Раздел программы: "Алгоритмизация".
Тема урока: "Алгоритм в сказках".
Тип урока: урок с применением опорных конспектов.
Вид: комбинированный урок.
Технология: личностно – ориентированная.
Класс: 5-6.
Цели урока:
1.Обучающая цель: закрепить умения выполнять алгоритм с ветвлением, создать условия для формирования первичного представления о цикле с параметром в алгоритме и команды "повторить";
2.Развивающая цель: развивать логическое и алгоритмическое мышление учащихся через установление причинно – следственных связей.
3.Воспитательная цель: развивать любознательность и познавательный интерес.
4.Мотивационная цель: побудить интерес к изучению предмета.
План урока:
Содержание этапов урока |
Вр. |
Виды и формы работы |
1.Организационный момент |
1 мин |
Приветствие |
2.Мотивационное начало урока |
2 мин |
Постановка цели урока |
3.Обобщение предыдущей темы |
10 мин |
Использование опорного конспекта №1 и №2, работа на компьютере |
4.Объяснение новой темы |
24 мин |
Использование опорного конспекта №3 и №4, работа в тетради, работа на компьютере |
5. Этап обобщения и закрепления изученного |
6 мин |
Работа с опорным конспектом №5 и №6 |
6.Подведение итогов, домашнее задание |
2 мин |
Работа в тетради |
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Мотивационное начало урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Открыли тетради, взяли ручки. Запишите тему нашего сегодняшнего урока: "Алгоритм в сказках". Цель нашего урока – закрепить умения выполнять алгоритм с ветвлением, знакомство с циклом, задаваемым перечислением значений параметра. Для достижения цели урока мы воспользуемся опорными конспектами, которые лежат на ваших столах. Положите их перед собой и внимательно рассмотрите.
3. Обобщение предыдущей темы.
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы выяснили, что в алгоритме могут встречаться действия, которые выполняются не всегда, а только при каком – то условии. Внимание
Вопрос: Как называется команда алгоритма, в котором проверяется условие?
(Ответ: команда ветвления).
Учитель: Она называется так потому, что в этом месте алгоритма возникает перепутье и нужно выбрать, куда пойти дальше. Ребята, это очень похоже на выбор, который делают богатыри в сказках. А сейчас я вслух прочту отрывок из русской народной сказки "Марья Моревна".
– Здравствуй, бабушка!
– Здравствуй, Иван-царевич. Пошто пришел по – своей доброй воле аль по нужде?
– Пришел заслужить у тебя коня – бегунца.
– Изволь, царевич. У меня ведь не год служить, а всего-то три дня. Если упасёшь моих кобылиц – дам тебе коня, а нет – то не гневайся...
А теперь ответим на вопросы.
Вопросы:
1. Зачем Иван – царевич пришел к Бабе – яге? (Ответ: заслужить коня – бегунца).
2. Что он для этого должен сделать? (Ответ: пасти кобылиц три дня).
3. В каком случае царевич получит коня? (Ответ: если убережет всех кобылиц).
Учитель: На прошлом уроке мы узнали, что команда ветвления полной формы записывается с помощью служебных слов "если…то…иначе". А теперь воспользуемся опорным конспектом №1 (приложение 1) и впишем пропущенные команды алгоритма.
Затем учитель вызывает к доске ученика, справившегося с заданием. Его решение обсуждается вслух и при необходимости уточняется так, чтобы все ученики успели заполнить конспект правильным решением.
Учитель: Теперь внимательно рассмотрим опорный конспект №2 (приложение 1) и ответим на вопросы.
Вопросы:
- Каким способом записан алгоритм? (Ответ: с помощью блок – схемы).
- В каком блоке запишите условие? (Ответ: в блоке проверки условия).
Учитель предлагает ребятам сесть за компьютеры, вписать недостающие команды в блок – схеме и сохранить свои работы в папке.
После работы на компьютере проводится физкультурная минутка (упражнение для глаз, пальцев рук).
Пауза: "Где живёт РАК?".
1. Напиши слово РАК.
2. Переставь букву “А” после буквы “К”.
3. Вставь букву “Е” перед буквой “К”.
Задание: Подсчитай количество полученной информации в байтах и битах.
(Ответ: река, 4 байта, 32 бита).
4.Объяснение новой темы.
Учитель: Ребята, я буду называть сказки, а вы постарайтесь вспомнить фрагменты, которые повторяются несколько раз. Если вы вспомните сказку, то встаете, а я спрашиваю у тех, кто стоит, что в сказке повторяется и сколько раз.
1. Русская народная сказка "По щучьему велению". (Ответ: в этой сказке повторяются лишь волшебные слова "по щучьему велению, по – моему хотенью". А Емеля каждый раз просит что – то новое, поэтому группы повторяющихся действий нет).
2."Петушок – золотой гребешок". (Ответ: Кот и Дрозд уходят в лес. Петушок остается. Приходит Лиса, выманивает и уносит Петушка. Петушок зовет на помощь друзей, те выручают его. Три раза Лиса уносит Петушка, но на третий раз Кот и Дрозд не слышат зов и потому бросаются в погоню, только придя, домой. Но зато они так сильно напугали Лису, что она совсем убегает из леса).
3. "Репка". (Ответ: Каждый, кто приходит на огород, пытается вместе с остальными тянуть репку, терпит неудачу и зовет следующего "члена семьи". Всё повторяется 5 раз (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка. На шестой раз, когда приходит мышка, репку вытягивают).
4. "Колобок". (Ответ: Колобок встречается в лесу с зайцем, волком, медведем, лисой и каждому поёт свою песенку, а потом убегает. Все это повторяется 4 раза. Вот только убегает Колобок, к сожалению 3 раза).
Учитель: Ребята, обратите внимание на опорный конспект №3 (приложение 2). Как выглядит алгоритм событий в сказке?
Вопросы:
1. Сколько строк в этом алгоритме? (Ответ: 22)
2. Какие действия повторяются в одной и той же последовательности несколько раз? (Ответ: встречает, хотят съесть, поёт, убегает)
3.Сколько раз это повторяется? (Ответ: 4 раза. В первый раз Колобок убегает от старика и старухой, а потом ещё от зайца, волка и медведя).
А теперь, взгляните на опорный конспект №4 (приложение 2) и ответьте на вопросы.
Вопросы:
1. Сколько строк в следующем алгоритме? (Ответ: 11)
2. Почему тот же алгоритм стал таким коротким? (Ответ: Потому, что в нём появилось команда "повторить")
Только команда "повторить" записана не полностью. Сначала впишем пропущенные 5-ю и 6-ю команды, не указывая пока, кого встречает Колобок и кто хочет съесть Колобка:
5. Колобок встречает…….
6…….. хочет съесть Колобка
Вопрос: А как можно назвать зайца, волка, медведя, лису одним словом? (Ответ: Каждого из них можно назвать одним словом "зверь")
Учитель: Давайте впишем это слово в команды 5 и 6:
5. Колобок встречает зверя
6. Зверь хочет съесть Колобка
Вопросы:
- Кому Колобок поёт свою песенку в 4-й раз? (Ответ: Лисе)
- Что происходит потом? Какая строка алгоритма выполняется? (Ответ: 8-я строка. Колобок поёт у Лисы на носу)
- 8-я строка входит в цикл? (Ответ: Нет)
Учитель: Итак, назовите номера строк, в которые повторяются в цикле. (4,5,6,7). Теперь, допишем в 3-й команде: повторить строки 4,5,6,7 для зверей (зайца, волка, медведя, лисы). Список зверей в скобках означает, что при каждом очередном повторе слово "зверь" должно заменяться на очередное название из списка в скобках. Звери как бы стоят в очереди. Таким образом, команда "повторить" будет выполняться столько раз, сколько зверей перечислено в скобках. Такие команды, которые создают повторение действий, называются циклом. Слово "зверь" является параметром цикла, а название зверей: заяц, волк, медведь, лиса – это значения параметра цикла. А сейчас, запишем в тетрадях определение цикла:
Цикл – это команды алгоритма, описывающие действия, которые надо повторить несколько раз.
Учитель предлагает ребятам вписать недостающие команды опорного конспекта №4. (приложение 2)
1. Старик просит испечь колобок
2. Старуха печет колобок
3. Повторить строки 4, 5, 6, 7 для зверей: зайца, волка, медведя, лисы
4. Колобок убегает
5. Колобок встречает зверя
6. Зверь хочет съесть Колобка
7. Колобок поет песенку
8. Колобок поет у Лисы на носу
9. Колобок поет у Лисы на языке
10.Лиса съедает Колобка
11.Стоп
Затем учитель вызывает к доске ученика, справившегося с заданием. Его решение обсуждается вслух и при необходимости уточняется так, чтобы все ученики успели заполнить конспект правильным решением. Затем учитель предлагает ребятам сесть за компьютеры, вписать недостающие команды в блок – схеме и сохранить свои работы в папке.
После работы на компьютере проводится физкультурная минутка (упражнение для глаз, пальцев рук).
Пауза: "Кто съел торт?"
1. Напиши слово ТОРТ.
2. Убери букву справа.
3. Замени букву “Р” на “К”.
4. Поменяй местами буквы “К” и “Т”
5. Напиши слово. (Ответ: река)
5. Этап обобщения и закрепления изученного.
Учитель: Используя опорный конспект №5 (приложение 4) самостоятельно заполните опорный конспект №6 (приложение 4).
1. Дед сажает репку.
2. Репка вырастает.
3. Дед тянет репку.
4. Повторить строки 5,6 для
помощников деда: бабка, внучка, Жучка, кошка
5. Зовут помощника.
6. Тянут вместе.
7. Все вытягивают репку.
8. Стоп.
Самостоятельная работа проводится для определения, достиг ли урок поставленной цели. Для этой цели была предложена сказка "Репка" и опорные конспекты №5 и №6. Затем учитель вызывает к доске ученика, справившегося с заданием. Его решение обсуждается вслух и при необходимости уточняется так, чтобы все ученики успели заполнить конспект правильным решением.
6. Подведение итогов, домашнее задание.
Учитель: Итак, сегодня мы узнали, зачем нужен цикл в алгоритме, как записывается команда "повторить" и в каком порядке выполняются команды цикла. Ещё раз повторим определение цикла.
Объявляются оценки. Записывается домашнее задание: нарисовать блок – схему к сказке "Репка".
Литература:
А.В.Горячев “Информатика в играх и задачах”.