С 2007 года в Российской Федерации срок срочной службы снижается до 1,5 лет, а уже с 2008 года он будет составлять только 12 месяцев. Сокращение срока срочной службы предполагает большую подготовленность молодого поколения как в теоретической подготовке, так в военно-прикладной и физической подготовке.
Решение данной задачи я, прежде всего, вижу в усилении роли среднего школьного образования. И особенно предмета “Основы безопасности жизнедеятельности”, включающего в себя один из основных своих разделов: “Начальная военная подготовка”. Недостаточно внимательное отношение к НВП в предшествующие 10-15 лет привело к резкому снижению качества призывного континента. Я могу это констатировать как офицер, десять лет, командовавший войсковой частью и лично занимавшийся набором молодого пополнения. Молодой человек приходит в армию плохо подготовленным физически, практически не подготовленным в военно-прикладном отношении и абсолютно не представляющим, с выполнением каких задач он столкнется с первых дней своей срочной службы.
Во многом именно заполнению этих пробелов в военно-прикладной и физической подготовки и призвана прелагаемая военно-спортивная эстафета. Основными задачами, которые ставит перед собой подготовка и проведение данной эстафеты является:
- повышение интереса у молодого человека к профессии защитника Отечества;
- формирование мотивации к двигательной деятельности;
- становление личности, как субъекта собственных способностей;
- развитие физической выносливости, силы, ловкости, военно-практических навыков.
Проведение данной военно-спортивной эстафеты предполагает наличие в школе минимального набора военного оборудования: полосы препятствий, муляжа автомата Калашникова, общевойскового защитного костюма, противогаза.
Случайность в выборе кандидата на прохождение любого из этапов помогает подготовить каждого допризывника по всему спектру военно-прикладных навыков и умений.
Ожидаемым результатом освоения и проведения военно-спортивной эстафеты становится формирование более подготовленного в военно-прикладном и физическом смысле допризывника, способного применить полученные знания и умения в практической деятельности и армейской жизни.
Организационный момент начинается с определения двух команд. Возможно усложнение: этап, в котором участвует каждый член команды, определяется жребием. Соревнование проводится в виде эстафеты, передача эстафеты – хлопок по плечу следующего участника. Определяется судейское жюри. Назначаются старшие на этапах.
1 этап: теоретический. Проводится за письменным столом. Вопрос оглашается после команды “Старт”.
Вопрос: “Поражающие факторы ядерного взрыва”. Оценивается по пятибалльной системе: один фактор – один балл.
- ударная волна;
- световое излучение;
- ЭМИ;
- проникающая радиация;
- радиоактивное заражение.
За оценку ниже “5” баллов начисляются штрафные очки. “4” балла – 1 штрафное очко, “3” балла – 2 штрафных очка, “2” балла – 3 штрафных очка.
2 этап: бег на 400 м. Трасса прокладывается вокруг школы.
Развивает у призывника скоростную выносливость, которая в специальной литературе рассматривается как физическое качество, способствующее преодолению утомления при работе максимальной интенсивности.
Гладкий бег на 400 м призывник должен рассматривать как подготовительное упражнение к преодолению полосы препятствий, с одной стороны, и как средство воспитания – с другой.
Оценивается по 4-х балльной системе: “Отлично” - 1 м 8 сек; “хорошо” - 1 мин 12 сек – 1 штрафное очко, “удовлетворительно” - 1 мин 16 сек – 2 штрафных очка; “неудовлетворительно” - более 1 мин 16 сек. – 3 штрафных очка.
3 этап: метание гранаты на меткость.
Сложнокоординированное двигательное умение. Подготовка к его выполнению должна рассматриваться в двух аспектах. Первый – метание на дальность, второй – в цель. Для решения задач первого аспекта необходимо обладать достаточно высокими скоростно-силовыми качествами, а для решения второго аспекта – ещё и хорошим глазомером. Следовательно, основными необходимыми компонентами здесь являются: сила мышц рук, высокая координация движений и определенная гибкость в отдельных системах человека. Амплитуда движений рук, глазомер. В финальное усилие броска я рекомендую добавить резкий выдох, как в восточных единоборствах во время броска или удара. На занятиях для улучшения координации и движений рекомендуется проводить медитацию. Учитывая, что применение данного умения в боевых условиях всегда сопряжено с ограниченной амплитудой движений (окоп, блиндаж, и т.д.), вести подготовку следует с учётом этих особенностей.
Метания относятся к военно-прикладным умения и навыкам, которые составляют предмет подготовки школьников к службе в армии. В боевой обстановке выживает и побеждает тот воин, который превзошёл противника по физическим и тактико-техническим качествам.
При метании необходимо соблюдать общие для всех видов метаний правила: создание оптимальной скорости движения в разбеге, возможно большее приложение усилий к снаряду и скорости его прохождения в финальном усилии, выпуск снаряда по наиболее выгодной траектории при совмещении тяговых усилий. Легкие снаряды, такие, как малый мяч, граната, метают с прямолинейного разбега броска из-за головы через плечо. Для школьников метание легких снарядов представляет особую ценность с точки зрения развития координации движений и укрепления мышц и связок всего тела. Метание малого мяча является основным видом метания, входящим в программу по физической культуре в школе. Рассматривая технику метания легких снарядов, можно условно разделить её на следующие фазы: держание снаряда, метание с места, разбега и подготовка к броску, бросок или финальное усилие и удерживание равновесия после броска. Как держать мяч? Указательный и средний пальцы размещены сзади мяча, а большой и безымянный поддерживают его сбоку. Гранату удерживают так, чтобы её ручка своим основанием упиралась в мизинец, согнутый и прижатый к ладони, остальные пальцы плотно охватывают ручку гранаты. При этом большой палец может располагаться как вдоль оси гранаты, так и поперек. В финальное усилие броска следует добавить резкий выдох для усиления силы броска (как в восточных единоборствах во время удара или броска).
Расстояние до мишени 30 метров. Дается 3 попытки. За каждый промах 1 штрафное очко. При попадании в цель броски прекращаются.
4 этап: Одевание противогаза. Хлопок по плечу означает команду “Газы”. Противогаз в походном положение. Порядок надевания противогаза:
- Задержать дыхание
- Закрыть глаза
- Снять головной убор
- Вынуть шлем-маску из сумки
- Надеть ее
- Устранить перекосы и складки
- Сделать полный вдох
- Открыть глаза и возобновить дыхание
Норматив “Отлично” - 7 сек.; “хорошо” - 8 сек – 1 штрафное очко; “удовлетворительно” - 10 сек – 2 штрафных очка.
Ошибки, снижающие оценку на один балл:
- участник не закрыл глаза, не задержал дыхание;
- после надевания не сделал полный вдох;
- перекручена соединительная трубка;
- шлем-маска надета с перекосом.
Ошибки, за которые присуждаются 3 штрафных очка:
- допущены складки и перекосы, через которые воздух проникает под шлем маску;
- не полностью навинчена фильтрующая коробка
5 этап: Преодоление полосы препятствия.
Полоса препятствий представляет собой сложнейший комплекс искусственных препятствий и барьеров, преодоление которых позволяет будущим воинам вырабатывать разнообразные двигательные умения и навыки, воспитывать практически все физические качества, так необходимые в воинской службе и, тем более, в бою.
Классифицируя это упражнение по физиологическому признаку, следует отметить, что оно может быть отнесено к 4 зоне работоспособности, которая характеризуется максимальной интенсивностью движений, высокой частотой сердечных сокращений, предельными значениями молочной кислоты, накапливающейся в мышцах. Отсюда вытекают и требования к подбору подготовительных средств.
Полоса препятствия состоит из бревна, вертикальной лестницы, забора. После преодоления бревна, участник забирается по лестнице наверх, затем спускается в колодец. Касается земли и выбирается из колодца. Забор преодолевает с разбега сверху. Далее оббежать столб и вернуться на исходный рубеж.
6 этап: Одевание ОЗК.
Данное упражнение рассматривается как важнейший элемент, наряду с одеванием противогаза, в защите от ОМП. Хлопок по плечу означает: “Защитный комплект надеть. Газы”
Порядок надевания ОЗК: - снять сумку с противогазом;
- заправить в брюки рубашку;
- надеть защитные чулки;
- надеть плащ в рукава;
- тесемки продеть в полукольцо по низу спинки плаща и закрепить;
- застегнуть полы плаща на шпеньки так, чтобы левая пола обхватывала левую ногу, а правая – правую, держатели двух шпеньков, расположенных ниже центрального шпенька закрепить закрепками;
- застегнуть на центральный шпенек центральные держатели шпеньков, сначала правой, затем левой полы плаща и закрепить их закрепкой;
- застегнуть боковые хлястики плаща на шпеньки, обернув их предварительно вокруг ног под коленками;
- застегнуть борта плаща, оставив не застегнутым два верхних держателя;
- надеть поверх плаща противогаз;
- привести противогаз в боевое положение;
- надеть противогаз, затем капюшон на голову, застегнуть оставшиеся 2 держателя плаща и хлястик капюшона;
- надеть перчатки.
Норматив: “отлично” - 4 мин. 40 сек.; “хорошо”-5 мин.- одно штрафное очко; “удовлетворительно”-6мин.- два штрафных очка.
Ошибки, снижающие оценку на 1 балл:
- надевание чулок производилось с застегнутыми хлястиками;
- неправильно застёгнуты борта плаща или не полностью надеты чулки;
- не закреплены закрепками держатели шпеньков или не застёгнуты 2 шпенька.
Ошибки, за которые присуждается три штрафных очка:
- повреждены ИСЗ;
- не застёгнуты более двух шпеньков;
- допущены ошибки, определяющие оценку “неуд.” при надевании противогаза.
7 этап: Сборка-разборка АКМ-74.
Автомат Калашникова является индивидуальным оружием и предназначен для уничтожения живой силы противника и его огневых средств.
Умение владеть индивидуальным оружием является основной задачей военно-прикладного спорта. Неотъемленной частью владения оружием является знание материальной части и умение обращаться с ней.
Состав АКМ-74:
- Крышка ствольной коробки.
- Возвратный механизм.
- Затворная рама с газовым поршнем.
- Затвор.
- Газовая трубка со ствольной накладкой.
- Ствол со ствольной коробкой и прицельным приспособлением.
- Цевьё.
- Пистолетная рукоятка.
- Приклад.
- Магазин.
- Шомпол.
- Компенсатор(пламегаситель).
- Пенал с принадлежностями.
- Штык-нож.
Порядок разборки:
- Отделить магазин, проверить, нет ли патронов в патронник, передернуть затвор.
- Вынуть пенал с принадлежностями.
- Отделить шомпол.
- Отделить крышку ствольной коробки.
- Отделить возвратный механизм.
- Отделить затворную раму с затвором.
- Отделить затвор от затворной рамы.
- Отделить газовую трубку со ствольной накладкой.
Порядок сборки в обратном порядке.
Норматив: “отлично” -34 секунды; “хорошо” - 39 секунды и одно штрафное очко; “удовлетворительно” - 47 секунд и два штрафных очка.
8 этап: Стрельба из пневматической винтовки.
В стрелковой подготовке выделяются компоненты, последовательное и правильное выполнение которых приводит к точному попаданию в цель. В данном случае такими компонентами будут изготовка, прицеливание и производство выстрела. В боевых условиях положения для изготовки могут быть самыми различными, поэтому и вести целенаправленную подготовку по овладению данным умением надо в широком диапазоне ситуаций, положений и условий. Школьники же получают лишь общие представление о стрелковой подготовке в целом и специализируются в стандартных условиях, оговоренных правилами соревнований. Подобная узкая специализация в стрелковом спорте, несомненно, необходима, она закладывает прочные основы умений и навыков, которые затем легко переносятся на другие виды стрельбы, выполняемой в боевых армейских условиях.
Расстояние – 10 метров. Мишень круглая 10 см. Три выстрела.
Норматив: 25-30 очков – “отлично”; 15-25 очков и одно штрафное очко – “хорошо”; 5-15 и два штрафных очка – “удовлетворительно”; менее 5 очков и три штрафных очка – “неуд.”
9 этап: Теоретический.
Проводится аналогично и там же. Где и первый этап. Вопрос оглашается после передачи эстафеты: “Три составляющих ракетно-ядерных сил РФ”.
- МБР наземного базирования: стационарные, мобильные.
- ПЛАРБ: МБР на атомных подводных лодках.
- Крылатые ракеты наземного базирования.
За каждый неназванный пункт прибавляется одно штрафное очко.
10 этап: Заключительный этап определяет победителя эстафеты.
Наиболее наглядным окончанием соревнования является пересечение финишной черты, т.е. последний этап – бег. Дистанция для каждой команды определяется количеством штрафных очков, набранных командой в ходе эстафеты. Штрафное очко приравнивается к штрафному кругу. Длина которого составляет 30 метров. Финиш последнего штрафного круга есть финиш эстафеты.