Цели и задачи:
Обеспечить усвоение, повторение, закрепление музыкальных и художественных понятий, исторических фактов, формирование эмоционально-нравственного отношения к музыке, посвященной Москве.
Воспитание патриотизма, гордости за Москву, причастности к ее славному прошлому.
Оборудование урока:
1. Портреты русских композиторов М.М. Глинки, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, С.С. Прокофьева и И.О. Дунаевского.
2. Репродукции с картин русских художников Андрея Рублева, Аполлинария Васнецова.
3. ТСО диапроектор со слайдами, видеомагнитофон, магнитофон, проигрыватель, пластинки.
Оформление урока:
В классе развернута выставка репродукций с картин художников, стенд "Моя Москва", а также несколько планшетов со стихами и текстами высказываний великих людей о Москве.
Ход урока
Учитель: Сегодня на уроке мы перелистаем несколько страниц о Москве.
I страница. Пролог.
Звучит увертюра к опере "Руслан и Людмила" М.Глинки.
Учитель: Этот урок мы посвящаем великому городу Москве – нашей малой Родине, столице нашей большой Родины - России.
Москва! Москва!
Ты такова
В своем величье и достоинстве,
В гражданских доблестях и воинстве,
Что испокон веков по-свойски
Мы всю страну зовем Москва,
Зовем все русское московским.
Наивысшее чувство любви к Родине поэты выражали словами, композитор преломляет это в звуки музыки, живописец в рисунках, красках.
Звучит в грамзаписи "Рассвет на Москве - реке" из оперы М.П. Мусоргского "Хованщина".
На фоне музыки чтецы выразительно декламируют стихи о Москве.
Старине седой невольно
Поклоняется душа...
Ах, Москва родная, больно
Ты мила и хороша...
Показ слайдов с изображением старой Москвы. Ученик читает слова М.Ю. Лермонтова:
Из-за дальних лесов, из-за синих гор
По тесовым кровелькам играючи
Тучи серые разгоняючи
Заря алая подымается...
Слушание музыкальной картинки.
(Когда музыка умолкает, вопрос учителя).
- Какое музыкальное произведение прозвучало?
(Ответы учащихся).
Учитель: Что слышали мы в музыке?
Ответы учащихся:
1. Перекличку утренних петухов.
2. Тихий колокольный звон.
3. Можно представить картину пробуждения русской столицы.
4. Постепенное нарастание звучания - приход нового дня.
Учитель: Мусоргский М.П. воплотил в этой музыкальной картинке главную идею всей оперы: рассвет над Русью, победы света над мраком.
Как стихи проиллюстрировали этот музыкальный фрагмент?
"Заря алая подымается" - возникает красочный образ Руси.
II страница. Зарождение Москвы.
Слайды или репродукции картин А.М.Васнецова "Основание Москвы", картины подмосковной природы.
Звучит музыка Н.А. Римского-Корсакова из оперы "Садко" (Океан - море синее).
Учитель: Какой вид мог открыться перед вами, если бы вы приплыли на торговом судне и причалили к пристани в древней Москве?
Учащиеся:
1) Может быть, перед нами возник город “с златоглавыми церквами, теремами и садами…”
2) Лубочный деревянный городок. Княжеские терема, церкви, боярские дворы, дома служивых и ремесленников за крепостной стеной.
III страница. Москва при Иване Калите.
Кадры старой Москвы (три каменных собора, четвертый Архангельский собор в лесах).
Картина А.М.Васнецова "Кремль при Иване Калите".
У какого князя мы теперь в гостях?
Что можно сказать об этом времени?
- Летописцы писали: "Тишина была великая по всей Русской земле, на 40 лет, пересташе татарове воевати русскую землю".
IV страница. Москва при Дмитрии Донском.
Звучит "Вторая, Богатырская симфония" А.П. Бородина.
Учитель: Почему эту страницу Москвы мы начали с прослушивания такой музыки?
(Ответы учащихся.)
- Московский князь Дмитрий поднял Русь на битву с татарами.
- Он получил прозвание Донской.
- Русские воины решили, что на поле Куликовом они либо победят, либо погибнут.
Показываются кадры из диафильма "Куликовская битва" (автор сценария Р. Горская).
Чтение двух последних абзацев главы VIII
Учитель:
Слава поля Куликова,
Слава битвы на Дону,
Слава Дмитрия Донского
Облетела всю страну.
Что вы прослушали? Какого характера была музыка?
(Воинственная, мужественная.)
Автор - Александр Порфирьевич Бородин, и, действительно, звучал фрагмент его Богатырской симфонии. В ней образ богатыря, могучего защитника Родины.
Учитель: Можно ли соотнести эту музыку с образом московского князя Дмитрия Донского?
(Ответы учащихся).
V страница. Москва при Иване III.
Звучит музыка Римского-Корсакова. Фрагмент из финала IV акта "Приезд Салтана в город Леденец".
Картина А.М. Васнецова "Московский Кремль при Иване III".
Чтение учащимися стихотворений о Москве, Московском Кремле.
Строками поэта Языкова: "Здесь наших бед и нашей славы хранится повесть! Эти главы святым сиянием горят", - учитель может закончить этот урок.
Могут быть показаны кадры современной Москвы, на их фоне хором можно исполнить песню И.О. Дунаевского "Моя Москва", ставшую гимном столицы.
VI. В заключение читается стихотворение П.М. Языкова об историческом центре Москвы. Выясняется смысл выражения "Здесь наших бед и нашей славы хранится повесть".