Тема урока: Логарифмические уравнения и неравенства в заданиях ЕГЭ.
Цели урока:
- обобщить знания учащихся по теме "Логарифмические уравнения и неравенства";
- закрепить основные приемы и методы решения логарифмических уравнений и неравенств;
- ознакомить учащихся с видами заданий повышенной сложности по данной теме в ЕГЭ;
- научить рационально распределять время выполнения заданий ЕГЭ.
Оборудование: листы копировальной бумаги для математического диктанта, листы ответов для самостоятельной работы, экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену по математике.
Ход урока.
1. Математический диктант.
Выполняется на двойных листах по копирку, один лист сдается учителю, другой остается у учащихся для самопроверки. (Задания второго варианта даются в скобках).
- Запишите определение логарифма. (Дайте определение логарифмической функции.)
- Какова область определения и область значений логарифмической функции? (В каком случае логарифмическая функция является убывающей, а в каком – возрастающей?)
- Запишите основное логарифмическое тождество. (Запишите формулу логарифмического перехода от одного основания к другому основанию).
- Сравните числа lg7 и 3lg2 (2log0,5 и log0,56).
- Вычислите 2log525 + 3log564 (2log21/4 - 3log3 27).
- Вычислите log3 log3 log327 (log2 log2 log216); –log3 9 log3 2
- Вычислите 3 (27 ).
- Найдите х. logx 36 = - 2 (logx 64 = 6).
2. Самопроверка математического диктанта.
Учащиеся проверяют диктант по ответам, записанным на откидной доске.
Оценки:
"5" – 8 верно выполненных заданий;
"4" – 6-7 верно выполненных заданий;
"3" – 4- 5 верно выполненных заданий;
"2" – менее 4-х верно выполненных заданий.
3. Решение заданий ЕГЭ повышенной сложности.
№ 1 (В) Найдите корень (или сумму корней, если их несколько) уравнения
log6(3x + 88) – log6 11 = log6 x. [1]
№ 2 (B) Найдите произведение всех корней уравнения
. [1]
№ 3 (B) Найдите сумму корней уравнения = log4 (x – 3) + 2. [2]
№ 4 (C) Решите уравнение - log6 x + 34 = ()2 + x. [2]
№ 5 (С) Найдите все значения х, для которых точки графика функции y = лежат выше соответствующих точек графика функции y = . [2]
4. Самостоятельная работа.
По сборникам [1] выполнить в тетрадях задания и ответы записать на листах ответов.
Вариант 1.
- А3 стр. 24. Найдите значение loga 125, если log 25= 6.
- А3 стр. 29. Найдите значение 7•5log 9.
- А3 стр. 34. Найдите значение 9 3- log3 54 + 7- log7 4.
- В4 стр. 31. Вычислите lg2 32 +
1) –1; 2) 1,5; 3) 4,5; 4) – 3.
1) 315; 2) 63; 3) 45; 4) 35.
1) 0,75; 2) 0,25; 3) 0; 4) 0,5.
Вариант 2.
- А3 стр. 39. Найдите значение loga 27, если log 9= 4.
- А3 стр. 49. Найдите значение (12 2 -3log12 6 - 7-2 log49 3) -1 .
- А3 стр. 64. Вычислите log315 – log975.
- В4 стр. 61. Вычислите
1) 1; 2) 1,5; 3) 3; 4) – 3.
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.
1) –1; 2) - 0,5; 3) 0,5; 4) 1.
5. Итог урока.
Историческая справка.
Джон Непер (1550-1617) – шотландский математик и И. Бюрги (1552 – 1632) независимо друг от друга ввели в математику понятие логарифма. Бюрги пришел к логарифмам раньше, но опубликовал свои таблицы с опозданием (в 1620 г.), а первой появилась работа Непера "Описание удивительной таблицы логарифмов". Основанием таблицы является иррациональное число, которое называют неперовым числом и со времен Л. Эйлера обозначают буквой е: е =
Логарифмы по основанию е называют натуральными логарифмами. Таблицы десятичных логарифмов составил английский математик Г. Бригс (1561 – 1630).
6. Домашнее задание.
Задание № 3 (С) решить другим способом, № 1614(а), 1615(а).
Для проведения урока использованы следующие пособия:
- Составитель: Кловко А.Г.
- Единый государственный экзамен: математика: контрольные измерительные материалы: 2006-2007. – М.: Просвещение; СПб.: Просвещение, 2007. [2]
Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ – 2006. Математика. М.: Федеральное государственное учреждение “Федеральный центр тестирования”, 2005. [1]