Процесс усвоения учащимися русского языка предполагает формирование элементарных навыков каллиграфии, усвоение графики и орфографии. Как организовать процесс познания, чтобы он был посильным, интересным и добиться качественного результата? Для этого пришлось пересматривать не только подходы к структуре урока, его этапам, формам и методам, адаптировать используемые ранее опоры, алгоритмы, схемы, но и создавать новые, которые помогли бы более точно и полно реализовать цели и задачи урока. В творческий поиск включились и сами ученики.
В основе организации деятельностного (проблемного) обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, то есть принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике. В результате данного процесса возникает необходимость обозначить «открытие», зафиксировать его на бумаге, представить его в виде абстрактного образа, а это как раз и ведёт к созданию опоры. Говоря словами Лысенковой С.Н. – «опора, схема – опора, опорный лист – это выводы, которые рождаются в момент объяснения, оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка». У. Е. Минтоном было отмечено, что существенные признаки и связи, зафиксированные в модели (опоре), становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены самими детьми в их собственном действии, т. е. когда они сами участвовали в создании модели (опоры). В противном случае можно наблюдать непринятие, опора не выполняет ту роль, которая на нее возложена. По мнению Е. А. Мельниковой, «опора – это зрительный образ, выражающий знание в предельно абстрактном, концентрированном виде».
Авторами образовательной программы «Школа-2100» отмечается значимость и необходимость опор, алгоритмов, схем, таблиц в учебном процессе. Изданы комплекты наглядных пособий по предметам и классам. Но все это не должно быть фоном, наглядностью ради наглядности. Акцент делается на их целесообразность и значимость на этапе «открытия знаний», первичного закрепления, рефлексии. Ученик должен пропустить через себя суть явления или знания и опираясь в дальнейшем на абстрактный образ (алгоритм) продвигаться в познании, выполнять самоконтроль.
В статье я хочу предложить опоры по темам русского языка 2 класса ОС «Школа-2100», разработанные и используемые мною в работе.
Считаю, эту тему актуальной в настоящее время для учителей, работающих по ОС «Школа-2100». Такой подход, позволяет повысить уровень мотивации обучения, способствует развитию грамотности, внимания, креативных способностей, повышает качество обученности.
В начале учебного года очень важно восстановить знания, полученные учащимися в первом классе и в первую очередь все, что касается звуков и букв. Лента букв, которую я использую, содержит в себе весь необходимый объем знаний о буквах и звуках, служит опорой при звукобуквенном разборе, способствует запоминанию.
На уроке по теме: «Признаки предложения. Оформление предложений на письме» проводится работа над правилом на стр. 13. В процессе этой работы предлагаю ребятам каждый пункт правила изобразить схематично, представить его в виде какого-либо образа. На основе представлений ребят получается следующая опора. Она позволяет без труда воспроизвести все пункты правила.
После изучения темы «Связь слов в предложении» опора дополняется:
Во время изучения темы «Связь слов в предложении» проводится очень важная работа, помогающая детям понять структуру предложений - моделирование, или составление схем. Впервые с этим ребята сталкивались при работе с предложениями в 1 классе, но во 2 классе схемы усложняются, в них отражаются связи между главными и второстепенными членами предложения. Для отработки умения составлять схемы используем конверты с набором вопросов. Карточки – вопросы крепим магнитами на доске, а графические обозначения выполняем мелом (маркером). Можно выполнять эти упражнения, выкладывая карточки на парте или пленке. Предлагаю различные виды заданий:
Составь схему данного предложения;
Найди ошибку и выполни схему правильно;
Запиши предложение соответствующее данной схеме;
Устно составь предложение по данной схеме. Измени его так, чтобы в конце предложения нужно было поставить другой знак препинания;
Соедини предложения с соответствующими им схемами;
Дополни предложение словом, обозначающим признак предмета. Выполни схему этого предложения и т. п.
В журнале «Начальная школа: плюс – минус» в №5 / 1999 года меня заинтересовала идея Н. А. Песняевой о представлении текста в виде детской пирамидки. Ребята эту идею восприняли на «ура». После первого (вводного) урока мы отошли от самой игрушки и заменили ее опорой с изображением пирамидки. Так как при изучении темы «Текст» выделяются 3 основные части: начало, середина и концовка, то ученики предложили дополнить опору этими сведениями. Эта опора используется и на уроках риторики при изучении раздела «Текст».
Работая над темой «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?» применяем следующую опору.
Наблюдая над словами признаками, развиваем умения ставить к ним вопросы, отмечаем роль слов – признаков в тексте. В процессе наблюдения, обсуждения, выполнения упражнений, к концу урока мы получаем следующую схему-опору. Она не только охватывает круг основных признаков предметов, но и отражает зависимость окончаний слов – признаков от вопроса. Использую эту опору так же для обогащения и расширения словарного запаса учащихся, при составлении загадок, описании предметов, распространении предложений, составлении словосочетаний и т. п.
В период обучения грамоте, работая на стр. 110 – 111 и на стр. 126 - 127 «Моя любимая азбука» мы знакомимся с особенными группами слов: предлогами и словами, выражающими чувства, эмоции человека. «Заселяя» эти группы слов в домики, отмечаем их особенности, перечисляем междометия и указываем какие чувства они выражают. Во 2 классе при изучении темы: «Слова, к которым нельзя задать вопрос» возвращаемся к проделанной в 1 классе работе и продолжаем исследование, сравнение уже изученных групп слов с междометиями и предлогами. В результате исследования дополняем полученные ранее знания новыми выводами о том, что к этим группам слов нельзя задать вопрос, у глаголов не бывает предлогов (они не дружат), отмечаем раздельное написание этих групп слов с другими словами, определяем их роль в речи. Дополняем этой информацией опору 1 класса, и применяем схему в дальнейшей работе по теме.
Пропедевтическая работа по изучению состава слова проходила в 1 классе еще в период обучения грамоте. Теперь особое внимания уделяется разграничению понятий «однокоренное слово» и «форма слова», разбору слов по составу, словообразовательным упражнениям и т.д. В этом направлении предлагаю использовать следующую опору.
На уроках русского языка при изучении приставок и суффиксов постоянно присутствуют опоры, содержащие перечень распространенных приставок и суффиксов. Это необходимо для того, чтобы при словообразовании учащиеся использовали широкий спектр возможных вариантов. Чем шире возможность поиска, чем разнообразнее материал для творчества, тем дороже результат. В результате такого подхода возникает больше вопросов, появляется интерес, возможность расширить словарный запас учеников, объяснить значения «новых» слов.
Изучая тему: «Правописание предлогов и приставок» применяю опору «Предлоги пиши отдельно!» В опоре представлено все необходимое для работы: орфограмма – пробел и ее графическое обозначение, перечислены различные предлоги, указаны способы проверки, дан пример – образец.
Наряду с лентой букв, изучая материал о буквах и звуках русского языка и при звукобуквенном разборе, можно использовать следующую опору.
Используя знания, полученные учащимися в 1 классе, начиная тему «Написание большой буквы в словах», мы разделяем все случаи написания большой буквы на 3 блока:
имена, отчества и фамилии людей;
клички животных;
географические названия.
Эта опора-таблица помогает отработать все перечисленные случаи написания большой буквы, закрепляет знания по теме, направляет, когда нужно приводить примеры по пунктам таблицы, облегчает работу с каждым блоком в отдельности и т. д.
На мой взгляд, заслуживает внимания схема-опора, которая наглядно и ёмко представляет материал о йотированных гласных: указывает, какие гласные и в каких случаях обозначают два звука. К этой схеме можно обращаться и при звукобуквенном разборе.
Начиная работу с любой орфограммой, обязательно добиваюсь от ребят четкого понимания смысла формулировки (названия), рассматриваем графическое обозначение, модель или схему. Это очень важно и на протяжении изучения конкретной темы, и в дальнейшем, когда в заданиях необходимо выписать слова на определенную орфограмму, привести примеры, выполнить самодиктант и т. п. В этом мне и ученикам помогают таблицы с орфограммами.
Таблица «Правописание Ь и Ъ знаков».
Как описано выше, аналогично используется опора-таблица с орфограммами безударной гласной в корне слова.
Для тренировки, закрепления знаний можно предлагать следующие упражнения (предварительно закрыв определенную часть таблицы):
какие орфограммы соответствуют схемам слов?
сопоставьте названия орфограмм и схемы слов;
приведите примеры слов на указанные орфограммы;
по схемам слов восстановите названия орфограмм;
распределите данные слова по соответствующим орфограммам;
найдите и исправьте ошибки, допущенные при заполнении таблицы;
заполните пропуски в таблице и т. д.
Завершает изучение курса русского языка во 2 классе тема «Проверяемые согласные на конце слова». Схема – опора, которую я предлагаю использовать, хороша тем, что иллюстрирует само понятие «парные звонкие и глухие согласные», содержит схему слова и графическое обозначение орфограммы, показывает все способы проверки данной орфограммы.
В школу ребята приходят с различным уровнем подготовки, индивидуальными особенностями, состоянием здоровья, а задача учителя всегда остаётся неизменной – научить учиться, воспитать, развить личность. Данный подход позволяет всем ученикам работать на уроке активно, вне зависимости от способностей и обученности, развивает орфографическую зоркость. Особенно это большое подспорье и поддержка слабым ученикам, именно они легче и лучше воспринимают образы, нежели стандартные правила. Создание на уроке опор, работа над алгоритмом, поиск решения проблемы или исследование повышают уровень мотивации, заинтересованности ребенка в собственном труде, а это приводит, в конечном счете, к успеху. Надеюсь, что мой опыт поможет коллегам в их стремлении разнообразить школьные будни, сделать урок продуктивным, интересным и задействовать всех учащихся как субъектов процесса собственного обучения.