской симфонии. В ней образ богатыря, могучего защитника Родины.

Учитель: Можно ли соотнести эту музыку с образом московского князя Дмитрия Донского?

(Ответы учащихся).

V страница. Москва при Иване III.

Звучит музыка Римского-Корсакова. Фрагмент из финала IV акта "Приезд Салтана в город Леденец".

Картина А.М. Васнецова "Московский Кремль при Иване III".

Чтение учащимися стихотворений о Москве, Московском Кремле.

Строками поэта Языкова: "Здесь наших бед и нашей славы хранится повесть! Эти главы святым сиянием горят", - учитель может закончить этот урок.

Могут быть показаны кадры современной Москвы, на их фоне хором можно исполнить песню И.О. Дунаевского "Моя Москва", ставшую гимном столицы.

VI. В заключение читается стихотворение П.М. Языкова об историческом центре Москвы. Выясняется смысл выражения "Здесь наших бед и нашей славы хранится повесть".