Из опыта работы с орфографическим словарем

Разделы: Начальная школа


В этой статье рассматриваются практические методы работы с орфографическим словарем в начальных классах. Особое внимание уделяется формированию прочного навыка работы со словарем, приводятся конкретные примеры заданий, помогающих учащимся легко ориентироваться в словаре.

Одной из основных задач, поставленных перед школой, является развитие умения самостоятельно работать. Самостоятельная работа предполагает умение грамотно записывать свои мысли. Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе традиционно решаются главным образом в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых “словарных” слов, т.е. слов с непроверяемым написанием. Но для успешного формирования навыков грамотного письма этого оказывается недостаточно. Нужна целенаправленная работа по ознакомлению младших школьников с азами пользования справочной литературой.

Эту работу можно начать с обучения правилам пользования “Орфографическим словарем”. Было бы глубоким заблуждением отодвигать решение этой сложной и многогранной задачи на более поздний период обучения младших школьников. Во время любой творческой письменной работы ученик сталкивается с массой слов, правописание которых он не знает, даже известное правило применить не всегда может. Какой путь в этом случае он выбирает? А путь такой: пишет, как слышит. Или: спросит у взрослых, товарищей. Или: выберет из двух-трех известных слов самое простое, использованное ранее, чем сознательно обедняет свою речь.

Ни один из этих путей не ведет к повышению грамотности. Поэтому учиться работать со словарем – это учить себя контролировать, развивать речь, накапливать активный словарный запас.

Формирование прочного навыка работы со словарем начинают с первых шагов ученика в школе, т.е. с уроков обучения грамоте. Дети знакомятся с буквами, находят их место в кассе букв, постоянно заполняют первый ряд кассы и повторяют буквы на каждом уроке. На это уходит 20-30 мин. с урока. Заучивание алфавита проводится как одна из физкультминуток, в игровой форме. Например, называя буквы, дети хлопают в ладоши. Это заставляет проговаривать буквы ритмично, не отставая от товарищей. Проводится также игра с мячом “Быстро назови следующую букву”. Или такая игра: повернувшись спиной к алфавиту, дети повторяют буквы и т.д.

Вторым этапом работы становится практическое применение алфавита. Для этого используются такие игры-задания: “Построй своих одноклассников по алфавиту”, “Расставь книги известных писателей на полочке так, чтобы их быстро можно было найти”, “Ты работаешь в регистратуре больницы. Наведи порядок на стеллажах с карточками больных”, “Ты авиадиспетчер. Запиши названия городов, в которые летят самолеты, по алфавиту”. И т.д. На этом этапе учащиеся выполняют задания от 5 до 10 слов. Затем работа усложняется. Проводится непосредственное знакомство учащихся с некоторыми существующими словарями. Первое – визуальное: учащиеся видят, что словари бывают большие, узнают, что в них содержится много слов, что без знания алфавита слово быстро не найдешь. Работа с “Орфографическим словарем”, составленным П.А. Грушниковым, предлагают самые простейшие задания: найдите свое имя в списке имен в приложении к “Словарю”. Прочитайте слова на букву а, правильно соблюдая ударение (1 – 2 столбика).

Из данного столбика слов (столбик слов записан на доске) выпишите известные вам слова, устно составьте с ними несколько предложений (попутно выясняя значение слов).

Выпишите несколько слов на заданную букву.

Разыщите спрятавшееся слово.

Посчитайте, сколько страниц занимают слова на букву п и ф. Как вы думаете, почему такая разница?

Пользуясь “Словарем”, решите ребусы. Подберите слово с нужным количеством букв (рис. 1, 2).

На третьем этаже работы учащимся предлагается использовать “Словарь” при выполнении различных видов самостоятельных работ. Вопросы и задания бывают следующие:

- Найдите нужное слово, вставьте его в предложение.

Составьте предложение по картинке, о написании трудных слов справляйтесь в “Словаре”.

Пользуйтесь “Словарем”, когда пишите изложение, сочинение.

Таким образом, работа с “Орфографическим словарем” не только преследовала грамматические цели, но и была направлена на ознакомление с лексическим значением новых слов или тех, значение которых дети понимали неправильно. Словарные упражнения проводились с целью обучения правильному орфоэпическому произношению, соблюдения нормативного ударения.

Дальнейшую работу со “Словарем” целесообразно осуществлять во II и в III классах.