Интегрированный урок по математике и москвоведению для 5-х классов по теме: "Московский Кремль в задачах по математике"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цели урока:

  • научиться решать задачи по математике и узнать новые исторические сведения о возникновении и жизни Московского Кремля;
  • научиться взаимодействовать в коллективе.

Методы:

  • познавательная игра;
  • анализ данных.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительная беседа. Викторина "Московский Кремль".
  3. Игра "Поле чудес", сравнение площадей залов Большого Кремлевского Дворца.
  4. Командная игра "Башни Кремля", решение геометрической задачи.
  5. Решение задачи с помощью уравнения "Куранты Спасской башни".
  6. Итог урока.

Список литературы:

  1. Дидактический материал по математике"История Москвы в задачах по математике, 5 класс Перли С.С. и др. НПО "Образование", 1997г.
  2. Путеводитель по Московскому Кремлю.

1. Организационный момент.

Класс делится на две команды:

- Представляется жюри, которое оценивает результаты заданий и подводит итог игры;

- Раздаточный материал: схема Кремля, тексты задач.

2. Вступительная беседа. Викторина "Московский Кремль".

Каждой команде предлагается ответить на вопросы об объектах, сведения о которых составили сюжет задач:

Команда №1

- Сколько лет будет Москве в 2007г.? (860лет).

- Князь-основатель Москвы? (Юрий Долгорукий).

- При каком князе стены Кремля были деревянными? (Иван Калита)

- Как называется главная площадь Кремля? (Соборная).

- Какой высоты колокольня Иван Великий? (81м).

- Сколько башен Кремля имеют рубиновые звезды? (6)

- Какой собор в Кремле является усыпальницей московских князей и царей? (Архангельский).

Команда №2

- Дата основания Москвы? (4апреля, 1147г).

- Реки, издавна протекающие по территории Москвы? (Москва, Неглинная, Яуза).

- При каком князе началось строительство белокаменного Кремля? (Дмитрий Донской).

- Почему всякий человек должен был снимать шапку, проходя через ворота Спасской башни? (над воротами висела икона "Спаса Спасителя").

- Сколько весит Царь-колокол? (200 т).

- Сколько башен в Московском Кремле? (20).

- Главный собор Кремля, где короновали царей, а позже - императоров? (Успенский).

3. Игра "Поле чудес" заключается в том, что учитель предлагает командам отгадать слово, обозначающее один из залов Большого Кремлевского Дворца. Затем, каждой команде нужно вычислить площадь двух залов и расположить их по возрастанию площадей. При решении таких задач учащиеся не только усваивают текущий математический материал, но и расширяют свой кругозор. Особенно это важно для детей с гуманитарным складом мышления: благодаря интересу к фабуле задач они смогут заинтересоваться математикой.

Команда №1

- Александровский зал (620)

длина - 31м.
ширина на 11 м. меньше длины.

Найти площадь зала.

- Андреевский зал (1029)

ширина - 21м.
длина на 28 м. больше ширины.

Найти площадь зала.

Команда № 2- Георгиевский зал (1220)

длина - 61м.
ширина на 41 м. меньше длины.

Найти площадь зала?

- Екатерининский зал (294)

ширина – 14 м.
длина на 7 м. больше ширины.

Найти площадь зала.

Жюри оценивает скорость и правильность ответов команд.

4. В игре "Башни Кремля" принимают участие по одному представителю от команды. На экран проектируется схема Московского Кремля, на которой показаны все башни. Первый участник подбрасывает кубик и определяет число ходов (до 6), начиная от Спасской башни. Он должен назвать башню, на которую выпал ход, дать её описание в виде кратких исторических сведений. Затем ход переходит к участнику второй команды, игра повторяется. Если ученик дает неправильный ответ, он возвращается на два хода назад. Побеждает тот, кто первым дойдет по кругу до Спасской башни.

На экран проектируется шатер Боровицкой башни. Командам предлагается рассмотреть боковую грань шатра Боровицкой башни, которая является равнобедренным треугольником, и найти её углы.

Для решения этой задачи, с учащимися необходимо провести предварительную беседу о некоторых геометрических понятиях, применяемых в данной задаче: определение и свойства равнобедренного треугольника, сумма углов треугольника.

ЗАДАЧА: Боковая грань шатра Боровицкой башни является равнобедренным треугольником, у которого угол В на 72 градуса меньше угла А равного углу С. Найти углы боковой грани.

5. Командам предлагается решение задачи с помощью уравнения. На экране куранты Спасской башни.

ЗАДАЧА: Диаметр циферблата современных курантов на Спасской башне в два раза меньше самых больших часов, установленных на здании Университета на Воробьевых горах. Диаметр часов мастера Галовея, ранее стоявших на Спасской башне, на 1 м меньше современных. Найти диаметры циферблатов этих трёх часов, если сумма всех составляет 23 м.

6. Итог урока. Жюри подводит итоги, объявляет победителей.